Колонка родителей: как рассказать детям о семейных отношениях и не навредить

Депутаты хотят ввести в школах курс этики и семейного воспитания, наподобие того, что был когда-то недолго в советское время. Они думают, что сегодня можно говорить со старшеклассниками только «про любовь», чтобы «все было культурно и прилично». Но, обсуждая проблемы современной российской семьи, не получится уйти от очень острых вопросов и не затронуть больные темы.
Наталья Афанасьева
21 декабря 2016
Фото: Michael MK Khor / Flickr / CC BY 2.0

Комитет Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал Минобрнауки РФ разработать школьный курс этики и семейного воспитания. «В советское время был замечательный предмет — “Этика и психология семейной жизни”, — вспомнила председатель комитета Тамара Плетнева, — тогда учили ребят культуре общения, что такое любовь. Когда доходило дело до интимного, занятия велись раздельно, там все было культурно и прилично. После катавасии перестроечной начали показывать на уроках все, что непотребно».

Уж не знаю, когда училась уважаемая депутат, только я из тех счастливых школьников, которые прошли этот курс в советское время. Кстати, я говорю без иронии, нам действительно очень повезло, и этот предмет у нас был просто отличный: полезный и очень интересный. Вела его учительница истории, которую обожала вся школа: она была такая худенькая, с короткой стрижкой, очень необычно и стильно одевалась (сейчас я думаю, что, скорее всего, всю эту красоту она еще и сама шила, в 1988 году купить такое было негде). У нее, в отличие от очень многих учителей, была счастливая семья, про ее мужа мы не только слышали очень остроумные и поучительные байки на уроках, но и видели его периодически — он иногда приходил с маленькой дочкой встречать жену с работы. И видно было, что им всем очень хорошо друг с другом.

Она могла бы даже ничего не рассказывать про этику и психологию семьи, просто сама быть примером того, к чему стоит стремиться. Но, кроме всего прочего, Елена Сергеевна, так ее звали, была очень хорошим педагогом и очень серьезно готовилась к каждому уроку. Она ездила на «черный рынок» — тогда были такие места, если кто не знает, где у спекулянтов можно было за большие деньги купить какой-нибудь дефицитный товар. Так вот, она покупала там иностранные книги по сексуальному образованию, переводила их и рассказывала нам элементарные какие-то вещи, которые в нашем возрасте нужно было знать, но в то время нам недоступные.

фильмы, книги и произведения искусства не наносили вреда детской психике

Курс «Этика и психология семейной жизни» ввели в советскую школу в 1986 году. В большинстве случаев, конечно, это была обязаловка, дополнительная нагрузка на учителей, этот час в неделю во многих школах, как обычно, заменяли лишним уроком биологии, классным часом или уборкой. Но не всегда. Хотя формально в 1986 году мы жили еще в СССР, сознание людей уже изменилось. Советские граждане вдруг поняли, что, кроме любви к родине и патриотического долга, у них есть семья, и это очень ценно. И то, что семья всегда в приоритете перед всем остальным — это не мещанство, не обывательская слабость, а абсолютная человеческая норма. Мало того, люди нашли в себе смелость признаться, что долгое время жили в достаточно закрытом мире, их знания, в том числе и о некоторых аспектах семейных отношений, были ограничены, они готовы были учиться. Именно поэтому в школах тогда появился этот курс.

Как сейчас стало понятно, как раз в конце 80-х годов было время относительной свободы. Разговор с детьми про однополые отношения не квалифицировался как пропаганда гомосексуализма, информация о СПИДе, незащищенном сексе и способах предохранения от нежелательной беременности не считалась призывом к разврату, а фильмы, книги и произведения искусства не наносили вреда детской психике. Сложно сказать, что имела в виду уважаемый председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей под словами «все, что непотребно», только до перестройки нам как раз показывали на уроках очень много. А вот в начале 90-х, как раз в перестроечное время, курс «Этика и психология семейной жизни» пропал из школьной программы, а попытки ввести в школы курс по половому воспитанию вызвали негодование общественности.

сегодня детям ничего нельзя рассказывать: появилось столько запретов и страхов

Так и живут теперь наши дети без семейного воспитания в школе. Может быть, оно и к лучшему. Было бы полезно, наверное, если бы кто-то очень грамотный, мудрый и понимающий рассказал подросткам о том, что такое современная семья. Ведь даже за те 30 лет, которые прошли после того, как «Этику и психологию семейной жизни» начали преподавать в СССР, многое изменилось в понимании, что такое семейные отношения. Уж не говоря о том, как все поменялось в смысле осведомленности детей о многих аспектах личной жизни. Но сегодня им ничего нельзя рассказывать: появилось столько запретов и страхов, что все, что касается отношений, окажется либо пропагандой, либо бездуховностью, либо нанесет вред неокрепшей психике.

При этом сегодня уже невозможно рассказывать старшеклассникам только про «культуру общения и что такое любовь», как мечтают депутаты. Взрослым придется объяснить, почему наша страна занимает лидирующее место по количеству разводов и абортов. Почему ситуация с распространением ВИЧ оценивается как эпидемия. Открыть страшные цифры о том, что каждые 40 минут в России от руки мужа или партнера умирает женщина. О том, что в нашей стране полмиллиона сирот — детей, которых бросили родители. И так далее. Как при этом обойтись без «непотребства» и рассказать все «культурно и прилично», ума не приложу.

Наталья Афанасьева
21 декабря 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты