
Мой старший сын учится в 1 классе начальной школы в городе Абердине, который находится на северо-востоке Шотландии. Это достаточно большой по шотландским меркам город, и достаточно богатый — здесь развита нефтегазовая промышленность. Но здесь, с нашей точки зрения, все очень маленькое, можно даже сказать, деревенское. Даже городские жители здесь больше всего любят гулять в лесу, на природе. При этом школ в городе очень много.
На самом деле, жизнь в рамках государственной образовательной системы начинается с трех лет, когда ребенок идет в детский сад. Они бывают полностью бесплатными — это те, что прикреплены к какой-нибудь школе. Такие сады работают несколько часов в день, с утра или после обеда. А бывают частные, за которые надо частично доплачивать. Например, наш сад находится при церкви — его в 70-х годах организовали прихожане, чтобы помочь работающим мамам. Он очень маленький, всего на 25 детей, за которыми следят пять преподавателей.
В 1 класс шотландские дети идут в 5 лет, и это одно из отличий от английской системы, где школа начнется с 4 лет. Я знаю, что английские мамы переживают, что дети идут в школу слишком рано, и шотландские родители тоже считают, что психологически дети не готовы к школе. Но с этим ничего не поделаешь.
Школьный день у первоклассников длится с 9 до 15 часов. Парт в классе нет — есть несколько круглых столов и шкафчики, где дети хранят свои пеналы и тетрадки. Когда учительница что-то объясняет, они слушают ее, сидя на полу. И все же это настоящая школа, где дети учатся читать, писать, считать. Например, мой ребенок за полгода научился читать вполне сносно.
в районах, которые приписаны к «хорошим» школам, дома стоят дороже, и люди специально переезжают
Каждые пару дней им дают на дом небольшую книжечку, которую надо прочитать, и несколько слов, которые надо учиться писать. По математике осваивают счет, складывают и вычитают. Есть физкультура, которую ведет та же учительница, и что-то вроде природоведения. А еще имеется драма, которую уже ведет другая миссис, однако чем они там занимаются, я не очень понимаю.
Недавно дети нам показывали пьесу про загрязнение планеты. Мой сын был пингвином, который водил свою стаю по миру и рассказывал о том, какую опасность несет глобальное потепление. Каждую неделю ребенок приносит домой папку, которая называется «learning journey», — в ней расписано, чем они занимаются в этом месяце, на какие учебные моменты делают упор. Сюда вкладывают работы ребенка по теме: например, мой нарисовал сцену из их пьесы про глобальное потепление.
Начальная школа продолжается до 7 класса. Потом дети переходят в совершенно другую школу, где в обязательном порядке учатся еще 4 года, в принципе в 15 лет образование может быть закончено. Некоторые учатся еще два года в школе, чтобы поступать в университет. Здесь такая же система, как у нас с ЕГЭ, то есть в университет берут в зависимости от полученных на экзамене баллов.
Дети попадают в школу по месту жительства. Школа, в которой учится мой сын, находится прямо за углом, мы к ней приписаны, и чтобы в нее попасть, ничего не нужно было делать. В заявлении можно было выбрать из пяти разных школ, все они находятся достаточно близко к дому. Туда нас взяли бы, если бы в школах остались места после поступления всех прикрепленных детей.
Я знаю, что в районах, которые приписаны к «хорошим» школам, дома стоят дороже, люди специально переезжают. Но нам повезло, наша считается хорошей. Как это определяется, я не знаю: есть рейтинги, учитывается успеваемость, наверное. Я за этим не очень следила, но все мои друзья и знакомые хвалят нашу школу, и, в принципе, жаловаться не на что.
Впрочем, программа везде более или менее одинаковая. Район у нас тоже достаточно однородный по социальному уровню, по крайней мере, я никогда не замечала расслоения. У нас в школе учатся дети из других стран, почему-то особенно много испанцев, есть поляки, пакистанцы, индусы. И все очень дружно живут, после уроков вместе гуляют, ходят друг к другу в гости, празднуют дни рождения.
В школе все бесплатно: единственное, на что приходится тратить деньги, — это благотворительные ярмарки, которые то и дело устраивает родительский комитет. Но, во-первых, это дело добровольное, а во-вторых, собранные деньги чаще всего идут на школьные нужды. Есть частные школы, я знаю, что они очень дорогие. И знаю, что некоторые родители хотят попасть в католические школы — почему-то считается, что там образование лучше. Хотя, по-моему, это мнение вообще не имеет отношения к действительности.
Высшее образование Шотландии тоже по-прежнему для местных детей бесплатное, а вот в Англии стало платным. Причем деньги это очень приличные, около 10 тысяч фунтов в год. Правда, говорят, что студенты могут взять специальный кредит на учебу, который начинают выплачивать только после того, как устроятся на работу с приличным постоянным доходом.
в школе все очень свободно, расслабленно, никакой муштры, сверхдисциплины нет
В начальной школе, с 1 по 3 класс обеды бесплатные, с 4 класса родители что-то доплачивают, но совсем немного. Школьная еда очень разнообразная, каждые четыре недели меню меняется. Еда здоровая: здесь все увлечены идеей о том, что нужно есть много фруктов и овощей, поэтому обязательно в тарелку положат морковку и дадут яблоко. Но в начале года родителей пригласили попробовать обед, честно говоря, я его съесть не смогла: наверное, это полезно, но невкусно совсем. Дети тоже больше всего любят пятницу, когда у них «день пиццы».
Школьная форма обязательна. У нас в школе мальчики, например, носят черные или серые брюки, белые рубашки поло и красные свитера. Все это — с эмблемой школы. Вещи можно купить у того же родительского комитета, а можно и в любом универмаге, они стоят совсем недорого. Семьям с доходом ниже определенного уровня и форму, и обеды оплачивает государство.
Продленка есть: и утренняя (с 8 утра до начала занятий), и вечерняя — но она платная. Причем продленка может находиться не только в школе, а, например, в ближайшей церкви: специальный человек собирает всех детишек и отводит их туда. Что касается кружков, то здесь все занимаются каким-то спортом: футболом, дзюдо, теннисом, очень популярно плавание. Любой спорт доступен, и стоят такие секции недорого. А вот музыкальные уроки очень дорогие — таких музыкальных школ, как в России, здесь нет. Те, кто хочет научиться играть на каком-то инструменте или петь, берут частные уроки, и это недешево. А вот чего в Шотландии нет совсем, так это кружков рисования. Мой сын любит рисовать, но ничего похожего на художественную школу для ребенка 5-7 лет я найти не смогла.
По-моему, эти стереотипы не имеют никакого отношения к реальности. В школе все очень свободно, расслабленно, никакой муштры, сверхдисциплины нет. Детей никто ничего не заставляет делать, у них всегда есть варианты и возможность выбора. Это идет еще с детского сада: не хочешь рисовать — иди печь пирог или копаться в земле. Вообще, к детям здесь относятся очень хорошо, повсюду ходят со школьниками и с колясками, окружающие очень дружелюбно смотрят на это.
В школе нет такого, чтобы 45 минут ребенок сидел тихо и не двигался. Мой сын физически не сможет сидеть неподвижно так долго, и при этом учительница его всегда хвалит. Оценок как таковых в начальной школе нет, на тетрадке ставят штампики: «отлично» или «так держать». Конечно, в старшей школе дети начинают готовиться к экзаменам, усиленно заниматься, но такого стресса в смысле учебы, оценок, поступления в университет, как это было, например, в моем детстве, я здесь не замечала. Главное, ребенок бежит в школу с удовольствием, у него там друзья, игры, и учиться при этом тоже интересно.
Обсуждение материала
Оставить комментарий