«Склонность к той или иной профессии определяется не полом, а свойствами личности»

Несмотря на обилие девушек как на профильных факультетах, так и в индустрии, журналистика по-прежнему считается преимущественно мужской профессией, где женщинам оставляют работу в глянце и рубрике «Культура». О том, существует ли здесь разделение на «мужские» и «женские» сферы, чему стоит учиться и как попасть в «неподходящую» по гендеру область, «Учёбе.ру» рассказала ведущая передачи «Городская автомобильность» на «Москва.FM» и автор на порталах о гаджетах 4PDA и Сhezasite.com Саша Митрошина.
Мария Рамзаева
15 ноября 2016
Фото: pierre-olivier lemoine / Flickr / CC BY 2.0
Саша Митрошина,
ведущая радиопередачи «Городская автомобильность»,
автор 4PDA и Chezasite.com
Ты построила карьеру в областях, которые традиционно считаются мужскими. Как начать в них работать?

Гаджетами я интересуюсь с самого детства, и если бы мне сказали, что в будущем у меня каждую неделю будет какая-нибудь новая техника — не поверила бы. В IT-журналистику я попала так. На 2 курсе журфака работала тренером по карате, в какой-то момент захотела также устроиться на работу по специальности и начала каждый день заходить на сайты и в группы с вакансиями. Во «Вконтакте» увидела объявление о том, что портал 4PDA набирает авторов, написала пример текста про гаджеты (до этого ни опыта, ни портфолио у меня не было), сделала тестовое задание и через несколько дней уже тестировала iPhone 5S, который только-только вышел тогда.

Чем дольше я работала, тем чаще мне давали задания и гаджеты на обзор. В 2014 году я даже стала самым продуктивным автором ресурса. Сейчас я также выполняю разные креативные задания, вроде фан-тестов — тестирования водонепроницаемого смартфона в аквапарке. В какой-то момент я подружилась на Facebook с другими журналистами, и мне стали заказывать тексты и для других изданий.

С автомобилями, наоборот, все получилось совершенно случайно. Я должна была проходить практику на «Москва FM», но вышла на нее с опозданием в пару дней. К тому моменту мои однокурсницы-стажеры уже разобрали все нормальные, как я тогда думала, программы, и осталась одна — автомобильная. Так я попала в только-только запущенную программу «Городская автомобильность». Монтировала синхроны, сама что-то записывала, искала звуки, делала стрит-токи. Меня сразу же стали отправлять корреспондентом на «автомобильные» мероприятия, потом я стала приглашать гостей на передачу и так познакомилась с «автомобильными» журналистами.

В итоге я попала в штат радиостанции, на должность продюсера «Городской автомобильности», а через два года главный редактор решил поменять формат программы и сделал меня соведущей. Никаких глубоких знаний автомобильной темы, в отличие от работы с гаджетами, у меня не было, так что я разбираюсь во всем сейчас. Даже на права начала учиться только в сентябре 2016 года.

Что нужно уметь?

Главное правило: надо делать то, что тебе интересно, и делать это хорошо. Мне постоянно хочется полениться и схалтурить, но удовольствие от хорошо сделанной работы сильнее.

Если мечтаете о журналистике, идите на журфак, потом стажируйтесь там, где интересно было бы работать, проявляйте инициативу, и все будет отлично.

Курсов по автомобильной или гаджет-журналистике нет. Люди становятся специалистами сами

Я понимаю, что без журфака не попала бы на радио. На учебе меня научили монтировать и работать с диктофоном, там же организовали стажировку, после которой я сумела остаться в команде. А все, что связано с тематикой работы, — исключительно личная заинтересованность. Я не изучаю специализированную литературу, но подписана на профильные страницы, захожу на разные сайты, каждый день читаю материалы коллег. Курсов по автомобильной или гаджет-журналистике нет. Люди становятся специалистами сами, просто увлекаясь предметом и умея более-менее связно писать.

Нужно понимать, что легко не будет. Сейчас, например, я воюю со своим акцентом, который плохо сочетается с работой в эфире. Год назад возникли проблемы с вычиткой текстов — сдавала их «сырыми». В самом начале работы журналистом и продюсером не очень понимала, как все устроено, как аккредитоваться, что делать, как придумать вопросы. Раньше, смешно вспомнить, я боялась звонить незнакомым людям — а это то, что продюсер делает постоянно.

Что касается гаджетов, то поначалу я очень долго возилась с обзорами: изучала технические аспекты, глубоко погружалась в тему. Поэтому на написание текстов уходил вагон времени и сил. Сейчас я обычно сажусь и сразу представляю, о чем писать: знаю контекст, в курсе новостей и происходящего на рынке. Когда берешь смартфон в руки, половина вещей уже становится понятной, а если его еще включить и понажимать кнопки — можно садиться и писать. Но я обязательно тестирую все, о чем пишу. Мне это интересно само по себе, не просто как работа.

Вам когда-нибудь говорили, что это «не женское дело»?

Я, если честно, не понимаю деления на «женские» и «не женские» дела, если только это не рождение ребенка или что-то подобное. Друзья и знакомые ничего не говорили на эту тему, все только постоянно удивлялись выбору работы. Я в глазах окружающих стала необычным персонажем — черный пояс по карате, тачки, гаджеты. Родители переживали поначалу по поводу выбора профессии в целом, из-за зарплаты журналистов. Но перестали, когда я начала работать по специальности и стало понятно, что это мое.

Из-за меня на портале 4PDA авторам обзоров запретили делать селфи: там аудитория такая, что если видят фотографию девушки, сразу начинают ее обсуждать. Главному редактору это почему-то не нравилось, поэтому уже пару лет мы тестируем работу фронтальной камеры на мягких игрушках. Но это не проблема, а просто забавный факт.

На радио главный редактор недавно сказал, что люди никогда не будут воспринимать меня как автомобильного эксперта, какой бы я умной ни была, — потому что я девушка. Я сейчас и не мечу в эксперты, в эфире просто выступаю такой, какая есть: не особо разбираюсь в машинах, но слежу за новостями и могу рассказать много интересного про современные технологии. А вот новый продюсер нашей программы, наоборот, считает, что через пару лет я во всем разберусь и стану крутой. Посмотрим.

лично у меня проблем из-за гендера не было. Я стала тренером по карате, когда была 18-летней девушкой, и мне никто ничего не сказал

Девушек в автомобильной и хайтек-журналистике не так много: в основном, тут работают мужчины. Для меня в этом есть минусы: в обеих тусовках очень много шовинистов и людей с патриархальными взглядами. Например, когда в прошлом году вышел новый календарь «Пирелли», где вместо голых красивых моделей сняли крутых влиятельных женщин, большая часть автомобильной тусовки исходила ядом и кричала: «Как это, главное в женщинах не красота?! А что тогда?».

Но лично у меня проблем из-за гендера не было. Я стала тренером по карате, когда была 18-летней девушкой, и мне никто ничего не сказал. Да и в редакциях IT-сайтов тоже не говорят и не делают ничего плохого. Отношение равное, как к авторам-мужчинам.

Впрочем, недавно на паре в Высшей школе экономики, где я учусь в магистратуре по направлению «Медиапроизводство», мы сильно поспорили с одной преподавательницей. Она утверждала, что есть «женские» и «не женские» сферы журналистики, и люди противоположного пола не могут в них работать. Я не стала ей говорить, чем я занимаюсь.

Склонность человека к той или иной профессии определяется никак не полом, а свойствами конкретной личности — ее характером, способностями, навыками. Нет никакой «женской усидчивости» и «мужской гениальности». Неравномерное гендерное распределение во многих профессиях — это, по-моему, скорее традиции и отчасти следствие гендерной социализации мужчин и женщин.

Мария Рамзаева
15 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты