Лифт для молодых инноваторов

«Лифт в будущее» — инженерно-конструкторские школы, где юным научно-техническим талантам со всей страны дается возможность поработать в команде единомышленников над реальным серьезным проектом под руководством настоящих экспертов, лучших специалистов в выбранной области. Для того чтобы туда попасть, нужно подать проект-заявку на всероссийский конкурс «Система приоритетов», который продлится до 15 января 2017 года.
Наталья Афанасьева
16 декабря 2016
Фото: Благотворительный фонд «Система»

Чтобы быть успешным в наше время, часто бывает недостаточно овладеть конкретной специальностью, даже на очень высоком уровне. Человек ближайшего будущего — это личность с универсальными знаниями и умениями.

Сегодня прогрессивные школы во всем мире постепенно уходят от преподавания отдельных дисциплин, заменяя их межпредметным изучением явлений. Но способности связать знания из разных областей тоже недостаточно — среди необходимых компетенций, которыми должен овладеть современный человек, в первом ряду стоит умение анализировать и критически мыслить, искать нетривиальные решения и новую информацию, выделять экономическую составляющую, общаться и работать в команде. Такие навыки не появляются сами собой, а тренируются в ходе проектной деятельности — вот почему сегодня это одно из самых актуальных направлений в образовании. Проблема в том, что в российской системе оно находится в зачаточном состоянии.

серьезная проектная деятельность требует определенных условий

Сегодня даже очень мотивированным и одаренным молодым людям с инженерным и конструкторским потенциалом непросто пробиться через несовершенство системы — ведь серьезная проектная деятельность требует определенных условий, которые невозможно создать просто на рабочем столе: нужны современные лаборатории, помощь грамотных педагогов, участие экспертного сообщества и, главное, команда единомышленников.

Программа «Лифт в будущее» — некоммерческое партнерство благотворительного фонда «Система» (АФК «Система») и МГУ им. М.В. Ломоносова — уже несколько лет дает возможность юным инноваторам «прокачать» свои проектные навыки. Эта программа преследует несколько целей: собрать талантливых детей со всей страны — а такие таланты, по словам организаторов, встречаются везде, даже в самых небольших городах и селах.

Для того чтобы попасть инженерно-конструкторскую школу «Лифт в будущее», нужно принять участие в заочном конкурсе проектов «Система приоритетов». В этом году он заканчивается 15 января, так что еще есть время. Принимаются проекты от детей от 14 до 17 лет (7-11 класс). Это должны быть не просто интересные фантазии и футуристические идеи, а реальные проработанные прототипы, актуальные и имеющие практическое применение.

за каждым детским проектом стоит взрослый энтузиаст

Руководитель образовательных программ «Лифта в будущее» Елена Клепикова говорит, что чаще всего темы проектов, которые приходят на конкурс, связаны со школьной жизнью: интерактивные уроки или инклюзивное образование, благоустройство территорий и так далее. Также есть много заявок, связанных с экологией и развитием конкретного региона, — скажем, его туристического потенциала. Бывают заявки практические, забавные (всем, например, запомнился проект кроличьей фермы «Пуховое чудо») и неожиданные — такие как проект биогазовой энергетической станции, которая перерабатывает отходы с фермы в топливо. Последнее — большая редкость, поскольку область энергетики волнует детей меньше всего. Встречаются проекты и в сфере космоса, в частности, весьма смелые — например, робот, собирающий космический мусор.

«За каждым детским проектом стоит взрослый энтузиаст — родитель, учитель или преподаватель в кружке, который сам увлечен научно-техническим творчеством и заражает этим детей. Мы прекрасно это понимаем, в сегодняшней образовательной среде школьнику самостоятельно таким типом деятельности негде овладеть», — подчеркивает Елена Клепикова. Поэтому еще одна цель программы «Лифт в будущее» — поддержать проектную деятельность в системе общего образования.

Серии занятий в рамках инженерно-конструкторских школ «Лифт в будущее» проводятся несколько раз в год: например, в следующем году планируется пять региональных программ и одна федеральная. Победители региональной школы становятся участниками всероссийской программы, которая стартует осенью 2017 года в ВДЦ «Орленок».

В рамках занятий ребята выбирают себе задачу по одному из предложенных направлений: например, медицина, транспорт, космос или энергетика. Каждая команда получает конкретное задание и работает над инженерными решениями под руководством кураторов, педагогов из профильных вузов и специалистов из ведущих компаний. И это не просто «муляж» проблемы, не игра, а реальная задача, требующая реального решения. Дети формулируют ее сами, проанализировав сообщение эксперта.

большинство взрослых не использует в своей профессиональной деятельности знания, полученные в вузе

Разумеется, для участников школы эта работа открывает огромные возможности. Во-первых, как говорят, достаточно один раз освоить навыки проектной деятельности, чтобы «прокачать» другие необходимые компетенции. Во-вторых, это полезнейший опыт для профориентации. Одна из самых острых проблем в нашей стране сегодня заключается в том, что большинство взрослых не использует в своей профессиональной деятельности знания, полученные в вузе. Они не только тратят силы и время на то, что им не пригодится, но и впустую расходуют ресурсы системы высшего образования. Если бы школьник, который, скажем, мечтает стать IT-специалистом, имел в своем распоряжении не только радужные иллюзии относительно того, как будет работать «свободным художником на фрилансе», но и практику реальной профессиональной жизни, где есть заказчик и его ТЗ, сроки и лимит финансирования, — то, возможно, он не разочаровывался бы в специальности позже.

Вузам тоже нужны талантливые, мотивированные студенты, — вот почему они охотно присылают в школы «Лифта» своих педагогов и дают ребятам дополнительные баллы на ЕГЭ. Компании, особенно небольшие, также заинтересованы в юных изобретателях, и поэтому сотрудничают с командой, приглядывая потенциальных сотрудников. Эксперты нередко включаются в процесс безвозмездно, поскольку для них общение с талантливыми молодыми людьми важно с профессиональной точки зрения.

Реальных способов довести школьный проект до реализации в России пока не существует. Хотя среди изобретений есть очень интересные — например, недавно один из студентов «Лифта в будущее» презентовал перчатку, которая переводит азбуку глухих в слова. Недавно, впрочем, был подписан договор между НП «Лифт в будущее» и двумя десятиклассниками — Дмитрием Пекаревым (МОУ «Центр образования «Псковский педагогический комплекс») и Дмитрием Благининым (Университетская гимназия МГУ им. М. В. Ломоносова) на разработку и внедрение онлайн-платформы для коммуникации экспертов и участников школ «Лифта», которая поможет оперативно получать отзывы, вопросы и конструктивную критику от специалистов. Дмитрий Благинин рассказал «Учёбе.ру», как он стал участником программы и что ему это дало.

Дима Благинин,
участник программы «Лифт в будущее»

«Когда я только узнал про „Лифт“ и прочитал про проекты, которые там разрабатывают, я не мог поверить в то, что такие серьезные решения делают школьники. Ужасно хотелось самому оказаться в этой среде и сделать что-то настолько же крутое. Разумеется, было страшно: не хватит знаний, буду выглядеть глупо. Но все-таки решился попробовать. Для того чтобы попасть в научную школу „Лифта“, нужно успешно выступить в отборочном конкурсе с прототипом своего проекта. Два года назад я работал над алгоритмом, который с помощью машинного обучения адаптировал бы текстовую информацию в зависимости от навыков пользователя. Дедлайн конкурса был 11 января, а принять участие я решился в новогоднюю ночь, поэтому времени оставалось мало. Все каникулы я работал над проектом. Все это было не зря.

Школа дает потенциал для роста. Это возможность научиться выступать на публике, разобраться в инженерном деле, познакомиться с методами проектирования решений. Особенно приятно то, что к тебе относятся как ко взрослому. Сейчас мы работаем над системой организации связи между участниками школы „Лифт в будущее“ и реальными экспертами в отраслях. Это еще один инструмент для школьников, позволяющий сделать реально ценное изобретение, которое может помочь при решении настоящих задач в крупных компаниях.

Я хочу поступать на факультет компьютерных наук ВШЭ, но вопрос „кем я буду по окончании вуза“ перед собой не ставлю. Буду заниматься тем, что в тот момент покажется мне интересным».

Наталья Афанасьева
16 декабря 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты