Боевое крещение: как сдать первую в жизни сессию

Поступив в престижный вуз, хочется хоть ненадолго расслабиться — но не тут-то было: в среднем 10-20% студентов крупных государственных университетов вылетают после 1 курса. «Учёба.ру» объясняет, как организовать учебный процесс с сентября по декабрь и подготовиться к экзаменам, чтобы потом не было мучительно больно.
Дарья Варламова
10 ноября 2016
Фото: Bianca Moraes / Flickr / CC BY 2.0

В чем проблема

Обучение в вузе устроено иначе, чем в школе: здесь предполагают, что студент — уже достаточно взрослая, организованная и мотивированная личность, чтобы тянуться к знаниям добровольно. Поэтому посещаемость здесь не так строго контролируется, а успеваемость проверяется более гибкими и разнообразными способами. Казалось бы, этому стоит порадоваться, но для многих студентов именно здесь находится камень преткновения: они не привыкли самостоятельно распоряжаться своим временем и еще не научились расставлять приоритеты. В результате подготовка к экзаменам начинается в последний момент, когда репутация в глазах педагогов уже подпорчена прогулами. Кроме того, во многих вузах сессия все еще накладывается на новогодние каникулы, когда сила воли всего населения страны заметно ослабевает, и искушение сходить на очередную вечеринку или поваляться на диване за просмотром сериала может перевесить чувство ответственности.

10 правил успешной сдачи

  1. Получайте «автоматы». Стоит с первых учебных дней выяснить, какие преподаватели готовы освобождать от финального экзамена за посещаемость и прилежание. Поверьте, это дорогого стоит, хотя по-настоящему оценить этот лайфхак вы сможете только во время сессии, когда менее благоразумные однокурсники будут в панике зубрить предмет долгими ночами.
  2. Наведите справки. Во-первых, по разным предметам финальная оценка формируется по-разному, и в некоторых случаях пара блестящих эссе в сочетании с хорошей посещаемостью смогут перевесить неудачный билет. Во-вторых, у разных преподавателей — разный стиль общения на экзамене: кто-то специально «прессует» студентов, а кто-то готов до бесконечности задавать наводящие вопросы. Некоторые даже поощряют дерзость: в Высшей школе экономики, например, был прецедент, когда не прочитавший «Доктора Живаго» студент получил пятерку от экзаменатора за ответ: «Не читал, но осуждаю». Все эти нюансы хорошо бы выяснить заранее.
  3. Не особо надейтесь на учебник. Некоторые преподаватели его даже не читали, а другие вполне могут презирать за однобокость: учебник обычно отражает только один взгляд на предмет, а экзаменаторы очень ценят умение ориентироваться в разных научных концепциях. Но бывают и исключения — если учебник был написан вашим преподавателем, он может оказаться неплохим подспорьем.
  4. Не надейтесь на конспекты лекций, если их писали не вы. Во-первых, если педагог сыпал сложной терминологией вроде «конгруэнтность» или «аутопойезис», переписывание друг за другом быстро превращается в «сломанный телефон». Во-вторых, каждый студент конспектирует и интерпретирует услышанное по-своему — стенограмма, понятная вашему соседу по парте, может оказаться китайской грамотой для вас. При возможности стоит просить друзей записывать пропущенные вами лекции на диктофон. Если лектор показывал презентацию, с ней тоже стоит ознакомиться.
  5. Учитесь конспектировать сами. Чем более полными, четкими и структурированными будут ваши собственные записи, тем легче будет воспроизвести их смысл на экзамене. Стоит выбрать метод, подходящий именно вам — кому-то легче запоминается, если писать от руки, кто-то, наоборот, воспринимает только электронные варианты. В последнее время в моду вошел скетчноутинг — визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем и изобразительных элементов. Скетчи вносят приятное разнообразие в скучные лекции и помогают лучше запомнить информацию с помощью ассоциаций, но для того, чтобы они получались действительно полезными, придется потренироваться. Плюс, не все предметы хорошо поддаются визуализации — если на нейробиологии или истории такой метод может оказаться хорошим вариантом, на паре по вышмату он вряд ли спасет.
  6. Убедитесь, что преподаватель знает вас в лицо. Экзамен — не лучшее время для знакомства. Если вам лень работать на семинарах, задавайте побольше вопросов на лекциях — примелькаетесь хотя бы так. Кроме того, интерес студента к предмету всегда подкупает. А еще убедитесь, что вы вообще допущены к экзамену и у вас нет задолженностей по эссе и рефератам.
  7. Делайте шпаргалки, основываясь на здравом смысле. Фиксируйте только самое необходимое и реалистично оценивайте свои способности: многотомник, написанный восьмым кеглем — не очень хороший вариант, если у вас отвратительное зрение, а на подготовку к ответу дается только 20 минут.
  8. В день/ночь перед экзаменом — «сухой закон». Если испытания достаточно рассредоточены во времени, можно успевать отмечать сданные предметы (без фанатизма!). Но преподаватель сумеет отличить похмелье от переутомления во славу науки, и хотя он сам тоже когда-то был студентом, вряд ли проявит сочувствие к вашему богемному образу жизни.
  9. Спите. Недосып плохо сказывается на памяти и концентрации, а вот систематические физические нагрузки, наоборот, их улучшают. Не стоит ждать чудес от стимуляторов и ноотропов — часть популярных в России средств (например, глицин) не оправдывают себя с точки зрения доказательной медицины, у других есть побочные эффекты, и в любом случае они лишь «раскачивают» то, что у вас и так имеется, а не дают вам новенький блестящий мозг Шелдона Купера.
  10. Внешний вид имеет значение. Развивайте свои способности к самопрезентации — во-первых, потом пригодится при флирте и трудоустройстве, во-вторых, педагоги тоже люди и оценивают студентов не только по их объективным знаниям. Свежий вид, ненавязчиво стильная одежда, приятная улыбка и отсутствие закрытых поз наверняка могут прибавить полбалла к вашему результату. А знание личности экзаменатора поможет заранее понять, как настроиться с ним на одну волну.
Дарья Варламова
10 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты