В авиации нет места творчеству

Стюардессам запрещено давать интервью от лица сотрудников авиакомпании, но Светлана Гордеева (имя и фамилия изменены) из «Трансаэро» согласилась ответить на вопросы «Учебы.ру» и рассказала об обучении в авиационном центре, о профессиональных приметах и о том, нужны ли пилотам наши аплодисменты.
Анна Розова
Анна Розова, Редактор проекта Учёба.ру
02 июля 2014

 

В какой авиакомпании вы работаете?
ОАО «Авиакомпания «Трансаэро».
 
Где вы проходили подготовку?
 
Я закончила АУЦ (Авиационный учебный центр) авиакомпании «Трансаэро». Это было самое яркое, интересное и увлекательное обучение за всю мою жизнь. Длилось оно без малого три месяца. За это время мы усвоили просто огромное количество информации. Подготовка проходит в очень интенсивном режиме, мы занимались каждый день, кроме воскресенья, с утра до самого вечера. На первый взгляд это может показаться странным, ведь для большинства людей стюардесса — это человек, который накормит вкусным обедом и принесет теплый плед. И совсем не многие знают, что основная обязанность бортпроводника — это обеспечение безопасности полета.
 
Расскажите, как проходят занятия?
Одной из основных дисциплин для нас является АСП — аварийно-спасательная подготовка. Нас учат всему: тушить пожары, спасать утопающих, как действовать в случае разгерметизации самолета, как быстро и грамотно проводить эвакуацию. Мы много учим наизусть и все навыки отрабатываем до автоматизма. Кстати, оценка «удовлетворительно» по АСП — это непроходной балл. Минимум — «хорошо». Идеально — «отлично». Все теоретические знания мы впоследствии отрабатываем на специальных тренажерах, максимально приближенных к реальным условиям. Мы тушим настоящие пожары, десятки раз отрабатываем различные сценарии аварийных ситуаций, даже действия в случае посадки самолета на воду.
 
Кто преподает в авиационном центре?
Наши преподаватели — настоящие профессионалы своего дела. Это опытные бортпроводники-инструкторы с большим стажем, многие работают в компании практически с момента ее основания.
 
Какие еще дисциплины входят в программу обучения?
Думаю, не все знают, что бортпроводники проходят медицинскую подготовку и владеют навыкам оказания первой медицинской помощи. Ведь на борту с пассажиром может произойти что угодно — кого-то «укачивает» в полете, у кого-то закладывает уши, а бывают и более серьезные ситуации — различные острые состояния, инсульты, инфаркты и даже роды. И мы должны быть готовы ко всему! Во время обучения мы также изучаем воздушное право, основы психологии, английский язык и еще много других интересных дисциплин.

 

Какие у бортпроводников возможности карьерного роста?
Можно перейти в другой класс — «бизнес» и «империал». Можно стать старшим бортпроводником, а можно стать инструктором и начать преподавать, делиться своими знаниями с теми, кто только мечтает о небесной профессии.

 

Есть ли в авиации место творчеству?
Авиация — это та сфера, где отступление от установленных правил может очень дорого стоить. И наша работа требует строгой дисциплины во всем.

 

Есть ли конкуренция среди стюардесс и стюардов и в чем она проявляется?
У нас нет конкуренции. Абсолютно любой человек может пройти отбор, специальное обучение и работать в бизнес-классе. Это зависит только от самого бортпроводника и от его желания. Да и по поводу рейсов конкурировать с кем-то тоже невозможно, потому как наше расписание создает автоматическая система. Вообще у нас замечательный коллектив! Именно здесь, в компании мне повезло найти близких мне по духу, настоящих друзей.

 

Какое внимание уделяется внешнему виду и можно ли вылететь с работы за лишние килограммы?
Внешнему виду бортпроводников уделяется особое внимание. То, как мы должны выглядеть на работе — от прически и макияжа до маникюра, прописано в специальной инструкции, соблюдение которой обязательно. Конечно, следить за собой, за своей физической формой необходимо. Ведь бортпроводник, находясь в самолете, представляет авиакомпанию.

 

Часто ли случаются ли романы с пассажирами?
Работа стюардессы всегда считалась одной из самых романтичных. Безусловно, пассажиры очень часто оказывают знаки внимания, стремятся познакомиться. Но, честно говоря, я пока не слышала ни об одном романе пассажира и бортпроводника.

«я пока не слышала ни об одном романе пассажира и бортпроводника»

 

Кто для вас — самый неудобный пассажир, а с кем приятно иметь дело?
Для меня нет «неудобных» пассажиров. Все пассажиры разные, у каждого свой характер, свои предпочтения, все с разным настроением приходят на борт. Ко всем нужен свой подход и моя задача — подобрать ключик к каждому из них. Отдельно могу выделить только авиадебоширов. Для этих людей нет никакого оправдания. Очень рада тому, что законодатели, наконец, обратили внимание на эту проблему и активно работают над ее решением.

 

О чем вы думаете, когда рассказываете правила безопасности пассажирам, а они вас не слушают?

Такой менталитет у наших соотечественников. Все думают: «Со мной такого никогда не случится». Вы знаете, говорят, что все законы авиации написаны кровью. И это правда. Абсолютно все меры безопасности, применяемые на борту ВС, разрабатывались долгими годами. Каждая, казалось бы, самая незначительная деталь придумана не просто так.

Многие стремятся поскорее расстегнуть ремень безопасности. Только самолет взлетел, еще не набрал высоту, а уже слышно, как звенят металлические пряжки. Был случай, когда такая спешка чуть было не привела к трагедии. Обычный рейс, все проходит в штатном режиме, командир включает табло «Пристегнуть ремни», самолет взлетает и начинает набирать высоту. Все пассажиры были пристегнуты, только лишь двое расстегнули ремни, захотев поменяться друг с другом местами. В этот момент самолет попал в т.н. воздушную яму и эти самые пассажиры подлетели со своих мест так высоко, что пробили головами дно багажной полки. Они остались живы, но серьезно повредили шейные позвонки. Казалось бы, мелочь: ну, подумаешь, ремень раньше времени расстегнули. С пристегнутыми же пассажирами не случилось ничего. Поэтому, если бортпроводник просит вас пристегнуться, выключить электронные приборы и убрать ручную кладь — это не просто так, а для вашей же безопасности.

 

Есть ли у вас профессиональные приметы?
Конечно, у нас есть свои приметы. Во-первых, в авиации не принято употреблять слово «последний» по отношению к рейсу. Только «крайний» и никак иначе. Первым на борт всегда должен подняться мужчина. Перед рейсом нельзя ничего пришивать и зашивать — будет задержка рейса. Также перед рейсом нежелательно фотографироваться и вспоминать о каких-либо авиакатастрофах или происшествиях. Но каждый сам для себя решает, верить в приметы или нет. Я, к примеру, не верю. Но и вперед мужчины на борт забегать не рискну — коллеги не поймут.
 
Нужно ли аплодировать пилотам и важно ли это для экипажа?
В тот момент, когда пассажиры начинают аплодировать, пилоты предельно сосредоточены и сконцентрированы, ведь посадка относится к т.н. «критическим» фазам полета. Поверьте, в этот момент они меньше всего думают о том, звучат ли в салоне аплодисменты. Но нам, бортпроводникам, это приятно. Кстати, аплодируют пассажиры далеко не на всех рейсах. На внутренних — почти никогда, а на международных, только если мы летим на какой-нибудь курорт.

 

Куда идут работать бывшие стюардессы?
Тем, кто спускается с небес на землю, компания предоставляет возможности для самореализации — некоторые переходят работать в наземные департаменты. А пенсионный возраст у бортпроводников наступает после 10 лет работы в небе.

 

Считаете ли вы вашу профессию опасной?
Я никогда не боялась летать, это же так классно!

 

Противопоказания к профессии

Татуировки и дефекты на видимых участках тела
 
Проблемы со зрением
 
Заболевания позвоночника
Заболевания органов дыхания
Сердечно-сосудистые заболевания
 
Плоскостопие
 

 

Анна Розова
Анна Розова, Редактор проекта Учёба.ру
02 июля 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты