«Актер, писатель, врач, адвокат»: как работают учителя за границей

The Telegraph и Британский совет расспросили у учителей из разных стран о сложностях, с которыми им пришлось столкнуться на работе. «Учёба.ру» публикует сокращенный перевод их интервью.
Мария Рамзаева
26 января 2017
Фото: Jean Balczesak / Flickr / CC BY-ND 2.0

Аристотель говорил: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь». Однако сейчас подобное мнение, похоже, непопулярно.

Опрос, проведенный в 2015 году, показал, что больше половины преподавателей в Великобритании задумываются о том, чтобы сменить профессию: нагрузка слишком велика, а удовлетворения от работы мало. Неудивительно, что в последние четыре года правительству Соединенного Королевства ни разу не удалось укомплектовать школы достаточным количеством педагогов. Проблема актуальна и в других странах: по данным Института статистики ЮНЕСКО, к 2030 году миру понадобится 68,8 млн учителей начальной и средней школы, и пока неясно, удастся ли достичь таких показателей.

Что же привлекает и отталкивает педагогов из разных стран в их профессии?

Какие сложности есть в образовании в вашей стране?

Стефан, Германия (4 года стажа), преподаватель английского и химии в средней школе: «В Берлине стремительно растет количество учеников. Многие семьи переезжают к нам из провинции, плюс здесь достаточно много молодых беженцев, которых нужно интегрировать в общество. К счастью, в моей школе у учеников нет предубеждений против других, и они с радостью помогают новичкам. У нас есть так называемые приветственные классы и внешкольные клубы, которые помогают ребятам быстро выучить немецкий».

Наталья Пеннер, Казахстан (31 год стажа), преподаватель английского в начальной и средней школе: «Учителя у нас не могут выбрать тот учебник, который им кажется лучшим: по каждому предмету для каждого класса есть только один из списка, одобренного Министерством образования. Также ученики перегружены дополнительными уроками и занятиями, так что им не хватает времени на отработку действительно полезных навыков».

Что самое трудное в профессии учителя?

Муасар Аль Итани, Ливан (8 лет стажа), преподаватель английского в начальной школе: «По-моему, в профессии учителя нет никаких недостатков. Хотя, если честно, мой ночной кошмар — это родители, чей фанатизм не дает ребенку получить пользу от уроков. До сих пор помню мальчика, которому мама и папа запретили заниматься по Skype с моим коллегой — носителем языка — просто потому, что считали недопустимыми любые контакты с Европой. Но самое лучшее в профессии — это видеть, как ты меняешь учеников к лучшему. Не только их уровень знания языка или оценки, но и жизнь в целом».

Снежана Сиганович, Сербия (33 года стажа), преподаватель английского в средней школе: «Во-первых, тяжело переносить постоянные реформы и связанную с ними неуверенность — каждый раз, когда приходит новое руководство. Мы все хотим развития и прекрасно понимаем, что наша школа устарела, но при этом ни у кого нет четкого видения системы образования в будущем. Во-вторых, при всем уважении к правам детей, все в нашей стране забыли, что помимо прав у них еще есть и обязанности, в том числе — уважать других. А у учителей тоже есть права человека».

Алаа Салех аль-Дасуки, лагерь беженцев, Иордания (7 лет стажа), преподаватель английского в начальной школе: «Сложно преподавать, когда классы настолько переполнены. Другая проблема заключается в специфике моего предмета: из-за того, что у учеников нет возможности использовать иностранный язык вне школы, обучение идет довольно медленно».

Как относятся к учителям в вашей стране?

Нана Кучинькова, Чехия (28 лет стажа), преподаватель английского, чешского и истории в средней школе: «Преподавание у нас не считается престижным, и родители не призывают детей становиться учителями. Да и зарплаты в Чехии несравнимы с окладами в других странах. Я думаю, если мы хотим, чтобы будущие поколения получали нужные знания и формировали у себя правильные ценности, необходимо привлекать в профессию лучших из лучших. Сейчас же политики начинают говорить о важности учительского труда только перед выборами, а профсоюзы ни на что особо не влияют. Так что у нас нужно было бы повысить не только зарплаты учителей, но и престижность их профессии в целом».

Лаура Гуигнини, 55, Италия (28 лет стажа), преподаватель английского в средней школе: «В нашей стране считается, что учитель — это не самая лучшая работа. Во-первых, потому что им мало платят, а во-вторых, потому что всем кажется, будто педагог не особо напрягается в школе и чересчур много отдыхает во время каникул. По-моему, люди часто судят по собственному опыту, хотя на самом деле совершенно не представляют себе эту работу. От учителей и школ ждут очень многого, все время критикуют, но при этом почти никто не требует от правительства поддержки и развития системы образования».

Почему вы решили стать учителем?

Юсср Чедьяк, Ливан (20 лет стажа), преподаватель биологии в средней школе: «Еще когда я был вожатым, меня восхищало, как один-единственный человек может повлиять на других, изменить их. Я стал учителем для того, чтобы преображать жизни своих учеников, побуждать их учиться и раскрывать свой потенциал».

Ольга Сапухина, Россия (8 лет стажа), преподаватель информатики в средней школе: «Учитель — это актер, писатель, врач, адвокат, политик, художник и директор в одном лице. Кто от такого откажется?»

Вы сами решаете, как и что преподавать?

Алина Елена Мойзе, Румыния (8 лет стажа), преподаватель математики в средней школе: «Не сказала бы, что я сама контролирую процесс преподавания: меня ограничивает программа, которой нужно следовать. Я просто должна научить детей тому, что позволит им успешно сдать экзамены. Хотя при этом только я решаю, как именно их учить и как заинтересовать математикой, сделать так, чтобы они не считали ее скучной. Если у меня получается, я считаю, что полдела уже сделано».

Как менялась профессия учителя в течение вашей работы?

Нана Кучинькова, Чехия (28 лет стажа), преподаватель английского, чешского и истории в средней школе: «Больше всего преподавание изменилось из-за внедрения в этот процесс новых технологий. Мы начали использовать цифровые ресурсы, создавать презентации и проекты. Раньше у нас были только учебники, мел и доска, а сейчас каждый день появляется что-то новенькое».

Дрита Эмруллаху-Красники, Косово (37 лет стажа), преподаватель английского в средней школе: «Преподавание сильно изменилось: тут были и взлеты, и падения. В 80-е все хотели выучиться ради лучшей жизни. В 90-е вместо обычных учебных заведений у нас были так называемые домашние школы: мы просто пытались сделать все возможное в той ужасной ситуации, в которой оказались. Когда война закончилась, система образования пережила несколько реформ. Сейчас благодаря полученному опыту, развитию технологий и новой структуре учебного плана роль учителя тоже меняется: из лекторов и воспитателей мы превращаемся в наставников, которые помогают ученикам определить свои цели и понять, как их достигнуть».

Расскажите вашу любимую школьную историю.

Седат Дагтекин, Турция (24 года стажа), преподаватель математики в средней школе: «В 1994 году я преподавал в 7 классе. Во время урока, пока я записывал уравнение на доске, один из учеников встал и начал гримасничать, чтобы повеселить друзей. Он думал, что я не увижу, но доска хорошо отражала класс. Я, не поворачиваясь, попросил мальчика сесть и решить уравнение. Он ужасно удивился и никак не мог понять, как я его увидел. Чтобы удостовериться в этом, он медленно поднял правую руку. Все еще не поворачиваясь, я спросил: «Ты что, не слышал, что у некоторых учителей глаза на затылке? И зачем ты поднял руку?». Пораженный, он пробормотал: «Но... но... как же вы меня видите?».

Лаура Гуигнини, Италия (28 лет стажа), преподаватель английского в средней школе: «Я навсегда запомнила итоговый экзамен одного из моих учеников. Он был глухим от рождения и стеснялся говорить, даже на итальянском. При этом он любил английский и очень хотел его выучить. Ученик долго сомневался, но в итоге все-таки решил сдавать по английскому устную часть, хотя мог ограничиться письменной. Во время итогового экзамена он представил часть программы на английском, а когда закончил, никто даже не знал, что сказать, — так все были восхищены. Я до сих пор горжусь этим мальчиком».

Мария Рамзаева
26 января 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты