«Учитель года России» об образовании и его оценке

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года России — 2016» стал Александр Шагалов, преподаватель русского языка и литературы из Краснодарского края. Кроме него в финал вышло четыре педагога со всей страны. «Учёба.ру» записала основные тезисы выступлений лауреата соревнования, которые он озвучил на «Круглом столе образовательных политиков» в Минобрнауки.
Катя Убодоева
05 октября 2016
Фото: Pexels / CC0

Кроме Александра Шагалова в финал соревнования также вышли учитель русского языка и литературы Андрей Барашев из Ростовской области, преподаватель химии Евгений Ковалев из Волгограда, учитель математики и информатики Антон Лагутин из Московской области, а также преподаватель биологии Максим Рыжов из Санкт-Петербурга. Они получили «Малых хрустальных пеликанов».

Про абсолютного победителя конкурса известно, что он работает преподавателем русского языка и литературы в школе № 7 имени Г.К. Жукова города Армавира Краснодарского края. В течение года лауреат «Учителя года России — 2016» будет общественным советником министра образования. Трудовой стаж Александра Шагалова — три года. Он — выпускник Армавирской государственной педагогической академии, Шагалов окончил ее в 2012 году. «Я воспринимаю свою победу не как свою собственную победу. А как победу всего учительского сообщества вообще», — с такими словами выступил Шагалов на церемонии награждения в Государственном Кремлевском дворце.

В свою очередь, Ольга Васильева подчеркнула, что в первый раз за всю историю конкурса на него отправили заявки педагоги из всех регионов России. «И важно, что среди участников было очень много молодых учителей. Педагоги — это люди, в руках которых находится будущее России. Без вашего профессионального роста невозможно движение вперед, и этот конкурс — большой трамплин для роста», — добавила она, вручая главную награду вечера.

Решающим для пяти педагогов испытанием стал «Круглый стол образовательных политиков», прошедший накануне в Минобрнауки при участии Ольги Васильевой. По его итогам определили абсолютного победителя соревнования «Учитель года России». В жюри, оценивавшее ответы конкурсантов, вошли ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор МПГУ Алексей Семенов, директор гимназии № 1520 Вита Кириченко, а также победители региональных конкурсов «Учитель года». Свое мнение по поводу тезисов финалистов также высказали родители и ученики школы № 1535, а также гимназии № 1520.

Финалистам конкурса нужно было ответить на десять вопросов. «Учёба.ру» сделала конспект ответов Александра Шагалова, победителя конкурса «Учитель года России — 2016».

Александр Шагалов,
учитель русского языка и литературы
школы № 7 имени Г.К. Жукова г. Армавира

Что такое, на ваш взгляд, качество образования?

Под качеством образования я понимаю огромную системную деятельность, в которой главное слово — результат. Оценить его сложнее всего. Есть долгосрочные результаты, которые оцениваются в течение нескольких лет, а есть оценка за экзамен, которая является лишь малой частью качества образования. Главное — что будет потом с учеником и кем он станет.

Должно ли быть единым представление о качестве образования? Если да, то в каком масштабе: глобальном, национальном или в рамках профессионального сообщества?

Я считаю, что качественное образование — это качественный учитель. В этом процессе нет «я», есть «мы». Представление о качестве должно быть глобальным и одинаковым по всей стране. Для чего это нужно и как это сделать? На мой взгляд, здесь нужно учитывать мнение государства и учительского сообщества, потому что мы работаем в государственной сфере. Поэтому мы должны идти в русле государственной стратегии, государство указывает нам путь. Смотря какое будет представление, такого ученика мы поможем сформировать. Я еще раз повторюсь, что очень важна личность, а не просто успешный ученик, который хорошо знает предметы.

Важна личность, а не просто успешный ученик

Влияет ли время на требования к качеству образования?

Время — понятие философское, и у каждого есть свое представление об этом. Время нельзя остановить, но мы входим в будущее, оглядываясь на прошлое и живя в настоящем, то есть это процесс. На мой взгляд, время влияет на качество образования: на систему его оценки, на какие-то внешние структуры. Но самое главное — это человеческие ценности в образовании, в отношениях «учитель — ученик», «учитель — общество», «ученик — общество». Они незыблемы, и были и в 19, и в 18 веках.

Кто должен проверять тех, кто проверяет качество образования?

Контроль в качестве образования должен быть, но эту вертикаль можно настраивать бесконечно. А кто будет проверять тех, кто будет проверять тех, кто будет проверять качество образования? Поэтому я думаю, что вполне достаточно одной структуры. Однако сложность заключается в том, что должна быть грамотная и четкая структура оценивания.

Нельзя судить о талантах молодежи и ее образованности по результатам качества образования

Какие решения нельзя принимать по итогам оценки качества образования?

Если нас не удовлетворяют результаты качества образования, то нельзя судить о талантах молодежи и ее образованности и учителях. Действительно, в первую очередь нам легко измерить «знаниевую» структуру (знает или не знает ученик конкретные вещи), то есть предмет оценить легко. И эта оценка ложится в структуру, далее составляются рейтинги регионов, школ и т.д. Причем очень часто школы, которые в них не вписываются, называют на совещаниях отстающими или неуспевающими. На мой взгляд, не нужно ставить оценку школам, потому что они могут исправиться, и не стоит судить по этому баллу о молодежи и развитии общества. Потому что можно иметь «три» по русскому языку, но быть отличным биологом. Или можно недостаточно хорошо знать физику (хотя это плохо, конечно же), но при этом быть интересным литератором.

Что остается вне зоны внимания, когда оценивается качество образования?

Вся последующая жизнь выпускников. Их классные руководители знают, куда поступили ребята, и можно ознакомиться с этими данными, а вузы делают отчеты, куда потом человек устроился работать. Но что дальше? На установочном семинаре (один из этапов конкурса. — Прим. ред.) мы писали эссе «Учитель — это профессия дальнего действия». Мы очень часто хотим сразу видеть результаты нашей деятельности, но, к сожалению, порой они отсрочены на десятки лет. Сколько, например, детей у бывших учеников, когда они стали взрослыми людьми? Кем они стали и как воспитывают своих детей? Каких они достигли профессиональных высот? Почему это не может быть качеством образования? И последнее — посмотрите на участников круглого стола. Ведь от того, какие были у нас предметники, во многом зависел выбор нашей профессии, мы брали у своих учителей ориентиры и методики. Иначе говоря, мы — это сумма тех, кто был до нас. Это остается вне зоны внимания, потому что это практически невозможно отследить и оценить.

Какую форму оценки качества образования вы считаете наиболее объективной?

Должна быть одна большая система, потому что только ЕГЭ и ОГЭ — это не показатель качества. Нужно, чтобы было что-то еще.

Сомнения в себе помогают мне двигаться вперед

Какова роль самооценки в качестве образования?

Я думаю, что без самооценки человек вообще не может развиваться. Она важна в любой профессии и в творчестве. Для меня самооценка — это прежде всего сомнения в себе. Если я в себе сомневаюсь и решаю какие-то вопросы, это значит, что я двигаюсь вперед. Пусть медленно, но я иду.

Россия участвует во многих международных исследованиях. Зачем они нам?

Извините, может быть, я скажу крамольную мысль, но зачем они нам? Качество нашего образования, самобытного, классического и всесторонне развитого, нужно оценивать нам. Поэтому, на мой взгляд, не стоит обращать слишком большое внимание на оценивание со стороны.

Какая зависимость существует между качеством образования и качеством жизни?

Мне кажется, что качество жизни напрямую зависит от качества образования. То, что у нас внутри и что мы вынесли из школы, то мы и передаем в наше общество. Какие ученики, такое и наше общество.

Катя Убодоева
05 октября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты