Гантели для мозга: как тренировать разум с помощью музыки

Игра на музыкальных инструментах может существенно повлиять на мозг, улучшить память, пространственное мышление и способности к изучению языков. «Учёба.ру» публикует перевод статьи Guardian о том, как научить разум учиться с помощью музыки.
Мария Рамзаева
17 ноября 2016
Фото: Pawel Loj / Flickr / CC BY 2.0

Индустрия «прокачивания мозга», ежегодно приносящая образовательным центрам многомиллионную прибыль, оказалась в опасности. В октябре 2014 года группа известных неврологов и психологов опубликовала открытое письмо, заявив, что польза развивающих игр «часто преувеличивается, а иногда и вовсе кажется сомнительной». А в 2016 году  промышленного гиганта Lumosity оштрафовали на 2 млн долл. и обязали выплатить компенсации тысячам клиентов. Суд решил, что компания обманула их, заявив, будто ее продукция улучшает умственные способности и замедляет старение мозга.

Исследования, призванные продемонстрировать преимущества специальных игр и приложений, на деле выявили мало доказательств тому, что те повышают качество ежедневной когнитивной деятельности. А вот некоторые хобби, по данным специалистов, влияют на мозг положительно и помогают в старости сохранить ясность рассудка. Особенно сильно на состоянии главного органа нашей нервной системы сказываются занятия музыкой: тесты показали, что они одинаково полезны и детям, и взрослым.

«Музыка уникальным образом влияет на мозг, — говорит нейропсихолог Кэтрин Лаудэй из Университета Вестминстера. — Она очень сильно стимулирует его из-за того, что связана с эмоциями».

Игра на музыкальном инструменте — это и впрямь весьма сложный процесс, в рамках которого необходимо объединять информацию, поступающую от различных органов чувств (зрения, слуха, осязания), с мелкой моторикой. Когда люди учатся этому, в их мозгу происходят долгосрочные изменения. А потому объединения профессиональных музыкантов — высококлассных исполнителей, которые годами шлифуют свою технику, — это настоящие естественные лаборатории, где неврологи могут наблюдать изменения, происходящие в мозге на протяжении всей его жизни. Сегодня эти процессы относят к понятию нейропластичности — способности мозга меняться и эволюционировать бесконечно, в зависимости от опыта и обстоятельств.

Изменения в структуре мозга

Исследования показали, что снимки мозга музыкантов существенно отличаются от снимков мозга их ровесников, которые с музыкой не связаны. Например, мозолистое тело — крупное сплетение нервных волокон, соединяющее два полушария мозга, — у музыкантов оказалось намного крупнее. У профессиональных пианистов также были сильнее развиты области, отвечающие за движение, слух и зрительно-пространственные функции, а у скрипачей — область, которая работает с тактильной информацией, поступающей от ладони левой руки.

Эти тесты позволили оценить структуру мозга различных групп людей, но по ним нельзя было сказать, было ли это следствием занятий или изначальные анатомические особенности просто способствовали тому, что кто-то становился музыкантом, а кто-то — нет. Лишь позже специалистам удалось доказать, что у детей после 14 месяцев музыкальных занятий и впрямь наблюдаются значительные структурные и функциональные изменения в мозгу.

Все эти данные демонстрируют, что уроки музыки не только увеличивают объем серого вещества, но и могут укрепить связи между разными отделами мозга. Другие тесты также показывают, что они улучшают вербальную память и пространственное мышление, а еще повышают грамотность.

Какие преимущества есть у музыкантов

По данным ученых, то, насколько сильно меняется структура мозга из-за музыки, тесно связано с тем, насколько рано начались занятия и насколько интенсивными они были. Но в детстве даже у коротких музыкальных уроков есть долгосрочные преимущества. В 2013 году в рамках эксперимента ученые выяснили, что у детей, которые занимались музыкой в течение одного-трех лет, наблюдалась очень высокая скорость ответа нейронов слухового отдела ствола мозга — с возрастом деградация его тканей затрудняет понимание речи, когда вокруг много посторонних шумов. Это означает, что музыка сказывается на восприятии речи и помогает избежать ухудшения слуха в старости. Кроме того, она ускоряет реабилитацию пациентов после черепно-мозговых травм и может использоваться в рамках обучения школьников с дислексией.

Ученые говорят, что приложения для интеллектуальных тренировок помогают развить лишь конкретные навыки, которые используются в той или иной игре, тогда как музыкальные занятия влияют даже на те способности, которые, казалось бы, в них не задействованы.

«Музыка активизирует области мозга, которые нельзя тренировать другими способами, — уверена доктор Лаудэй. — Она является сильным когнитивным стимулом и обладает удивительным эффектом. Существуют неоспоримые доказательства того, что такие уроки улучшают память и положительно сказываются на способностях к изучению языков».

Мария Рамзаева
17 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты