Мастер картинки: как стать режиссером монтажа

Искусство монтажа появилось практически одновременно с кинематографом — еще в первых фильмах братьев Люмьер. На протяжении всей истории кино оно развивалось как в техническом плане (физическое склеивание пленки заменила работа программ), так и с точки зрения приемов. Неизменной остается способность монтажа минимальными средствами придать фильму глубину. «Учёба.ру» рассказывает о том, что должен уметь режиссер монтажа и где этому можно научиться.
Мария Рамзаева
15 сентября 2016
Фото: Zaytsev Artem / Flickr / CC BY 2.0

В чем заключается работа?

В список задач режиссера монтажа входит работа над структурой фильма или передачи. Именно он определяет их внешний вид: в каком порядке будут идти кадры, как будут сменяться «крупности», какими окажутся акценты и ритм. Режиссер монтажа также часто занимается обработкой музыки, реплик и шумов.

Нужно понимать, что режиссер монтажа — это профессия, во многом, техническая. Здесь необходимо отличное знание профильных компьютерных программ, усидчивость и скрупулезность. Ведь, например, один из своих самых известных фильмов, «Золотую лихорадку», Чарли Чаплин перемонтировал около тридцати раз. С другой стороны, в этой профессии невозможно достичь успеха без творческого мышления и умения выходить за рамки шаблонов. Ведь от монтажа зависит, в том числе, и то, как воспримет «картинку» зритель, с какой она будет сделана интонацией и как повлияет на аудиторию. Иногда самые яркие решения возникают именно при монтаже.

Надо сказать, что изначально монтаж был прерогативой режиссеров-постановщиков: отдельная профессия появилась не сразу. Помимо чисто технических причин, необходимость в режиссере монтажа обусловлена тем, что он способен посмотреть на отснятый материал со стороны, собрать из разрозненных кадров конечный вариант фильма, передачи или ролика и устранить неподходящие или ненужные кадры и эпизоды, понятные только режиссеру-постановщику. Режиссер монтажа должен быть коммуникабельным: ведь в работе ему потребуется не только умение находить удачные визуальные решения, но и способность уловить тему произведения, его идею и задумки членов команды, от сценариста до оператора. Кроме того, в процессе монтажа иногда возникают конфликты, а потому специалисту пригодится склонность договариваться, налаживать диалог и аргументировать собственную позицию.

Режиссеры монтажа требуются при создании кинофильмов, сериалов, телепередач и рекламы. И в каждой из этих сфер нужны специфические навыки. К примеру, работа над сериалом или телепередачей требует хорошего знания стандартных монтажных решений, умения действовать быстро и воплощать замыслы шоуранеров. Зачастую в список задач режиссера монтажа на телевидении входит также и оформление программы: подбор заставки, создание дополнительных звуковых эффектов, компьютерной графики и т. п. А для работы над фестивальным кино чаще требуется наличие собственного стиля, умение экспериментировать и проявлять себя.

Где учиться?

Московская школа нового кино, лаборатория режиссуры монтажа. Спецификой школы является ее сосредоточенность на творческой составляющей, поэтому помимо базовых знаний по теории и практике монтажа, здесь научат работать над вариативной сюжетной структурой (то есть, вне шаблонов) и находить новые монтажные решения. Основное внимание направлено на изучение современного и экспериментального кино, а также советской монтажной школы.

Московская школа кино, курс «Монтаж». Обучение в школе направлено на комплексное изучение как технических, так и творческих аспектов профессии. Особенностью является сосредоточенность в первую очередь именно на практических занятиях, коллаборация со студентами смежных специальностей (в первую очередь режиссерами, продюсерами и операторами), а также отдельные занятия по цветокоррекции.

Высшие курсы кино и телевидения ВГИК, курс «Режиссер монтажа». Помимо классического монтажа, программа включает в себя обучение монтажу 3D-стерео, а также предварительному монтажу на съемочной площадке. Особенностью также является то, что слушателям дают возможность практической работы сразу в двух системах — Avid Media Composer и Final Cut Pro.

Первая национальная школа телевидения, курс «Режиссер монтажа телевизионных программ». Основное внимание в рамках курса уделяется подготовке к дальнейшей работе на телевидении, однако среди теоретических дисциплин есть как история кино, так и история изобразительного искусства. Слушателей знакомят не только с теорией и практикой монтажа, но и основами музыкальной культуры, операторского мастерства, звукорежиссуры, компьютерной графики и дизайна.

МИТРО, курс «Режиссер видеомонтажа». В фокусе внимания здесь — работа на телевидении, причем много времени уделяется развитию навыков взаимодействия с представителями смежных специальностей. Для этого, помимо необходимых «монтажных» знаний, включая основы технологий телевизионного производства, на курсе дают основы продюсирования, авторского права, сценарного мастерства, работы с диктором и др.

Андрей Аниканов,
сокуратор курса «Монтаж» Московской школы кино

«Главная сложность в профессии режиссера монтажа заключается в том, что чаще всего он работает с тем, что уже есть. Приходится мириться с нехваткой снятых планов, бракованными дублями и т. д., и порой ты в силах только устранить, насколько это возможно, ошибки. Второй сложный аспект профессии — постоянные правки. Режиссеров монтажа очень редко хвалят за какие-либо решения, и 90% замечаний — сообщения о том, что не так. При такой сосредоточенности окружающих на недостатках важно отождествлять себя, прежде всего, с командой, а не только с собственным монтажом. Нужно понимать, что борьба против всех за свое видение — это путь в никуда.

Режиссеру монтажа нужно отлично знать "софт", с которым он работает. Это здорово помогает сэкономить и свое время, и нервы продюсеров, которые вечно что-нибудь не успевают. К тому же, работая быстрее, можно успеть сделать, например, больше вариантов одной и той же сцены и получить возможность выбрать лучший.

Очень помогает знание основ смежных с монтажом профессий (VFX, композитинг, колористика, звукорежиссура, саунд-дизайн и пр.), поскольку люди, разбирающиеся в работе друг друга, не будут неосознанно доставлять коллегам неудобств, и процесс производства ускорится. И, конечно, важно уметь слушать, быть хорошим психологом. Режиссера монтажа, который с полуслова понимает, чего от него хочет режиссер-постановщик, вряд ли когда-либо заменят кем-то другим.

Если вы хотите пробиться в сериалы или большое кино, то начинать работу лучше всего с монтажера на площадке (логгера). Проявите себя там — и можете получить шанс стать ассистентом режиссера монтажа на этом же проекте, а дальше — и режиссером монтажа. Если душа лежит к коротким продающим видео (промо, реклама, трейлеры), можно попробовать попасть в промо-отделы каналов, благо спрос на промо-монтажеров все еще велик.

Помимо, собственно, монтажа, есть еще целый спектр узконаправленных технических специальностей: технические директора, продюсеры постпродакшн. Режиссер монтажа может также уйти в смежные профессии: стать клинапером, логгером, моушн-дизайнером или режиссером-постановщиком. Но, в любом случае, надо нарабатывать связи: чтобы взяли на более-менее ответственную должность, понадобятся знакомые в индустрии, поскольку уровень ответственности в каждой из этих профессий очень велик».

Мария Рамзаева
15 сентября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты