Рейтинг знаний: где учатся самые умные студенты?

Лидерами рейтингов вузов традиционно становятся университеты США и Великобритании. Но так ли много знают их выпускники? Недавно Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала результаты исследования, которое позволило оценить уровень знаний студентов из разных стран. Результаты оказались удивительными. «Учёба.ру» публикует перевод материала BBC и рассказывает о том, почему Япония и Финляндия могут оказаться умнее Великобритании и США.
Анна Косниковская
29 ноября 2016
Фото: Jim Epler / Flickr / CC BY 2.0

Сегодня в системе высшего образования господствует строгая иерархия. Наглядный пример тому — международные рейтинги вузов. При оценке университета здесь учитывается множество факторов: от репутации и соотношения количества студентов и преподавателей до числа исследовательских работ. И все же до сих пор ни в одном рейтинге не сравнивались образовательные способности студентов.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своем ежегодном докладе Education At A Glance опубликовала результаты тестов, в рамках которых оценивались способности выпускников различных университетов. Результаты оказались удивительными: первые позиции в получившемся списке заняли совсем не те вузы, которые мы привыкли видеть в международных рейтинговых таблицах (тут, как правило, в топ попадают британские и американские университеты: Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт и др.). Однако с точки зрения грамотности выпускников впереди оказались вовсе не Великобритания и США, а Япония и Финляндии. Вот как выглядит «десятка лучших» по версии ОЭСР:

  1. Япония.
  2. Финляндия.
  3. Нидерланды.
  4. Швеция.
  5. Австралия.
  6. Норвегия.
  7. Бельгия.
  8. Новая Зеландия.
  9. Великобритания.
  10. США.

Ни одна из стран-победительниц не занимает лидирующих позиций в традиционных образовательных рейтингах. Но несмотря на то, что американская Лига плюща, в которую входят вузы-лидеры QS, THE и других крупных рейтингов, известна всему миру, выпускники австралийских и норвежских вузов, похоже, лучше проявляют себя в учебе. При этом в топ-100 списка лучших университетов мира упоминаются 32 американских вуза и всего один новозеландский, — а ведь выпускники из Новой Зеландии, согласно результатам теста ОЭСР, способны достичь больших успехов, чем их американские «коллеги».

Исследование Организации экономического сотрудничества и развития также затронуло вопрос о том, как соотносится качество образования с размером вложенных в него инвестиций. Например, Дания с ее доступными ценами на обучение опережает США и Соединенное Королевство, где стоимость учебы гораздо выше.

Результаты тестов указывают и на то, почему хорошая учеба в школе не всегда может быть связана с успехами в вузе. Сингапур и Южная Корея — страны с развитым школьным образованием — оказались во второй половине международных вузовых рейтингов. А вузы Италии, Испании и Греции и вовсе замыкают рейтинги высших учебных заведений.

Андреас Шляйхер, директор департамента образования ОЭСР, считает полученные данные подтверждением тому, что уровень способностей у людей с одинаковой квалификацией в действительности может быть очень разным. Все они могут обладать учеными степенями, но разница заключается в том, насколько высоким было качество высшего образования, которое они получили.

«Если речь идет о высоком уровне грамотности, то, вероятно, по возможности получить среднее образование лучше в Японии, Финляндии или Нидерландах, чем высшее — в Италии, Испании или Греции», — объясняет Шляйхер.

«Результаты тестов ОЭСР могут отличаться от традиционных университетских рейтингов, но два этих исследования нельзя сравнивать между собой, — считает Бен Совтер, руководитель организации QS по составлению рейтингов университетов. ОЭСР исследовала стандарты национальных систем образования, в то время как рейтинги университетов уделяют внимание самым успешным представителям отдельных университетов».

Совтер также добавил, что если бы каждый университет США можно было учесть при составлении рейтингов, исследователям стало бы ясно, что у каждого из них есть как преимущества, так и недостатки. Американская образовательная система крайне неоднородна, но рейтинги, сфокусированные на элите, не позволяют этого понять.

Рейтинг лучших университетов мира QS 2016-2017 между тем выглядит так:

  1. Массачусетский технологический институт.
  2. Стэнфордский университет.
  3. Гарвардский университет.
  4. Кембриджский университет.
  5. Калифорнийский технологический институт.
  6. Оксфордский университет.
  7. Университетский колледж Лондона.
  8. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха.
  9. Кингс-колледж.
  10. Чикагский университет.

«Высокому качеству образованности своих выпускников Финляндия обязана в равной степени как школьной системе, так и университетам», — поясняет Совтер. И, похоже, поступить в плохой университет в Финляндии сложнее, чем сделать то же самое в США.

По мнению Совтера, исследование ОЭСР позволило затронуть наболевший вопрос о приоритетах распределения бюджета: стоит ли поддерживать одинаково высокий уровень образования во всех университетах или лучше сделать упор на нескольких ведущих вузах страны? По его мнению, результаты тестов — достаточное экономическое основание для того, чтобы бороться за стабильно высокие стандарты образования, а не просто составлять графики с пиками и падениями. Рейтинговая система университетов может выявить различия между отдельными вузами, но она, похоже, не в состоянии оценить уровень образования в стране в целом.

ОЭСР также создала Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA Test), в рамках которой раз в три года в исследовании принимают участие школы из 70 стран. Не так давно эксперты предложили проводить такие же тесты среди студентов с целью сравнить университеты. Не все вузы, особенно в США, восприняли эту идею с восторгом, однако даже если способы подсчета результатов подобных рейтингов вызывают сомнения, нельзя отрицать их важность. Когда Оксфорд в этом году впервые попал на первое место рейтинга высших учебных заведений по версии The Times, эта новость стала одной из главных во всех британских СМИ. Но, если верить рейтингам ОЭСР, победу, возможно, должны праздновать не британские, а финские и японские студенты.

Анна Косниковская
29 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты