Кадры решают все: стипендия и рейтинг фонда Потанина

В начале сентября благотворительный фонд Владимира Потанина представил очередной ежегодный рейтинг университетов, который позволяет оценить их человеческий капитал. «Учёба.ру» узнала об итогах этого года и о том, как получить стипендию фонда.
Катя Убодоева
14 сентября 2016
Фото: Manik Rathee / Unsplash / CC0

Рейтинг вузов с учетом человеческого капитала

Благотворительный фонд Владимира Потанина проводит исследование университетов на протяжении 12 лет. В 2014 году его методология изменилась вместе с условиями стипендиальной программы. Теперь при составлении рейтинга учитываются такие факторы, как активность участия магистрантов и преподавателей в программах фонда — стипендиальном и грантовом конкурсах, школе фонда и конкурсе социально значимых проектов.

Презентация очередного рейтинга прошла в пресс-центре ТАСС. По словам гендиректора благотворительного фонда Оксаны Орачевой, сейчас в стипендиальной программе участвуют 75 университетов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.

«Рейтинг вузов Фонда показывает, насколько сильна в университете творческая среда, стимулирующая студентов и преподавателей к самостоятельному поиску новых решений»генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева

На мероприятии также присутствовал управляющий директор изданий The Chronicle of Philanthropy и The Chronicle of Higher Education Джо Ависон. Он уверен, что значение рейтингов не стоит переоценивать, но все же поддерживает идею развития российских оценочных шкал. «Система образования в России имеет глубокие корни, и я не думаю, что она сможет адаптироваться к западным рейтингам в одночасье, — объяснил эксперт. — В России много прекрасных престижных университетов с богатой историей, и они дают качественное образование. Ваши достижения в точных и естественных науках, прежде всего в инженерном деле, физике и IT, просто фантастические».

По мнению Ависона, российским вузам нужно больше рассказывать о своих достижениях в области науки и техники, налаживать коммуникацию с иностранными коллегами, чтобы повысить свою «видимость» на международном рынке. Он также отметил достижения университетов — участников «Проекта 5-100», которым удалось наладить коммуникацию с мировым сообществом. В рейтинге фонда Владимира Потанина представлено 20 из них, причем в десятке лучших можно найти сразу шесть участников «5-100».

Топ-10 рейтинга вузов благотворительного фонда Владимира Потанина в 2015-2016 году:

  1. НИУ ВШЭ,
  2. Петрозаводский государственный университет,
  3. Уральский федеральный университет,
  4. Санкт-Петербургский государственный университет,
  5. Кемеровский государственный университет,
  6. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского,
  7. Сибирский федеральный университет,
  8. Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
  9. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет,
  10. МГИМО.

Как получить стипендию Потанина

Стипендиальная программа фонда адресована студентам магистратуры и преподавателям и включает в себя участие в нескольких соревнованиях, рассчитанных на разную аудиторию. Победители конкурса могут рассчитывать на ежемесячную стипендию в размере 15 тысяч рублей вплоть до окончания обучения в магистратуре, а преподаватели, выигравшие грант, получают до 500 тысяч рублей.

Победители конкурса социально значимых проектов, который проводит школа фонда, обеспечиваются финансовой поддержкой для реализации представленных инициатив. Также они могут в рамках индивидуального курса изучить волонтерство, работу пресс-центра или организацию мероприятий.

Денис Круглов,
студент магистратуры МГИМО,
направление «Дипломатия и дипломатическая служба»

«С детства я хотел стать студентом МГИМО. В школе я учился хорошо, без троек, но медали у меня не было. В 11 классе я выиграл Всероссийскую олимпиаду по истории и поступил на бакалавриат по направлению «Международные отношения» без экзаменов. После его окончания принял решение учиться дальше в магистратуре. Сейчас я пишу диссертацию на тему «Внешнеполитическая стратегия России в странах Балканского полуострова». Вообще же мой первый иностранный язык в вузе — сербский, поэтому я профессионально занимаюсь исследованием этого региона. В будущем мне бы хотелось работать в Министерстве иностранных дел.

Я узнал о конкурсе фонда Потанина, когда поступил на 1 курс магистратуры. На самом деле, я и раньше слышал об этом соревновании от знакомых, но тогда участвовать в нем могли лишь студенты бакалавриата. Узнав о том, что фокус внимания программы сместился, я решил принять в ней участие.

Стипендиатом фонда Потанина я стал в 2016 году. Конкурс на соискание стипендии проходил в несколько этапов. Сначала состоялся заочный тур, для участия в котором нужно было выслать мотивационное письмо, рекомендацию научного руководителя, копию диплома и эссе с выдержками из дипломных работ (моя бакалаврская работа была посвящена эволюции внешней политики Югославии с 90-х гг. XX века до нашего времени).

На очном состязании от тебя требуют спонтанности и быстрых решений

Те, кто успешно прошли первый тур, принимали участие в очном этапе конкурса на базе МГИМО: он проходил в формате деловой игры. На второй тур в университет приехало много студентов со всей России — из Москвы, Сибири, Хабаровска, Екатеринбурга и других городов. Признаюсь, было волнительно, во многом из-за того, что подготовиться было нереально. Дело в том, что каждый раз организаторы дают новые, абсолютно неожиданные задания. Я искал в интернете примеры вопросов, какие-то, может быть, подсказки и советы, но это было бессмысленно. На очном состязании от тебя требуют спонтанности и быстрых решений: проверяют твои лидерские качества, выявляют социальную активность, мобильность. В конце конкурса ребята пытались понять, по каким критериям их оценивало жюри. Всем казалось, что все прошли и все — на одном уровне. Но потом, когда через месяц объявили победителей, выяснилось, что это не так. Результаты были удивительными для многих, и для меня тоже: я не рассчитывал на победу.

После стипендиального конкурса организаторы предложили подать заявку в школу фонда. Можно принять участие как в команде, придумав социально значимый проект, так и в индивидуальном порядке. Во время очного тура в МГИМО я познакомился с несколькими ребятами, и как-то за обедом мы решили собрать команду и разработать проект (кроме Дениса, проектом занимались Сергей Шершень, Максим Чурсин и Иван Мешков. — Прим. ред.). Это клуб, онлайн- и офлайн-площадка My-Mentor, в рамках которой смогут встречаться менторы и менти (mentor and mentee) — наставники и наставляемые. Потом мы отправили краткое описание в комиссию. Честно говоря, мы не знали, как воспримут нашу инициативу, поскольку институт менторства в России не очень развит. Однако в результате нашу заявку одобрили, и мы отправились в школу в июле.

тренер рассказывал, как и что должны делать начинающие бизнесмены: учил нас верстать бюджет проекта, готовить технические детали, искать сторонние инвестиции

Обучение в школе было достаточно интересным. У нас был тренер, который рассказывал, как и что должны делать начинающие бизнесмены: учил нас верстать бюджет проекта, готовить технические детали, искать сторонние инвестиции. Мы приехали в школу, имея смутное представление о том, что делать дальше. Но пообщавшись с наставниками и другими студентами, мы достигли существенного прогресса.

Думаю, что с октября-ноября мы начнем реализацию проекта. Сейчас у нас идет стадия анкетирования студентов и преподавателей, второй этап — подготовка финансирования, а третий — техническая часть, создание электронной платформы».

Катя Убодоева
14 сентября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты