Лайфхак: как пройти собеседование в Оксфорде

В конце октября знаменитый университет опубликовал примерные вопросы, которые используются на интервью. Это было сделано для того, чтобы развеять распространенные мифы о приемной кампании. «Учёба.ру» рассказывает о том, что нужно знать абитуриентам Оксфорда.
Катя Убодоева
08 ноября 2016
Фото: Pixabay.com / CC BY 2.0

Интервью — одно из вступительных испытаний в Оксфордском университете, наряду с конкурсом портфолио, тестами и эссе. На собеседование приглашают только тех, кому удалось успешно выдержать все остальные экзамены. Кандидаты, вошедшие в шорт-лист приемной комиссии, беседуют с педагогами, а затем ждут финальных результатов, на основе которых и происходит зачисление.

«Мы подчеркиваем, что собеседование — это диалог, основанный на том, какие проблемы затрагивает то или иное задание, — говорит Самина Хан, директор приемной комиссии Оксфорда. — Каждый вопрос, который задают наши преподаватели, позволяет оценить, что молодые люди думают о своем предмете и как они реагируют на новую информацию. Так мы выявляем интерес и способности абитуриента в рамках выбранной дисциплины, а не просто проверяем его знания».

Вопросы и комментарии

 

Современные языки (французский)

Интервьюер
Хелен Свифт, St Hilda’s College
Вопрос
Что делает роман или пьесу политической?

Хелен: «Отвечая на этот вопрос, кандидат должен думать о том, что имеет в виду человек, когда обозначает произведение как политическое. Какие аспекты работы он имеет в виду? Является ли это оценкой содержания или оценкой стиля? Насколько полезно это определение? Может, все искусство стоит назвать политическим? Но как тогда быть с романами и пьесами, авторы которых отрицают подобную направленность своих работ? И так далее, и тому подобное.

На собеседовании интервьюеры задают наводящие вопросы, чтобы помочь абитуриенту вести дискуссию. Сильный кандидат всегда готов развивать свои идеи по ходу беседы. Хорошо, если человек внезапно меняет мнение в процессе беседы или предлагает тезисы, которые противоречат его предыдущим высказываниям. Мы хотим, чтобы люди мыслили гибко и были готовы рассматривать различные точки зрения, ведь такая способность может указывать на склонность кандидата к постоянному тщательному анализу. Кроме того, мы совершенно не против заминок в диалоге: всех этих „м-м-м“, „ну“ и „в общем“. Вполне вероятно, что в эти моменты абитуриент размышляет!»

 

Медицина

Интервьюер
Крис Норбери, The Queen’s College
Вопрос
В Великобритании в среднем каждый четвертый умирает от рака, тогда как на Филиппинах подобный показатель составляет один к десяти. Почему показатели в двух этих случаях такие разные?

Крис: «Это типичный открытый вопрос, на который не существует строго определенного правильного ответа. Его цель — стимулировать дискуссию. Обсуждение может принять любое направление, в зависимости от интересов кандидата. Абитуриенты могут задавать уточняющие вопросы: например, спрашивать, откуда взялись данные и насколько они надежные, а также какова средняя продолжительность жизни британцев и филиппинцев.

Кто-то может сказать, что в Великобритании образ жизни изначально нездоровый. Абитуриенты, знакомые с тем, сколько живут в разных частях света, порой рассказывают о том, что в развивающихся странах крайне распространены и другие причины смерти. Критерии оценки ответа — степень развития критического мышления, навыков работы с проблемами, коммуникабельности, любознательности, умения слушать и способности учиться в диалоге».

 

Философия

Интервьюер
Ян Филипс, St Anne's College
Вопрос
Как организован процесс обвинения?

Ян: «Подобные вопросы помогают узнать, насколько вдумчив кандидат и насколько он способен к оценке доводов, выявлению контрпримеров, разрешению противоречий и творческому поиску решений. Очевидно, что понятие вины играет значительную роль в теории морали. Однако если речь идет об эмоциональном состоянии, оно также затрагивает философию сознания. Дискуссии о природе вины — неотъемлемая часть философии, поэтому, когда мы даем подобное задание, то предлагаем абитуриенту погрузиться в выбранный им предмет.

Кандидат должен уметь нестандартно мыслить, предлагать примеры и доводы, а также критически рассуждать и изучать последствия того или иного поступка в диалоге. Так, например, многие начинают рассуждения с того, что один человек обвиняет другого из-за того, что уверен в его неправильном поведении. Многие также говорят о том, что обвиняемый может на деле быть невиновным. Однако это слишком упрощенный взгляд на вещи, ведь обвинение — гораздо более сложный процесс. Когда мы говорим об этом абитуриентам, то просим привести контрпример. Что, если один человек уверен в виновности другого, но не обвиняет его? Дальше мы стараемся натолкнуть кандидатов на более сложные предположения, касающиеся природы вины. Например, что, если реальная вина непременно подразумевает такие чувства, как гнев и обиду? В этом случае тоже можно привести контрпример и продолжить диалог.

Хорошее интервью часто порождает интересные дискуссии, которые демонстрируют степень развития у абитуриента аналитического мышления. Например, люди начинают рассуждать о самокритике, причинах заведомо ложных обвинений или обвинений неодушевленных факторов и предметов — скажем, принтера, который отказывается работать в нужный момент».

 

Психология

Интервьюер
Кейт Уоткинс, St Anne’s College
Вопрос
Согласно последним исследованиям, у старших детей в семье интеллект часто оказывается развит лучше, чем у младших. В чем причина?

Кейт: «Этот вопрос заставляет абитуриентов задуматься о разных аспектах психологии. Мы стараемся направить их на рассуждения о возрасте родителей и на размышления о том, как порядок рождения может повлиять на поведение детей и, как следствие, их IQ. Может быть, старшим детям уделяли больше внимания, поскольку какое-то время они были единственными? Или они вместе с родителями занимаются воспитанием и обучением младших, что положительно влияет на развитие их интеллекта?

Правильных ответов здесь нет, и нам всегда интересно услышать новые объяснения. Оценивая рассуждения кандидатов, мы обращаем внимание на логику, а также на то, какие факторы они принимают во внимание. Это позволяет понять, насколько они готовы к обучению».

 

Математика

Интервьюер
Ребекка Коттон-Барратт, Christ Church
Вопрос
Представьте себе лестницу, стоящую у стены. Одна из ее ступенек с одной стороны окрашена в контрастный цвет. Какую фигуру она опишет в воздухе, если лестница упадет на пол?

Ребекка: «Этот вопрос позволяет проверить, способны ли вы абстрагироваться от второстепенной информации и решить задачу, как это делают настоящие математики. Я всегда сначала спрашиваю о фигуре и только потом — о доказательствах.

Иногда абитуриенты рисуют эскиз лестницы на разных этапах. Это прекрасно, но это не то, чего мы от них ждем. Мы хотим получить точный ответ, а рисунок его дать не может. Лучше попытаться смоделировать ситуацию с помощью уравнений. Если кандидат „застревает“, мы спрашиваем, какие фигуры создает движение лестницы, и в конце концов он замечает, что каждая ее ступень образует прямоугольный треугольник. Некоторые затем используют теорему Пифагора, чтобы найти ответ. Он, кстати, такой — четверть окружности с центром в точке, где пол соприкасается со стеной.

Это забавное задание, поскольку ответ оказывается полной противоположностью тому, что ожидает большинство кандидатов. Люди часто сначала думают о фигуре, которая возникает при падении всей лестницы, — а это ряд касательных к кривой с центром, отстоящим и от плоскости лестницы, и от плоскости пола. Самое любопытное происходит, когда мы смотрим, что происходит на 1/3 и 2/3 высоты этой лестницы».

Катя Убодоева
08 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты