Колонка родителей: а нам не задали

Большинство родителей делает домашние задания вместе с детьми, тем самым лишая их возможности научиться мыслить самостоятельно, правильно распределять свои силы и время, учиться на своих ошибках. Зачем они так поступают и как избавиться от вредной привычки?
Наталья Афанасьева
14 ноября 2016
Фото: Mike Oswald / Flickr / CC BY-SA 2.0

Ученые из Высшей школы экономики совместно с фондом «Общественное мнение» провели мониторинг и обнародовали такие данные: 74% российских семей помогают своим детям выполнять домашние задания. И, как говорится в исследовании, «лишь 11% семей практически никак не участвуют в процессе получения своим ребенком-школьником хорошего и разностороннего образования».

Увидев такую статистику, я задумалась, в какую группу отнести себя — домашние задания я с ребенком принципиально не делаю никогда и ни за что, но при этом уверена, что именно этим неделанием активно участвую «в процессе получения своим ребенком-школьником хорошего и разностороннего образования». Психологи и педагоги постоянно рассказывают, как вредно учиться за ребенка, как родители, помогая делать простую, рутинную домашнюю работу, с которой любой ребенок справится сам, лишают его не только навыка правильно распределять свои силы, время и внимание, но и привычки думать самостоятельно, понимать ответственность за свои действия (или бездействие).

Психологи-то говорят, но кто их слушает? Ну да, кивают родители, это все правильно, это справедливо для всех нормальных детей, однако вот именно наш ребенок другой. Он не умеет сосредоточиться, его надо направлять, он делает все очень медленно — если его не подгонять, будет копаться до ночи. Он все забывает, и если его не контролировать, в дневнике будут одни двойки. Будто бы не виноваты в этом они сами, с самого первого дня в школе не давая человеку никакой возможности всему этому научиться. Главное, что все их опасения в результате воплощаются в жизнь — внезапно отличники и хорошисты, которые так успешно учатся всей семьей, получают на итоговых контрольных двойки, оставшись без опеки. А родители, вместо того, чтобы признать свою вину, начинают эскалацию насилия: «Видите, мы же говорили, с ними надо больше заниматься». И вот уже не только мама, но и папа, бабушка, няня и три репетитора делают с несчастным ребенком уроки.

ребенок понял, что от меня проку не будет, и научился делать прекрасные проекты

Школа тоже подталкивает семью к этому неверному шагу, задавая на дом все эти проекты типа «Мое домашнее животное» или «Любимая улица», которые клеят и рисуют всей семьей, а также главный ежегодный ужас каждого родителя — праздник «Здравствуй, осень». Я где-то читала, что одна бабушка даже разбогатела на этом бизнесе: делает теперь за деньги вместо первоклассников ежиков из семечек и зайцев из шишек. В наше время такой бабушки не было, красиво выкладывать семечки и желуди я не умею, поэтому мой ребенок был обречен каждый год разрисовывать патиссоны: креативно, по мере своих сил. Выглядело это не очень на фоне сложных произведений искусства, которые приносили другие. Но скоро ребенок понял, что от меня проку в этом деле не будет, и научился делать прекрасные проекты на компьютере и самостоятельно придумывать поделки на конкурсы. И ему хорошо, и мне удобно.

Но, принимая мудрое решение не портить ребенку жизнь и не делать за него уроки, нужно понимать, что вы окажетесь в жалком меньшинстве, в тех самых одиннадцати процентах, на которые остальные смотрят как на горе-семьи. Когда такие «ленивые» мамы, как я, попадают в те семьдесят четыре процента, в общество неравнодушных родителей, мы чувствуем себя двоечниками. «Вы как сделали фонетический разбор слова „елка“, что-то мы запутались? И как решили 7 пример на 72 странице?» — обязательно спросят они при встрече.

только дайте ему шанс

Приходится делать задумчивый вид, поскольку неловко же признаться, что фонетический разбор вы делали в последний раз 35 лет назад и с тех пор ни разу не заглядывали в школьный учебник, поэтому понятия не имеете, что там написано на 72-й странице. Иначе затем придется объяснять, что, по вашему мнению, абсолютно все примеры на страницах учебника любой ребенок решит легко и непринужденно, просто потому, что, в отличие от нас, ему только что объяснили на уроке, как это делать. Если он прослушал урок, значит, завтра будет внимательнее — поймет свою ошибку и не будет ее повторять. Только дайте ему шанс.

Если ребенок не в состоянии усвоить школьную программу, поищите, опять же, проблемы в себе — может быть, вы выбрали не ту школу? Слишком сложную для него или, наоборот, очень скучную? Но сказать все это в лицо неравнодушным родителям, разумеется, невозможно. Потому что они, конечно, хотят своим только добра и сами лучше знают, как его «причинить». Нам же, одиннадцати процентам, остается только сочувствовать этим труженикам, наслаждаться собственной беспечной жизнью и радоваться успехам своих детей. Каким-никаким, но их личным, самостоятельным.

Наталья Афанасьева
14 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты