Что хотел сказать автор: главные ошибки на сочинении

Скоро выпускники будут писать итоговое сочинение, за которое нужно получить хотя бы «зачет», чтобы допустили к остальным экзаменам. Опыт предыдущего года показал: чаще всего сочинение проваливали по недоразумению, из-за глупых формальных ошибок и отсутствия навыка изложения собственных мыслей. «Учёба.ру» подготовила простое пособие, которое поможет без проблем справиться с этим.
Наталья Афанасьева
18 ноября 2016
Фото: Shawn Nystrand / Flickr / CC BY-SA 2.0

Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря — то есть в 2016/2017 учебном году оно выпадает на 7 декабря. На работу отводится 3 часа 55 минут. За это время надо написать осмысленный текст на заданную тему в размере не менее 250 слов, опираясь на одно или несколько литературных произведений.

Оценивается сочинение по системе «зачет — незачет» и является условием допуска к единому государственному экзамену. Однако по решению вуза, результат сочинений может учитываться при поступлении и добавлять до 10 баллов к общему баллу ЕГЭ — так что для многих есть смысл не просто написать на «тройку» и забыть.

Для того чтобы получить «зачет» по итоговому сочинению, важно получить положительный результат по нескольким основным критериям — то есть, говоря простым языком, соблюсти некоторые несложные правила. Напомним их.

Соответствие теме

Темы сочинений выпускники узнают за 15 минут до начала экзамена. Их будет пять, по одной из каждого тематического направления, которые уже известны. В этом году они такие: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные или в форме вопроса. Важно, чтобы выбранная тема в сочинении, с точки зрения экзаменатора, была раскрыта. С тем, что проверяющие хотели бы прочитать по каждому из направлений, можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений.

Например, направление «Разум и чувство» предполагает раздумье о двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. «Честь и бесчестие»  полярные понятия, связанные с выбором. «Победа и поражение»  размышления о неоднозначности и относительности этих понятий в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. По теме «Опыт и ошибки» возможны рассуждения «о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира». А направление «Дружба и вражда» предполагает рассуждение о ценности человеческой дружбы.

Вот какие советы дают специалисты ФИПИ: «Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных тем и выбирать ту, которая ему наиболее близка. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, заключенного в формулировке, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ».

Аргументация, привлечение литературного материала

Помните: все ваши рассуждения должны быть основаны на хотя бы одном литературном произведении. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и так далее. Допускается, что только одно произведение может быть использовано в работе, но это не должно превратиться в литературоведческий анализ конкретного текста — герои и ситуации, взятые из текста, должны быть использованы как аргументы, доказывающие вашу точку зрения на выбранную проблему. При этом литературный материал может быть любой: из отечественной или мировой литературы, художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, устное народное творчество и так далее.

приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам

Сочинение — это не экзамен по литературе, оно должно показать ваше умение рассуждать и излагать свою точку зрения. На экзамене запрещено пользоваться текстами, так что стоит подучить цитаты и имена героев книги или книг, на которые вы ссылаетесь. Фактические ошибки — одна из самых распространенных причин плохого результата на сочинении.

Совет ФИПИ: «Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, нужно научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.».

Самостоятельность

Ваше сочинение должно быть самостоятельной работой. В интернете есть множество сайтов, где приведены примеры успешных работ, удачные цитаты из сочинений прошлых лет, а также клише, которые, по мнению авторов этих сайтов, помогут всем легко справиться с сочинением. Не надо ими пользоваться.

Помните, что сейчас все умеют пользоваться интернетом, с сайтов списывают одно и то же тысячи школьников, часто в готовых сочинениях есть множество фактических ошибок, а клише — это речевая ошибка, ее стоит избегать. Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом.

Совет ФИПИ: «Не допускается списывание сочинения или фрагментов из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста: работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник, а объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника».

Композиция

Сочинение — это проверка умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Тут все просто, главное — составить план. В сочинении должно быть вступление, основная часть и заключение.

Во вступлении нужно подчеркнуть важность выбранной темы для человечества: например, с помощью удачной цитаты или примера из истории. В основной части ваша мысль также должна подтверждаться цитатами, фрагментами и примерами из конкретных литературных произведений — то есть тезис поддерживают аргументы.

рекомендуется писать сочинение объемом от 350 слов

В конце каждого аргумента должен быть промежуточный вывод в стиле «что хотел сказать этим автор». А в заключении — итоги и выводы ваши собственные, которые не должны повторять того, что вы написали во вступлении, но должны быть связаны с ним логически. Отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Совет ФИПИ: «Необходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис — мысль, требующую доказательств, аргументы (доказательства), необходимые примеры с использованием литературного материала и промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения».

Выдержать объем

Если в сочинении будет меньше 250 слов, то, каким бы высокохудожественным ни было это произведение, оно не будет зачтено. Надо помнить, что имена, фамилии и отчества героев или автора, а так же названия книг считаются за одно слово. Максимальное количество слов не указано, но время ограничено. При этом чем больше объем, тем больше ошибок, которые тоже влияют на результат.

Совет ФИПИ: «Выпускникам рекомендуется писать сочинение объемом от 350 слов».

Грамотность

«Незачет» ставится, если на 100 слов в сумме допущено более пяти ошибок: речевых, грамматических, а также орфографических или пунктуационных. Кстати, на экзамене разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии. А вот речевые ошибки — бич современного школьника, их надо учиться видеть и избегать самостоятельно.

Ниже переведены самые распространенные речевые ошибки с примерами:

  • Неуместный повтор слова, выявляющий бедность словарного запаса: «Автор книги сумел показать в своей книге интересных героев»; «Я люблю любовную лирику».
  • Употребление однокоренных слов рядом (тавтология): «Изображение образа»; «В повести повествуется...».
  • Нарушение лексической сочетаемости: «У доктора Рагина произошло прозрение памяти»; «Окончательное решение в пользу деградации Ионыч принял, когда садился в свой экипаж...».

«Незачет» ставится, если на 100 слов в сумме допущено более пяти ошибок

  • Смысловая избыточность (плеоназм): «Люди также отчетливо помнят и хранят в памяти события»; «Обломов снимал квартиру, в которой царил хаос и беспорядок».
  • Неточное словоупотребление: «Когда мне хочется посмотреть на большую, чистую любовь, я открываю романы...»; «Мы становимся свидетелями той разрушительно-созидательной формы чувств между Наташей Ростовой и Андреем Болконским, которая ранит их...».
  • Смешение паронимов: «Человеческая мудрость сопоставляется из поступков»; «В правильности такой точки зрения меня пробуждает художественная литература».
  • Стилистические ошибки: «Книга может подсобить с ответом»; «К сожалению, бывают моменты в жизни, о которых мы не любим вспоминать: болезни, смерть, война и многое такое»; «Он познал, как ошибался, когда хотел сигануть в окно».
  • Неверное использование устойчивых оборотов: «Булгаков сочувствует своему герою и протягивает ему лучик надежды в лице фельдшерицы Анны»; «Обретает счастье в другом человеке».
  • Канцелярит: «Подтверждение моих слов можно найти в рассказе А.П. Чехова „Палата № 6“. А именно ознакомиться с работой Андрея Ефимовича Рагина»; «Исходя из вышесказанного, можно сказать».
  • Неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов: «Кто такой герой, может быть это смелый рядовой воин, готовый умереть за родину, терпящий боль и страдания? Или это известный поэт и писатель, проливающий свет на всеобщие важные вопросы, о которых другой не осмелился бы и думать!?».
Наталья Афанасьева
18 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты