Мученик науки: как побороть образовательную депрессию

Часто даже высокомотивированный ученик или студент, сознательно выбравший определенную программу обучения, вдруг начинает ощущать, что оказался в тупике. Мозг как будто буксует, задания становятся неинтересными и хочется заниматься чем угодно, только не уроками. Это распространенное состояние — в разговорной речи его иногда называют «образовательной депрессией». «Учёба.ру» рассказывает, почему оно возникает и как вернуть себе драйв и любопытство.
Дарья Варламова
22 ноября 2016
Фото: Eduardo Merille / Flickr / CC BY-SA 2.0

Прежде чем искать решение, стоит прислушаться к себе и разобраться, чем именно вызвано ощущение тупика. Уже в зависимости от этого можно выбирать методы выхода из такого состояния. Вот возможные варианты.

1. Дело вообще не в учебе

В первую очередь стоит исключить возможность клинической депрессии. Для этого надо убедиться, что упадок сил и мотивации касается только занятий и не затрагивает другие стороны жизни. Если проблемы с учебой сочетаются с пониженной самооценкой, усиленной самокритикой, ухудшением сна и аппетита и общим падением энергетического тонуса, лучше проверить свое психическое состояние у специалиста.

Что делать: клиническую депрессию (если это действительно она) можно лечить антидепрессантами или психотерапией. Однако лекарства нельзя выбирать самостоятельно: их должен назначить психотерапевт или невролог. Сегодня существует множество разных препаратов, в том числе и безрецептурных, и только специалист понимает, кому и какие средства помогут.

2. Вы изучаете не то

Возможно, выбор образования навязан родителями, учителями или представлением об «идеальном себе», даже если оно не вполне соответствует реальным способностям и интересам. Например, человек изучает программирование, потому что это модно и перспективно, а не потому, что ему это действительно нравится или у него есть талант в этой области. При этом у него имеются литературные способности, но он относится к ним несерьезно и не развивает, поскольку «это непрактично». В такой ситуации мотивация вначале может быть достаточно высокой, но затем психика начнет сопротивляться.

Что делать: понять, к чему лежит душа. Иногда это можно сделать только на практике, понемногу пробуя разное (например, читая книги и проходя различные онлайн-курсы, расспрашивая студентов, которые учатся на интересных для вас факультетах). Но если вы все еще учитесь в школе и уверены, что почти все предметы — чушь, а ваша судьба — быть рок-звездой, вам, скорее всего, не повезло с учителями, и к той же «скучной» физике или «непонятной» литературе на самом деле можно подойти с другой стороны. Ведь рок-звезда, в конечном итоге, вовсе не обязана быть глупой.

3. Вы изучаете не так

Система образования несовершенна, а на уровне школы она еще и очень негибкая: мы не выбираем, с кем, как и в каком темпе учиться. При этом все люди очень разные — кто-то легко вписывается в рамки стандартной программы, а кому-то нужен индивидуальный подход. Это не повод комплексовать: многие великие ученые плохо учились в школе, а у нобелевского лауреата Бунина была двойка по литературе. Но нужно разобраться, что именно мешает получать удовольствие от учебы. Например, это может быть:

  • Темп. Некоторые дети и молодые люди все схватывают на лету, и им скучно дожидаться, пока подтянутся остальные. Другие, наоборот, «слоупочат», но зато очень глубоко осмысляют все услышанное — стремительное скольжение «по верхам» может вызвать у них только раздражение. Что делать: если вы сильно опережаете ровесников, лучше перевестись в специализированный класс или другую школу (а в вузе — просить у преподавателя дополнительную литературу и задания). Если отстаете, не стоит гнаться за «пятерками» по всем предметам — лучше сделать упор на нескольких самых интересных, но зато изучать их вдумчиво. Пригодится репетитор, который будет работать в комфортном для вас темпе.
  • Отсутствие нормального диалога. Российская система образования, к сожалению, учит не столько думать cамостоятельно, сколько знать готовые ответы на определенные вопросы. Личное мнение ученика интересует далеко не всех педагогов. А если человек чувствует, что ему есть, что сказать, но его не хотят слушать, мотивация учиться падает. Ведь настоящая учеба — это не просто тупая «зубрежка», а осмысление и соотнесение всего услышанного с собственным опытом и картиной мира, возможность убедиться в справедливости полученной информации или, наоборот, поставить ее под сомнение. Без этого образовательный процесс остается чистой формальностью. Что делать: можно предложить педагогу включить в занятия больше обсуждений (в школе будет проще протолкнуть эту идею через родителей), а если это совсем не вариант, важно найти единомышленников, с которыми можно было бы поделиться соображениями о любимом предмете. Это могут быть одноклассники, другие учителя, друзья или кружок по интересам.
  • Способ оценки. Если любопытный, нестандартно мыслящий, но не очень организованный ученик обнаруживает, что посещаемость и заучивание фактов и определений — самый верный путь к «пятерке», он может потерять интерес к обучению: не очень приятно видеть, как менее способных, но более «правильных» ровесников оценивают выше тебя. Что делать: попробовать выстроить альтернативную систему вознаграждения и поощрять самого себя за интересные гипотезы и открытия. А еще лучше найти того, кто оценит ваш подход к предмету — например, пообщаться с более креативным педагогом или записаться на участие в олимпиаде.
  • Несоответствие уровня сложности. Слишком легкие задания расхолаживают, слишком трудные — лишают веры в свои силы. Что делать: продумывая учебную нагрузку, важно одновременно не бояться трудностей и не скатиться в перфекционизм. В идеале задания должны быть непростыми, но решаемыми без надрыва — тогда прогресс будет постепенным, и вы все время будете видеть результат, но не измотаете себя. В другом случае стоит скорректировать программу или вообще поменять учебное заведение.
  • Непонимание конечной цели. Во время любого обучения важно время от времени задавать себе вопрос «А чем это поможет мне в жизни?», и если ответа на этот вопрос нет, человеку наверняка захочется переключиться с «невнятных» предметов на что-то более дельное. Подвох в том, что польза не обязательно может заключаться в прямом практическом применении. Скажем, понимание русской классики в карман не положишь, но литература развивает мышление, воображение и эмпатию — очевидно полезные навыки. А какой-нибудь «скучный» иностранный язык играет другими красками, если его знание помогает понимать тексты любимого музыканта. Что делать: тут не стоит рассчитывать на то, что вас по умолчанию замотивирует кто-то извне. Если непонятно, зачем все это, можно лишний раз поинтересоваться у педагога, за что он полюбил свой предмет. А еще лучше — у интересного и авторитетного человека, который тоже что-то находит в этой теме. Можно поискать точки соприкосновения между предметом и своими интересами: например, если вам смертельно скучен русский язык, но нравится биология и все, что связано с мозгом, стоит погуглить про нейролингвистику (наука о том, какие механизмы в мозгу связаны с языком и речью).
Дарья Варламова
22 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты