«Мой сын учится за полночь»: родители со всего мира — о школьных домашних заданиях

В начале ноября родители в Испании призывали к месячному бойкоту домашних заданий из-за непомерных для школьников нагрузок. Редакция Guardian спросила своих читателей, а что они думают о внеклассной работе. «Учеба.ру» публикует перевод этого материала.
Мария Рамзаева
23 ноября 2016
1 комментарий
Фото: Tim Pierce / Flickr / CC BY 2.0

«Я не хочу делать „домашку“» — мысль, знакомая всем. Однако в Испании это чувство оказалось близко не только школьникам: родители тоже устали от огромного количества внеклассной работы. В начале ноября они начали протестовать против домашних заданий на выходных. Это не удивительно: согласно опубликованному в 2012 году отчету ОЭСР, испанские школьники на выходных тратят на нее по 6,4 часа — почти на треть больше, чем в среднем в развитых странах.

В знак протеста испанцы, чьи дети учатся в государственных школах, написали учителям записки, поясняющие, почему ребята не выполнили домашнюю работу. Но, кажется, проблема существует не только в Испании. Вот что рассказывают родители из разных стран.

«Объем домашней работы влияет на всю семью. Мы не можем выйти из дома»

Энн, Испания: «У меня дети восьми, шести и полутора лет, и на домашнюю работу старшие тратят по четыре-шесть часов в неделю. Это слишком много, поэтому я присоединилась к протестам. У дочери каждый день уходит на внеклассную работу почти два часа, хотя суть заданий, по большей части, заключается в том, чтобы переписывать массу текста из книг. Родители пытались организовать официальное обсуждение ситуации с директором и учителями, но те сказали, что у них нет времени. Я надеюсь, что „забастовка“ положит начало обсуждению объема домашней работы и ее содержания.

По-моему, нынешний объем заданий практически не оставляет детям времени на то, чтобы отдохнуть, заняться своим хобби, поиграть или побыть с семьей. Мой сын ужасно устает от домашней работы, ему скучно ее делать, и пользы от заданий мало. Я не уверена, что он запоминает хоть что-нибудь: он выполняет все действия механически, мечтая поскорее закончить и уйти играть на улицу.

Ситуация влияет на всю нашу семью, ведь пока дети не выполнят задания, мы не можем выйти из дома. Из-за этого мы часто отказываемся от прогулок в парке или послеобеденного отдыха в сиесту.

Мне не кажется, что детям стоит тупо повторять над книгами пройденное в классе. Я бы предпочла, чтобы им задавали что-то более творческое, что стало бы продолжением уже изученного: например, определить виды деревьев в округе, собрать гербарий, камни или ракушки, испечь что-нибудь, сделать чертеж и т. п.».

«Я понимаю, почему в Испании возникли протесты»

Утпалавайри, Шрусбери, Великобритания: «У меня два сына восьми и шести лет, которые учатся в 4 и в 8 классах. У них слишком много домашней работы, и старший сильно переживает из-за этого. Ему нравится бывать на свежем воздухе, играть в Человека-Паука, и мне очень обидно, что вместо этого приходится заставлять его сидеть дома. Ведь после целого дня в школе сыну хочется выпустить пар.

В начале года им задали читать каждый вечер по 10 минут, а потом писать о персонажах книги. Вдобавок дети должны были ежедневно практиковаться в правописании. Старшему не нравятся книги, которые дают в школе, хотя когда он выбирает литературу сам, то может читать часами. Мне кажется, когда я заставляю его читать, а он не хочет, это взращивает в нем нелюбовь к чтению, и мне не хочется этого делать.

По-моему, в начальной школе вообще не нужно задавать работу на дом. Дети и так весь день учатся, и после школы у них должна быть возможность отдохнуть, обратить внимание на окружающий мир. Я как-то сказала учительнице, что моему сыну не нужно каждый вечер заниматься правописанием — он и так быстро выучивает слова. Она в ответ предложила заставить его выписывать синонимы. Я подумала: „Зачем? Неужели в восемь лет необходимо знать сложные слова?“.

Дополнительная работа давит на него, и он это чувствует: нервничает и плачет, переживает, что не сдаст нормативы или не успеет закончить задание по чтению. Я прекрасно понимаю причины протестов в Испании. Надеюсь, этих людей услышат. Как родители мы видим, насколько задания влияют на состояние детей, и властям стоило бы позволить нам вместе с учителями определять, какой объем домашней работы действительно необходим».

«В нашей школе у младших классов нет домашней работы. Это идет на пользу семье»

Дана МакГроу, штат Калифорния, США: «В школе Country School, где учится мой семилетний сын, есть такое правило: никакой домашней работы первые четыре года. Они создают собственные проекты, проходят проверку правописания, но не выполняют никаких официальных заданий после учебы до тех пор, пока в середине 5 класса не начинают готовиться к средней школе и постепенно наращивать нагрузку до полного объема.

Это идет на пользу нашей семье. Country School — прогрессивная школа, и обучение основано на практических занятиях в классе. Отсутствие скучной домашней работы развивает у нашего сына любознательность, и он самостоятельно изучает то, что показалось интересным на уроках.

Благодаря такому подходу мы много общаемся, а у сына есть время на внеучебные занятия, — и при этом он не переживает о недоделанной работе, которая ждет его дома».

«Мой сын часто заканчивает домашнюю работу за полночь»

Крейг Тюрп, Бухарест, Румыния: «Мои дети ходят в государственную школу в столице. Старший сейчас в 8 классе (ему 14 лет, и это его последний год в средней школе), и каждый вечер часами сидит за заданиями. Часто ему приходится не спать до полуночи, чтобы все закончить. У нас это обычное дело: румынская система образования помешана на домашней работе.

Ситуацию усугубляет то, что школа переполнена, и сын учится во вторую смену с 12 до 18: утром занимаются только младшие классы. После того, как он вернется домой, поест и чуть-чуть отдохнет, на работу остается совсем немного времени. Однако даже с учетом ночных занятий ему нередко приходится вставать пораньше, чтобы все доделать.

Сама учеба в школе тоже тяжелая. Математика у четырнадцатилетних румынских детей, например, на порядок сложнее, чем у их сверстников в Великобритании. А при этом дома часто нужно выполнять такие задания, о которых даже не рассказывали в классе. По-моему, было бы вполне достаточно, если бы наши школьники по вечерам просто тратили час на то, чтобы повторить пройденное на уроках».

«Сын постоянно нервничает, и учеба не приносит ему удовольствия»

Зайнаб, 39, Лондон, Великобритания: «Моему ребенку шесть, и он тратит по шесть часов в неделю на домашнюю работу. Это большая и ненужная нагрузка. Им, например, раздали книги для последующего разбора — я даже не знала, что для шестилеток бывают такие. Учителя ждут, что сын часами будет искать информацию по таким темам, как, например, Первая мировая, — для стенгазеты. Такие задания занимают огромное количество времени, а в итоге ребенок не получает ничего, кроме стресса и недосыпа.

Я понимаю: важно, чтобы дети были в курсе сегодняшней ситуации и исторических событий, но от шестилетнего мальчика требуют слишком многого. Он слишком маленький для этого и вначале должен узнать невинность детства, а уже потом знакомиться с жестокими сторонами жизни.

Сын испытывает постоянный стресс. В прошлом году, в конце 1 класса, им объявили, что на основании сделанного обзора будут ставиться оценки. Пятилетний малыш ничего не понимал и постоянно боялся, что провалит экзамены. Начал сравнивать себя с одноклассниками и говорил, что не сдаст, или рассказывал о друзьях, которые не сдадут. Из-за всего этого он перестал получать удовольствие от учебы и уже не стремился узнать больше. Теперь сын воспринимает обучение как ряд задач, которые определяют, способный он или нет».

«Ребенку мало задают, а программа слишком простая. Я бы хотел больше»

Алекс, Суонси, Великобритания: «Моему ребенку 12 лет, и мне вовсе не кажется, что в школе ему много задают. За последние 20 лет учиться стало в разы легче. Сыну задают совсем мало и никак не наказывают за невыполнение заданий, как будто делать ее необязательно.

Более того, когда школьникам все-таки задают что-нибудь серьезное, очень сложно заставить их заниматься. Дети не привыкли к работе и знают, что им не попадет, если они ничего не сделают. Задания часто требуют наличия доступа к интернету или принтера, а уровень их сложности оставляет желать лучшего. Это приводит к тому, что ребенок начинает играть в онлайн-игры или „серфить“ в сети вместо того, чтобы учиться.

На мой взгляд, для школьников идеально было бы выполнять от трех до пяти часов домашней работы в неделю. Однако пока что они получают лишь один час».

«Я трачу на домашнюю работу столько же сил, сколько дочь»

Эдвард, Лондон, Великобритания: «В нашей школе делается слишком большой упор на домашнюю работу. Я понимаю, что читать нужно постоянно, но такой объем заданий — это уже слишком. Я работаю в Дании, и на меня смотрят, как на сумасшедшего, когда я говорю коллегам, что у моей шестилетней дочери есть домашняя работа. В датских школах в младших классах нет заданий на дом, и детям это не вредит. Они и так проводят весь день в школе, а после могут развлекаться. А моей дочери часто приходится выполнять сложные задания, которые требуют нашей помощи: например, если нужно найти информацию в интернете. В итоге домашняя работа становится испытанием и для родителей тоже. Дочке никогда не дают заданий, которые она в состоянии выполнить самостоятельно. Я трачу на домашнюю работу столько же сил, сколько и она. Нам приходится следить за тем, чтобы ребенок ничего не пропустил, не начал отставать, и часто это приводит к ссорам.

Не думаю, что нужно запретить домашнюю работу в принципе, но стоило бы сократить ее объем. Одно дело — читать книги по 10-15 минут по вечерам, и совсем другое — выполнять задания, которые требуют постоянного родительского контроля. Некоторые творческие проекты на деле оказываются очень сложными. Например, недавно ей нужно было сделать из бумаги трехмерную пирамиду и куб. Как шестилетняя девочка может сделать это самостоятельно?»

Мария Рамзаева
23 ноября 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты