Как обаять экзаменатора и сдать экзамен, даже если не учил

Боишься экзаменов, бил баклуши весь семестр, преподаватель — зверь и придирается именно к тебе? «Учёба.ру» собрала тайные знания, простые и беспроигрышные методы, как добиться благосклонности собеседника, даже если ты несешь полную околесицу. Они пригодятся всем не только во время сессии, но и в мирной жизни.
Наталья Афанасьева
09 января 2017
Фото: OUCHcharley / Flickr / CC BY-SA 2.0

Присоединение

Наблюдай, как ведет себя экзаменатор, как он сидит, как держит руки. Начиная ответ, прими ту же позу, постарайся повторить жестикуляцию. Особое внимание обрати на голос — говорить надо с той же громкостью и в том же темпе. Наивысшее мастерство — прислушаться к дыханию собеседника и дышать в том же ритме, в унисон. Если этому научиться, экзаменатор почувствует, что перед ним «свой», и экзамен ты уже, считай, сдал.

Маркирование

Когда зал рукоплещет, актер прикладывает руку к груди, тем самым как бы присваивая аплодисменты себе — безотказный прием, который строится на закреплении слова жестом. Называется «маркирование». Будь как артист. «Люди с современным сознанием понимают...» — начинаешь ты и делаешь жест рукой, показав для начала на препода, а потом на себя. В принципе, дальше уже все равно, что там люди с современным сознанием должны понимать, — вы с экзаменатором уже объединились в одну компанию умных людей, ему не вырваться из сетей вашего обаяния.

Реп-системы

Говорят, все люди делятся на три репрезентативные системы: мы бываем визуалами, аудиалами и кинестетиками. Распознать, к какому типу относится преподаватель, очень просто. Человека выдает речь. Если он часто употребляет «цветные» слова и словосочетания: «я вижу», «яркий ответ», «ослепительный образ» — перед нами «визуал». Аудиалы постигают мир ушами, в их речи часто встречаются такие выражения: «во весь голос заявил», «громкое событие», «не понаслышке». Знания о мире у кинестетиков строятся на ощущениях, и лексика у них соответствующая: «теплые образы», «волнующие слова», «мягкие выражения».

Определив, какая система является ведущей у экзаменатора, вы должны стараться использовать во время ответа слова из той же системы. С кем-то надо налегать на чертежи и схемы, а где-то — брать четкой речью, метафорами и обобщениями.

Удовольствие

Для того чтобы экзаменатор хорошо относился к вам несмотря ни на что, он должен получать удовольствие от общения с вами. Этого добиться очень просто, так как больше всего люди любят слушать и говорить про себя самих. Процитируйте слова преподавателя, похвалите сборник задач, где указано его авторство, дайте понять, что ничего интереснее, чем конспекты его лекций, вы в жизни не читали. «В написанном вами учебнике меня особенно поразило...». Ничего, что за полгода вы этот учебник ни разу не открыли — главное, выражайте восхищение искренне. В конце концов, плохого в учебнике не напишут.

Овладев этим приемом и научившись направлять беседу в правильное русло, можно добиться совершенства — пусть преподаватель сам ответит на свой вопрос, при этом думая, что это именно вы все так здорово рассказали.

Лесть

Лесть — один из эффективных способов расположить к себе собеседника, но тут важно не переборщить и быстро нащупать верное направление. Разумеется, внешность и одежду преподавателя хвалить невежливо. Главная гордость для учителя — его умение сеять разумное, доброе, вечное, его педагогический талант. Если он вас поправил, поблагодарите: «Спасибо, вы мне очень помогли, именно это я и пытался выразить». Сделал замечание — восхититесь: «Очень мудро вы заметили...».

Калибровка

Как понять, что вы ошиблись и ваши гениальные методы не работают? Следите за поведением экзаменатора: он откинулся назад, наморщил лоб, нахмурился, качает головой, скрестил руки на груди или принялся рассматривать пейзаж за окном? Что-то пошло не так. Пора плавно поменять тактику.

Советы на всякий случай

  • Начинайте с общих, к любой теме подходящих фраз (лучше заранее заучить несколько общих выражений), которые оспорить нельзя, так как они ничего не означают. Но уверенное начало ответа — хороший залог успеха.
  • Сделав паузу, держите ее до конца, молчите многозначительно.
  • Не волнуйтесь из-за волнения — это замкнутый круг: стеснительные люди краснеют и заикаются и, зная об этом, начинают робеть еще больше. Оцените свои слабые места, признайте, что это естественно. Хорошо бы переложить часть ответственности на экзаменатора: «Извините, во время вашего экзамена у меня всегда дрожит голос, я волнуюсь, так как мне очень нравится предмет». Он же не зверь, он посочувствует, а ваши уши вернутся к нормальному цвету.
  • Будьте искренне вежливы с преподавателем. Он вас полюбит, если почувствует, что вы уважаете его. Это просто — в конце концов, многим достижениям в своей жизни мы обязаны учителям, даже если во время экзамена в это поверить сложно.
  • Помните, что в вузах преподают люди образованные и опытные. Мало того, они сами были студентами и сдавали кучу экзаменов. Не переборщите. Поверьте, экзаменатор кое-что знает обо всех уловках.
  • Главное, будьте умными: не ходите на экзамен неподготовленными. Ваши знания нужны только вам, а оценки — дело десятое.
  • Помните: все вышеперечисленные советы хоть и написаны с иронией, но по-настоящему полезны — во-первых, дополнительная поддержка на экзамене нужна всегда. А во-вторых, они все основаны на внимательном отношении к собеседнику, а это отличная привычка, которая пригодится не только на экзаменах, но и в других жизненных ситуациях.
Наталья Афанасьева
09 января 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты