Колонка родителя: борьба за огонь

«Учёба.ру» открывает серию родительских колонок — наблюдений за школьной жизнью глазами мам и пап. Это личные высказывания и субъективные мнения на самые разные темы, которые, как мы надеемся, вы будете обсуждать вместе с нами. На этот раз речь пойдет о хороших учителях. Какими они должны быть и почему это так сложно?
Наталья Афанасьева
22 сентября 2016
Фото: DFID - UK Department for International Development / Flickr / CC BY 2.0

«Мам, мне срочно нужно взять в библиотеке книжку "Борьба за огонь", нам про нее историк рассказывал», — заявил мне мой сын-пятиклассник, возвращаясь из школы. Вообще-то он собирался стать математиком, но теперь опять раздумывает над профессией — оказывается, в мире столько всего интересного.

Историю, например, он полюбил буквально три недели назад, 1 сентября, прямо на первом же уроке, когда учитель — пожилой уже человек — вошел в класс и сказал: «Садитесь, коллеги, я рад, что вы рады, что я рад». Весь класс дружно упал под стол от смеха. «Мам, я знаю, что не он эту фразу придумал, но он так весело это сказал, нам всем сразу очень история понравилась», — рассказывает сын. С тех пор они бегут на уроки истории сломя голову, ловят каждое слово и тянут наперегонки руки, чтобы ответить на вопрос. Всякий раз после занятий я слушаю рассказы про жизнь первобытных людей, про палку-копалку, добывание огня и охоту на мамонта. Причем в лицах, как им рассказывает учитель. И дети теперь друг другу пересылают в «Вконтакте» не что-нибудь, а смешные каракули, которые оставил им историк вместе с оценками за контрольную. Я уже сама полюбила эту историю всей душой, ищу хорошие ресурсы и книжки, чтобы тоже подтянуться — стыдно же ничего про палку-копалку не знать, да и самой интересно.

Хочется сказать каждому учителю: найди способы увлечь школьника своим предметом, и тебе не придется больше срывать голос и пить валерьянку

Вот говорят: найди себе занятие по душе, и тебе не придется работать ни одной минуты. Теперь я знаю, что на детей это правило действует еще лучше. Хочется сказать каждому учителю: найди способы увлечь школьника своим предметом, и тебе не придется больше срывать голос и пить валерьянку, вызывать родителей и писать замечания в дневник. Дети сами будут стараться учиться и получать от этого огромное удовольствие — и вот он, этот долгожданный «лес рук», голубая мечта каждого педагога.

Но мы же люди взрослые, мы понимаем, что это только со стороны выглядит просто: «найди способы увлечь». На самом деле в этом, видимо, и состоит главный труд и талант учителя, а за веселыми шутками и смешными рисунками стоит что-то гораздо более важное. Одними лишь сценками охоты с дубинкой на мамонта внимание класса надолго не удержать.

Конечно, очень хочется посоветовать: дорогие учителя, ну вы просто улыбнитесь детям, пошутите, проявите симпатию — и молодежь потянется, а потом, глядишь, и учиться начнет. Но, думаю, каждый из нас знает, как непросто ежеминутно излучать позитив и жизнерадостность — с детьми бывает сложно, вообще с людьми непросто, а тут еще человек, за которого ты несешь огромную ответственность. И этот человек, бывает, вытворяет черт знает что.

Однажды я беседовала с народным учителем РФ, директором гимназии № 1543 Юрием Владимировичем Завельским, который работает в школе 66 лет. Он поделился со мной одной истиной, которую тоже понял далеко не сразу, она пришла только с годами: для того чтобы научить чему-то ребенка, учитель сам должен быть центром притяжения — сильной личностью, эрудированным, начитанным человеком, с которым всегда интересно. Но, главное, он должен уметь терпеть, уважать и видеть хорошее в другом человеке, не важно, в ребенке или взрослом. К счастью, как Юрий Завельский убедился на собственном колоссальном опыте, все эти качества педагог может в себе развить, если есть желание, с помощью ежедневной работы над собой.

Это, впрочем, бывает весьма непросто. Только кажется, что ничего не стоит стать хорошим учителем, кумиром молодежи, и заставить полюбить свой предмет с помощью нехитрых уловок. На деле выходит, что сложнее этого нет ничего.

Наталья Афанасьева
22 сентября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты