Зачем IT-компании открывают STEM-центры для детей

Дополнительное образование для детей продолжает развиваться. В конце сентября в Новосибирске появилась научно-техническая проектная лаборатория, в которую вложили порядка 2,5 миллионов рублей. Ранее подобный проект заработал в Петрозаводске. «Учёба.ру» побывала на открытии «Инжевики».
Катя Убодоева
12 октября 2016
Фото: Сергей Мордвинов

Лаборатория в Академгородке

«Инжевика» — это новый STEM-центр, который открылся при участии Новосибирского государственного университета, Intel, Polymedia, LEGO Education и Dell EMC. Свой вклад в продвижение проекта внесли Минобрнауки и Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Ранее аналогичный проект открылся в Петрозаводске, на базе Петрозаводского государственного университета. Его название не менее звучно — «Илмаринен» (так звали карело-финского бога-кузнеца).

Лаборатория, основанная на базе государственно-частного партнерства, — ответ на вызовы времени, как следует из слов замминистра образования и науки Вениамина Каганова. «Это целостный и многообещающий продукт четырех технологических лидеров и одного из ведущих отечественных вузов, нацеленный на применение проектной деятельности в подготовке инженерных кадров», — прокомментировал открытие центра Каганов. В свою очередь, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Нелюбов обратил внимание на большую роль кадров в построении новой экономики. В программе реиндустриализации региона этому отвели отдельный раздел, рассказал Нелюбов.

Создавая своих первых роботов, дети изучают основы программирования и конструирования.
Фото: Сергей Мордвинов

Лабораторию решили разместить в новосибирском Академгородке неслучайно. Вот уже более полувека НГУ считается одним из лучших среди российских вузов. В мае этого года он стал лидером конкурса «Университет для Национальной технологической инициативы», а в последнем рейтинге Times Higher Education НГУ занял седьмое место по России. «Создаваемая в НГУ научно-техническая проектная лаборатория — это следующий шаг в рамках работы с абитуриентами университета», — говорит ректор университета Михаил Федорук.

В новом STEM-центре будут обучать по 16 программам в таких областях, как робототехника, инженерное конструирование, информационные технологии, биология и физика. Курсы рассчитаны на школьников 7-11 классов, занятость — от двух до четырех часов в неделю. В рамках обучения дети смогут, к примеру, узнать, что такое биокомпьютерные интерфейсы, изучат основы молекулярной биологии и методы анализа данных ЭЭГ, научатся создавать приложения для Android и iOS и конструировать роботов. Ректор НГУ Михаил Федорук сообщил, что среди преподавателей «Инжевики» будут студенты и аспиранты Новосибирского университета.

Учебу в лаборатории также будут обеспечивать ее компании-партнеры. Дети, например, смогут ставить здесь эксперименты на платформе LEGO Mindstorms Education EV3 или создавать одноплатные компьютеры Intel Edison. В Dell EMC был разработан профориентационный курс по биоинформатике, состоящий из 12 занятий (в рамках каждого детям предлагают лекцию, игровую практику и работу за компьютером). Его автором стал сооснователь постконференции yCamp и хакатона по биоинформатике GeneHack Юрий Пеков. А компания Polymedia поставила в «Инжевику» экспериментальные установки и цифровые лаборатории PASCO scientific с методическими пособиями.

Плата Intel Edison, которую многие школьники использовали для своих проектов.
Фото: Сергей Мордвинов

Чем занимаются юные мейкеры

Летом этого года факультет информационных технологий (ФИТ) НГУ организовал одноименную летнюю школу инженерных проектов «Инжевика» в лагере «Юбилейный» (Бердск). В ее открытии приняли участие выпускники, которые рассказали журналистам о своих проектах. Среди них были, к примеру, «Умная лаборатория» с полевой мышью, манипулятор-роборука, прототипы нового бампера и подушки безопасности, сканер силуэтов, робот, который развозит кубики по импровизированному складу, и даже игра, основанная на колебаниях пульса.

«Наш проект создан для изучения пренебрежимого старения, которое обычно происходит перед смертью. Он потребовал знаний в области программирования и биологических процессов», — говорит ученик 11 класса гимназии № 3 Игорь Тюгашев, один из участников студии «Умная лаборатория». По словам выпускника, ему очень интересна тема старения, и он хотел бы выяснить, можно ли сделать так, чтобы люди не старели. В дальнейшем Игорь планирует продолжить обучение в STEM-центре.

Участники студии «Умная лаборатория». Фото: Сергей Мордвинов

Авторы проекта «Сканер силуэтов» решили создать собственный 3D-сканер. Он может выделять силуэт объекта на основе фотографий и преобразовывать полученные данные в 3D-модели. «Современные 3D-сканеры достаточно дорогие, и мы хотели сделать процесс сканирования более доступным», — прокомментировал свое изобретение ученик 10 класса СУНЦ НГУ Владислав Богданов.

Одним из самых необычных проектов стала игра в перетягивание каната за счет скорости пульса. «Это визуализация объекта, который перемещается в физическом мире. Когда мы думали, как воплотить нашу идею, возникла аналогия с соревнованием. А одно из самых популярных состязаний — это перетягивание каната», — объяснили студент НГУ Борис Забелич и ученик 11 класса Иван Кардаш.

Был в «Инжевике» и проект, связанный с космическими исследованиями. «Цель нашей лаборатории — написать алгоритм автоматического принятия решений компьютером. Мы представили, что люди отправляют робота на Марс, и связь с ним затруднена, — рассказал один из создателей проекта „Марсоход“ Кирилл Елизаров. — Устройству самому понадобится решать, что делать и куда ехать. Работая над ним, мы научились писать алгоритмы для роботов, в будущем этот опыт еще может пригодиться. После школы я планирую поступить на факультет информационных технологий НГУ и стать программистом, как мой отец».

Манипулятор-роборука, управляемый с помощью биокомпьютерного интерфейса.
Фото: Сергей Мордвинов

Не менее любопытной была игра «Аквалангисты», в рамках которой нужно было управлять водолазом с помощью пульса. «Цель нашего проекта — чтобы люди овладели формой аутотренинга и научились успокаиваться в стрессовой ситуации. Чем вы спокойнее, тем выше поднимаетесь, хотя вас может съесть акула», — объяснил программист Артемий. «Задача — сделать человека более уравновешенным. Когда у нас самих что-то не получалось, мы обращались к своей игре, и это помогало», — рассказал Максим Нерлих, ученик 8 класса инженерного лицея НГТУ.

Среди наставников юных изобретателей был программист Андрей Лобарев, окончивший НГУ. По его мнению, участвовать в летней школе было интересно не только детям. Он также рассказал, как был организован образовательный процесс. «Для меня это первый опыт преподавания. По ходу занятий приходилось подстраиваться под то, с какой скоростью учащиеся осваивают задумку, которую ты им преподносишь. Несмотря на то что не получилось реализовать все, что я задумывал, мне кажется, что школа удалась, ведь каждый ее участник создал собственный проект. Мне нравилось наблюдать, как дети соревнуются между собой и как это их мотивирует — они хотели написать алгоритм не хуже, чем у других. Думаю, что они получили удовольствие, и это было полезно», — сообщил Лобарев.

Робот-кладовщик. Фото: Сергей Мордвинов

Сами начинающие исследователи рассказывали о своих проектах с неподдельным интересом. Многие из них говорили, что им понравилось заниматься проектной работой, — а это значит, что при желании они смогут стать инженерами. Своим взглядом на то, каким должен быть этот специалист, с корреспондентом «Учёбы.ру» поделился генеральный директор Санкт-Петербургского центра разработок Dell EMC Вячеслав Нестеров. «В первую очередь важны знания, а во-вторых, нужно, чтобы человек умел учиться. Ведь ему придется учиться всю жизнь. Кроме того, хорошо, когда у будущего инженера горят глаза, он сам проявляет инициативу и может генерировать идеи. Под лежачий камень вода не течет: если молодой человек не стремится к знаниям, то у него ничего не получится»,— прокомментировал Нестеров.

STEM-центры в Карелии и Новосибирской области не первые недавно запущенные проекты в области дополнительного образования для детей. Ранее было объявлено, что до конца 2016 года по всей России откроются 17 технопарков для школьников — от Камчатки до Калининграда. На их создание правительство выделило миллиард рублей. «Будущих инженеров и разработчиков нужно готовить буквально со школьной скамьи, готовить по современным программам, на современном оборудовании. И потенциальные работодатели тоже не должны оставаться в стороне», — отмечал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Прототипы бампера. Фото: Сергей Мордвинов
Катя Убодоева
12 октября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты