Школа в США глазами московских родителей

Чтобы попасть в хорошую школу в США, надо жить в хорошем районе. На стенах здесь висят цитаты из Тупака, знаниями не пичкают, а дают возможность углубиться в интересные темы, но за плохое поведение наказывают штрафами. «Учёба.ру» рассказывает о том, чем американская школа отличается от российской.
Наталья Афанасьева
09 ноября 2016
3 комментария
Фото: PhotoAtelier / Flickr / CC BY 2.0

Два года назад Александр и Марианна Можаевы переехали из Москвы в город Мадисон в штате Висконсин. Было это в конце августа, а уже через несколько дней трое их детей: старший Матвей, средний Демьян и младшая Фрося пошли в местную школу, в 4, 7 и 8 классы соответственно. «Учёба.ру» расспросила семью о том, в чем, на их взгляд, заключается главное отличие американской школы от нашей.

Как вы выбирали школу? Как вообще попасть в ту или иную школу в Америке?

Опыт московской школы у нас весьма нестандартный. Сначала мы жили очень далеко от Москвы — в Сходне, где школы были среднего уровня, и возили детей через полгорода, по пробкам. Учитывая, что они еще занимались музыкой, это было очень тяжело. Потом мы решили перевести их на домашнее обучение, и Демьян взбунтовался: он не хотел учиться дома. А в школу рядом с домом отказался ходить Матвей. Ему там было неинтересно, он говорил: «Все бегают на переменах, плюются и орут». В результате Демьян ходил в школу «Ковчег», Матвей — в небольшую частную школу, а Фрося первые несколько лет училась дома.

В Москве есть школы с неплохой репутацией, где учиться приятно и интересно, но в них сложно попасть: надо ездить через весь город или снимать жилье рядом, что тоже непросто. Тем более, у всех наших детей разные потребности.

вместо плакатов с Обамой на школьных стенах висят высказывания Ганди и Тупака

Здесь же, в Америке, принцип очень простой — все школы строго привязаны к месту жительства. Буквально: на карте начерчен прямоугольник, и если ты хочешь, чтобы твои дети ходили в хорошую школу, то должен снять или купить дом в этих границах. Иногда бывает, что в хорошем районе школы как раз посредственные, поскольку там, например, в основном, живут пенсионеры, или студенты снимают жилье, потому что университет рядом. Часто власти специально делают так, чтобы респектабельный «прямоугольник» захватил «хвост» неблагополучного бедного района. Это позволяет горожанам попроще дать своим детям хорошее образование и шанс выбиться в люди. Но территориальный принцип соблюдается строго.

Понять, какая школа хорошая, достаточно просто — вся информация есть в открытом доступе: рейтинги, результаты тестов, состав учащихся. А школы бывают очень разные. Даже в таком небольшом университетском городке, как наш, есть учебные заведения, где учителя заняты, в основном, поддержанием дисциплины. Мы таких не видели, к счастью, но тщательно выбирали место жительства именно под школу.

Как прошел процесс адаптации, как коллектив принял детей из другой страны? Что удивило больше всего в первые дни учебы в американской школе?

Мы переехали в самом конце августа, так что у детей не было возможности долго готовиться психологически — через несколько дней они пошли в школу, причем каждый — в свою. Поначалу больше всего их удивляла бытовая сторона жизни: то, что у каждого есть свой шкафчик, парты в начальной школе стоят не в ряд, сменку не надо носить, даже зимой. Тут вообще представления о зимней одежде у детей весьма странные: несмотря на то, что бывает довольно холодно, они ходят без шапок, и часто всю зиму — в шортах и шлепанцах. Мы же обратили внимание, что вместо плакатов с Обамой на школьных стенах висят высказывания Ганди и Тупака. И, что самое главное, они все стали ездить в школу с удовольствием, с интересом. Есть ощущение, что там все очень friendly.

Надо отметить, что язык дети почти не знали. Для тех, у кого английский не родной, в школе есть специальные занятия, но по другим предметам учились они сразу в общем потоке. И достаточно быстро освоились. Конечно, сначала сложно было влиться в коллектив, но все явно старались помогать, поддерживать. Учителя очень следят за тем, чтобы не было никаких конфликтов.

при возникновении конфликтной ситуации ученик должен пожаловаться учителю

Вообще, с дисциплиной здесь все очень четко. Не как у нас: дети поссорились, дали друг в другу в нос, помирились и забыли. При возникновении конфликтной ситуации ученик должен пожаловаться учителю. Если тот не сможет сам разрешить конфликт, подключается школьный психолог, социальные службы. В старшей школе даже есть должность школьного полицейского, и если ребенок дерется, хамит учителю или ведет себя непристойно, его семье выписывают штрафы. Большие: например, 400 долларов. Недавно знакомая парикмахер жаловалась, что у них накопилось больше 1000 долларов штрафов. Так что за плохое поведение ребенка «бьют долларом» его семью.

Как происходит диалог школы и родителей? Есть классные собрания, жалуются ли учителя на детей?

Все проблемы здесь решаются очень быстро, каждый день от учителей приходит много писем. Если что-то произошло, это сразу становится известно. Например, недавно заприметили у школы человека, похожего на маньяка. Сразу прошла общая рассылка с мерами предосторожности и приметами. А его задержали на следующий день.

Родительских собраний, как у нас, где твоих детей отчитывают перед всем классом, нет. Периодически назначаются школьные конференции: у каждого родителя в течение дня есть 15 минут, чтобы поговорить с учителем с глазу на глаз. Например, в прошлом году у Матвея были проблемы с математикой, математик сказал: «Каждый день во время ланча дверь моего кабинета открыта, он может прийти и поработать над домашним заданием». Так они какое-то время, каждый со своим ланч-боксом, обедая, занимались математикой дополнительно.

У Демьяна сначала были проблемы с поведением — он совсем не знал язык, не понимал ни слова, и от скуки ерзал и всех отвлекал. В школе собрали целый консилиум — всех учителей, психолога, позвали нас, все расспросили про ребенка, про его особенности. Порешили, что раз ему скучно, пусть пока сидит на задней парте и читает свои книжки. Он так и делал, и очень скоро добился кое-каких успехов, на истории, например, — он всегда любил клеить модели кораблей, через это изучил историю морских открытий, ну и американскую историю, соответственно. На труде у него тоже хорошо идут дела. Здесь много внимания уделяется тому, чтобы дети умели работать руками.

Когда мы сказали, что Дема любит читать, нас спросили, что он читает. Ну, говорим, Жюль Верна, Стивенсона. Что в его годы обычно читают? «В форме комиксов?» — уточнили учителя. И очень удивились, когда мы сказали, что это обычные, «толстые» книги. То, что дети в США мало читают, считается проблемой, поэтому в младшей школе есть уроки, на которые все приносят свои книги или берут книги в библиотеке, закутываются в пледики и полчаса в тишине просто читают, каждый — свое.

школьная еда здесь ужасна

Очень понравилась средневековая ярмарка, которую дети устроили во дворе школы: они сами изучали эпоху, шили исторические костюмы, пекли по средневековым рецептам. Кто-то показывал алхимические опыты, кто-то горшки обжигал. Мы подумали, что и сами о таком мечтали, когда учились в школе, хотя не знали, конечно, что такое бывает на самом деле.

Но есть и минусы. Школьная еда здесь такая ужасная, что даже дети, падкие на всякую вредную гадость, отказываются ее есть. Поэтому мы собираем им коробочки с ланчем дома.

Как вы оцениваете уровень школьного образования в США? Правда ли, как у нас некоторые говорят, их программа значительно проще, чем в России?

Важное отличие американской школы от российской заключается в том, что здесь не давят, не пихают знания насильно и дают детям возможность заниматься тем, что им по душе. Привычного нам единого коллектива из 30 человек, где все подстраиваются под средние значения, здесь нет. В школе есть обязательное количество часов основных предметов, а все остальное ребенок набирает в соответствии со своими способностями и интересами.

Скажем, Фрося сейчас учится в 6 классе, но с математикой у нее все очень хорошо, поэтому она занимается по программе 7 класса. А не сидит и не ждет полчаса, скучая, пока весь класс тоже решит задачу. Впрочем, если тебе не надо, никто не будет тебя пичкать высшей математикой. Хочешь — решай простые арифметические задачи. Другое дело, что в конце концов это тоже может ударить по карману: все образование после школы платное, и это серьезные деньги.

Школа в США, как и у нас, разбита на три ступени: начальная — до 5 класса, средняя — 6-8 класс и старшая — 9-12 классы. И это не просто разные этажи, а разные учреждения. Так вот, до 8 класса никого стараются не выгонять, а после 9 вылететь проще простого. А это значит, что высшее образование тебе не светит. Для того чтобы поступить в университет, многие идут после школы в колледж: здесь такая система, как у нас была в советское время — после колледжа в высшее учебное заведение можно поступить сразу на 2 курс. Но учеба в колледже тоже платная.

А сама школа бесплатная для всех?

Школа, в принципе, бесплатная, но все равно какие-то обязательные сборы есть: на учебники, материалы, мероприятия. В среднем — по 200-300 долларов год на ребенка. Впрочем, если семья находится ниже определенного уровня достатка, есть много льгот. Здесь есть грандиозная государственная поддержка тех, кто начинает с финансового нуля — только приехали, пытаются работать, но пока зарабатывают по тем или иным причинам недостаточно. Существует целая система, чтобы не дать людям скатиться в нищету.

Наши дети играют на духовых инструментах и ходят заниматься в городской оркестр — нам там сделали такую скидку, что получилось почти бесплатно. При желании любое образование доступно. В школе есть много дополнительных занятий: спорт, музыка, танцы, театр — целый толстый буклет с десятками кружков. Все — бесплатно и на высоком уровне. Например, недавно мы смотрели мюзикл, который поставили в школьном театре, — это было высококачественное шоу, с костюмами, сценографией, сложными декорациями. Над ним с детьми явно работали очень профессиональные взрослые.

Наталья Афанасьева
09 ноября 2016
3 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты