Наиболее уязвимы для насмешек «выделяющиеся» дети: те, кто необычно одевается, обладает определенным складом мышления — «не как все», с лишним весом или, наоборот, очень худые, замкнутые, тихие ребята, с низкой успеваемостью, излишне старательные в учебе, те, кто, по мнению некоторых одноклассников, «чересчур заискивают перед учителями» и т. д.
Есть несколько признаков, которые на это указывают. Стоит насторожиться, если у ребенка снизились оценки, он начал прогуливать уроки, стали пропадать вещи (обувь, одежда из раздевалки, телефон, другие ценные предметы) или они выглядят по-другому — помяты, порезаны, чем-то облиты. Ребенок может практически перестать разговаривать дома или ничего не рассказывать о школе, повторять, что не хочет туда идти, ощущать по утрам физическую боль (головную, в животе и т. п.). Если он нетипично мало или, наоборот, слишком много ест или спит, часто плачет — это тоже тревожные признаки.
Когда родители понимают, что их ребенка систематически, либо разово, но мощно травят, естественно, необходимо применять меры. Порядок действий может быть разным, в зависимости от возраста школьника и того, насколько тяжелый ему был нанесен ущерб.
Если ребенок учится в начальной школе, то нужно сразу ему сказать, что вы разберетесь с ситуацией. Дальше — поговорить с классным руководителем, который, при необходимости, организует внеплановое родительское собрание, а затем позвонить родителям детей, которые участвовали в травле (оскорблении, унижении и пр.), и родителям детей, которые были ее свидетелями. В целом, все должно быть направлено на защиту и поддержку ребенка. В том числе можно обратиться за помощью и к психологу.
Если травят подростка, то действовать надо иначе, и шаги могут быть разными, в зависимости от нанесенного ему урона. Например, школьник пришел домой побитым. Первый вопрос, который ему задают дома, это, как правило: «Что случилось?». Отлично, если подросток сразу же захочет поделиться произошедшим и расскажет вам обо всем. Тогда вы быстро поймете, была ли это драка с обоюдным выяснением отношений или травля, когда одноклассники решили за что-то наказать вашего ребенка и напали на него. Во втором случае нужно зафиксировать побои в полиции и в присутствии участкового написать заявление, а затем уведомить администрацию школы об инциденте.
Если же видимых ушибов и ссадин нет, но вы точно знаете, что подростка регулярно унижают, оскорбляют и пр., то нужно пробовать поговорить с ним об этом. О том, что вам все известно, и о том, что такое поведение ребят не является нормой и с этим нужно бороться.
Если ребенок ничего не рассказывает, не идет на контакт, отмахивается: «Отстаньте от меня все!», — но вы видите, что ситуация критическая, и есть опасность, что она станет хуже, вам стоит, предупредив подростка, сходить в школу. Он может потом злиться на вас, это его право. А ваше — искать способы защиты ребенка от травли.
Для начала надо обратиться к классному руководителю. А если он поведет себя пассивно, — то к завучу. Надо добиваться отклика в школьной системе и «стучаться» до тех пор, пока кто-то не откликнется. Также за поддержкой можно обратиться к другим родителям, с которыми вы дружите или хорошо общаетесь.
Когда про это становится известно, в любом случае надо подойти к тому учителю или учителям, которые издеваются над вашим ребенком, и сообщить, что вам все известно, и продолжать это не стоит, иначе вы предпримете необходимые меры. Если результата такой разговор не принесет, то лучше всего отправить жалобу в более высокие инстанции, минуя завуча: очень часто он бывает в курсе происходящего и по собственным причинам закрывает на все глаза.
Последствия травли бывают достаточно грустными. Ребенок может увериться в том, что мир опасен и лучше быть безынициативным. Спустя годы он сам окажется способен превратиться в агрессора, который будет разрушать отношения как в коллективе, так и с другими людьми, одновременно и получая удовольствие, и страдая от одиночества.
У школьника из-за травли часто достаточно сильно понижается самооценка, исчезает уверенность в себе, желание пробовать и рисковать. Он может разочароваться в дружбе, снизить свой уровень успеваемости. В худшем случае ребенок даже отказывается от посещения школы, очень сильно и глубоко разочаровавшись в ней.
После того, как факт травли оказывается раскрыт, тем более, если она была длительной, затяжной, надо запастись терпением. Не ругайте ребенка, не упрекайте (мол, почему вовремя не рассказал), не унижайте его и не стыдите за то, что он не смог справиться с ситуацией. Подкрепите его своей поддержкой и уверенностью и помогите проанализировать то, что случилось.
Жертвами травли чаще всего становятся ребята тихие, боящиеся высказывать свои желания, мнения, не умеющие защищать себя ни словесно, ни физически, а также те, кто легко поддается внушению и влиянию более уверенных в себе товарищей (одноклассников, знакомых) и нуждающиеся в групповом общении со сверстниками или ребятами постарше.
Поэтому родителям стоит, в первую очередь, задуматься о своих отношениях с ребенком, ведь для детей все начинается с семьи. Собственный образ — самовосприятие — закладывается с ранних лет, и в первую очередь за счет отношения родителей. Чем больше ребенка контролируют, чем чаще ограничивают в действиях, чем дольше делают за него то, что он уже умеет и сам, тем сильнее возрастает вероятность взрастить в нем робость, неуверенность, зависимость от другого и потребность в чужих решениях и одобрении действий.
Другая крайность в воспитании — это попустительство. Если, наоборот, мало помогать ребенку, не хвалить его или делать это слишком редко, не подбадривать, не подчеркивать его сильные стороны, это может привести либо к развитию неуверенности, либо к опасному героизму, поскольку ребенок не сможет узнать свои собственные границы.
Позволяйте ребенку пробовать и исследовать под вашим присмотром, пока он маленький. Не ругайте и не стыдите его на детской площадке, перед всеми, — лучше поговорите в сторонке, и не кричите. Разрешайте ему не делиться своими игрушками на площадке, если он не хочет, и помогайте возвращать чужие. Постарайтесь в дошкольном возрасте показывать ему различные кружки, чтобы он мог учиться выбирать.
В младших классах главная задача — помочь детям адаптироваться к школе, программе, расписанию, а не гонка «чей класс успешнее», из-за которой, в том числе и при содействии учителей, может образоваться неравенство и привычка к заметному принижению отстающих детей — то есть зачатки будущей травли.
Родителям нужно помогать ребенку осознавать себя, свои чувства и желания, мысли и действия, побуждать его рассказывать о жизни в классе и помогать ему усваивать ежедневный опыт общения с одноклассниками и учителями.
Обсуждение материала
Оставить комментарий