Зачем вы травите: что такое буллинг и как с ним бороться

Фильм «Чучело», к сожалению, остается актуальным, несмотря на смену эпох: по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становились объектами издевательств и насмешек. «Учёба.ру» объясняет психологию буллинга и собирает советы, которые помогут разобраться с хулиганами.
Дарья Варламова
21 декабря 2016
Фото: David Santaolalla / Flickr / CC BY 2.0

Кто виноват?

Непосредственный инициатор. Начинает травлю, как правило, один ребенок или пара друзей. Цели могут быть разные — получить власть, утвердить авторитет, сорвать злость или получить выгоду (в том случае, если у жертвы начинают отбирать вещи или деньги). Как правило, это дети с ярко выраженными нарциссическими или социопатическими чертами характера. Первые постоянно нуждаются в самоутверждении (в том числе и за счет других), а вторые от природы агрессивны, импульсивны, игнорируют общепринятые правила и не способны испытывать сочувствие.

Бэкграунд хулигана. Психика детей, склонных к буллингу, может быть сформирована окружением — часто они являются жертвами агрессии в собственной семье, не могут противостоять родителям и выплескивают злость на тех, кто слабее их. Другой вариант — нарциссичные и гиперопекающие родители, которые вечно придираются из-за оценок и требуют идеальных результатов. Иногда ощущению безнаказанности способствует высокий социальный статус: мальчики и девочки из богатых семей, с внутрисемейными психологическими проблемами могут привыкнуть к тому, что всегда можно выйти сухим из воды благодаря деньгам. Впрочем, и тут все не так линейно — бывает, что ребенка стараются воспитывать в правильной системе ценностей, но по каким-то причинам он чувствует желание подавлять других детей.

Равнодушные наблюдатели. У детей, наблюдающих за действиями хулигана, есть выбор — проигнорировать, выразить осуждение или активно вмешаться. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. В эту категорию входят и учителя, которые не замечают, что в их классе происходит что-то не то, или предпочитают считать, что «дети сами разберутся».

Определенный уклад в школе. Оскорбления одноклассников, клевета, вымогательство чаще происходят в школах с жесткой иерархией, где формализм и соблюдение правил важнее человеческих отношений и ценности отдельной личности. Или в учебных заведениях с «апатичной» атмосферой, где дети предоставлены сами себе и не чувствуют большого интереса или сочувствия со стороны педагогов.

Возраст. Подростки плохо контролируют свои эмоции, особенно негативные. Им часто бывает важно сплотиться против кого-то, потому что каждый по отдельности не очень в себе уверен. При этом они отчаянно нуждаются в одобрении сверстников и боятся отвержения, поэтому многие предпочитают держаться в стороне от конфликта, чтобы самим не стать аутсайдерами.

Кто рискует стать жертвой

  • «Странный». Необычно одетые дети, ребята с необычным поведением или с особенностями развития, представители субкультур и нетрадиционных ориентаций. Поводом для насмешек может стать и какой-то дефект внешности — но многое будет зависеть от того, как сам кандидат к этому относится и насколько сильно он комплексует.
  • Новенький. «Чужаки» в подростковых коллективах часто проходят проверку на прочность перед тем, как их начнут считать своими. Но некоторые новички слишком отличаются от одноклассников и им так и не удается прижиться.
  • Уязвимый. Агрессоры хорошо считывают, когда у человека низкая самооценка, он не способен дать отпор, легко теряется или начинает рыдать. Физическая слабость в случае мальчиков тоже повышает шансы стать жертвой хулигана.
  • «Teacher’s pet». Школьники, которые легче ладят со взрослыми, чем с одноклассниками, из кожи вон лезут, чтобы понравиться учителям и жалуются им по любому поводу, часто вызывают у других детей раздражение.
  • Неугодный ученик. Бывает так, что инициатором буллинга становится авторитетный учитель, который начинает унижать раздражающего его ребенка. Самый наглядный пример из поп-культуры — непростые взаимоотношения профессора Снейпа и Гарри Поттера в книгах Джоан Роулинг.
  • Кто угодно. Несмотря на то, что существуют распространенные типы потенциальных жертв, от буллинга не застрахован никто. Если потенциальная жертва сама по себе не очень уязвима, но агрессоры неплохо подкованы и сильно точат на нее зуб, они вначале постараются уничтожить репутацию ребенка в школе, чтобы за него никто не вступился. Тут идут в ход клевета и сплетни.

Что делать?

Самой жертве. Прежде всего, не стоит стараться понравиться агрессорам или не раздражать их, «слившись с пейзажем», — такие стратегии не работают. Не нужно чувствовать себя виноватым за то, что с вами обращаются жестоко. Давить на жалость обидчиков тоже обычно бывает бессмысленно. Не надо самому лезть на рожон, но хулиганы должны знать, что в случае чего они получат отпор — иногда даже одного случая активного сопротивления бывает достаточно, чтобы переломить ситуацию в свою пользу (но тут важно оставаться в рамках самозащиты, чтобы потом агрессором не сочли вас). Стоит обратиться за советом к школьному психологу и, конечно, поговорить с родителями. Параллельно можно постараться найти поддержку среди ребят, которые относятся к вам нейтрально, а также находить друзей за пределами класса и школы.

Родителям жертвы. Прежде всего, важно дать ребенку почувствовать, что вы понимаете его страх, обиду и гнев, сказать, что он ни в чем не виноват. Стоит вместе поискать приемлемые способы дать отпор хулиганам (как вербальные формулировки, так и физические способы самозащиты). А еще — помочь ребенку завоевать признание «нейтральных одноклассников» — определить, какие успехи ценятся в их среде и вместе поработать над тем, чтобы ребенок добился этих успехов. Одновременно стоит следить за тем, чтобы у школьника были другие способы социализации — например, кружки и секции. Естественно, нужно оповестить о ситуации классного руководителя, школьного психолога, а если конфликт не прекращается, то и администрацию школы. В каких-то случаях (например, если агрессором является учитель) полезно записать ситуацию буллинга на диктофон или видео, чтобы иметь под рукой доказательства. Если конфликт никак не разрешается, имеет смысл поменять школу, но это крайние меры: так ребенок не научится преодолевать травлю. Естественно, в новой школе нельзя никому рассказывать о настоящей причине перевода, чтобы не сформировалось предвзятое отношение.

Родителям агрессора. Мало кому хочется верить, что его ребенок стал хулиганом, но естественное стремление защитить чадо может лишь усугубить тяжесть его проступков. Если есть доказательства буллинга, с ребенком нужно провести беседу (а если потребуется, то и не один раз) и твердо сказать, что такое поведение неприемлемо и его нужно прекратить.

Учителям. Лучше не искать виноватого, а сосредоточиться на помощи жертве. Популярное и достаточно эффективное решение — с согласия родителей пострадавшего ребенка организовать встречу класса и обсудить ситуацию, сделав акцент на том, что чувствовали бы все остальные дети на месте жертвы и как важно соблюдать «золотое правило» этики и не причинять другому того, что не хотел бы испытать сам. Психолог Людмила Петрановская советует обозначить травлю как проблему группы — нарциссичные агрессоры готовы на все, лишь бы не признавать себя плохими, а коллективная ответственность позволяет этого избежать и быстрее сгладить конфликт. Кроме того, это снимает противопоставление между агрессором и жертвой. Даже после примирения за группой какое-то время надо будет наблюдать, чтобы убедиться, что дети усвоили урок, а не просто «прогнулись» под формальные правила.

Дарья Варламова
21 декабря 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты