Пора в школу: как IT-гиганты меняют среднее образование

Технологические корпорации пытаются внедрить компьютерные классы и интерактивные дневники по двум причинам — чтобы воспитать хороших программистов и сформировать лояльность к бренду со школьной скамьи. О том, какие инновации придумали эти компании, — в материале «Учёбы.ру».
Катя Убодоева
06 сентября 2016
Фото: Nancy Anne L. Merolle / Flickr / CC BY-ND 2.0

Компьютерное образование для всех

Не только в России не хватает программистов. За рубежом тоже остро стоит вопрос недостаточного количества высококвалифицированных IT-кадров. В марте 2016 года группа из 45 ведущих IT-компаний (включая Amazon, IBM, Microsoft, Google, Facebook, Yahoo, Hewlett Packard Enterprise) объединились с рядом негосударственных организаций и основали ассоциацию в области IT-образования. Гиганты индустрии обратились с петицией к конгрессу США и попросили выделить 250 миллионов долларов на развитие преподавания компьютерных наук в государственных школах. В их обращении на сайте change.org говорится, что на сегодняшний день остаются незакрытыми около 600 тысяч вакансий в этой отрасли, поскольку вузы каждый год выпускают лишь 43 тысячи специалистов.

Facebook: индивидуальное обучение

В августе этого года Facebook испробовал модель персонализированного обучения в 100 школах 27 штатов США. Это стало продолжением эксперимента по внедрению инноваций в сфере публичного образования — в прошлом году доступ к разработке компании получили 19 учебных заведений. В будущем она планирует внедрить сервис и в других странах.

Система, разработанная Facebook, представляет собой персонализированное интерактивное расписание, которое позволяет увидеть, что изучает ребенок, и какие навыки он получит после этого. Платформа помогает составить представление о прогрессе ученика: какие темы ему удалось и не удалось освоить, чем он занимается. Сами дети могут пользоваться электронным планом, где все расписано по месяцам; по мнению разработчиков, это позволяет им самостоятельно задавать темп учебе, не отставать и не перенапрягаться. Уже известны первые результаты тестирования — 31% шестиклассников, которые опробовали проект, улучшили свои результаты по чтению.

Персонализированное обучение стало приоритетом Facebook в 2015 году: тогда глава компании Марк Цукерберг посетовал на то, что у учителей не всегда получается уделить время каждому ребенку. В качестве решения он предложил индивидуальные учебные планы, которые позволят школам приблизиться к формату «один на один».

Microsoft: геймификация и бесплатные программы

Продукты Microsoft сегодня называют лидерами по популярности среди школьников. По данным Futuresource Consulting, в США они уступают лишь оперативной системе Chrome OS, разработанной Google, а за пределами этой страны находятся на первом месте, заметно обгоняя конкурентов.

Недавно Microsoft выпустила образовательную версию культовой игры Minecraft: Education Edition. Она позволяет педагогам создавать дидактические материалы по математике, истории, искусству и языкам в виртуальном мире. Игру уже можно найти в школах 40 стран. Другое образовательное решение Microsoft — предоставление учебным заведениям программ со скидкой или бесплатно. Благодаря этому продукцию компании можно найти в российских школах и университетах, тогда как обучающие разработки Facebook отечественной аудитории пока не знакомы. Учителя и школьники могут свободно пользоваться Microsoft Office, если у их учебного заведения есть лицензия, а участникам программы Student Select компания предлагает приобрести этот продукт со скидкой.

Также компания недавно запустила программу DreamSpark, в рамках которой можно бесплатно использовать ее программное обеспечение в научных, исследовательских и педагогических целях. К слову, у Microsoft есть своя версия программы для упрощения обучения: Microsoft Classroom, которая пока не распространяется в России. Приложение помогает организовать учебу: посмотреть расписание, выставить таймеры, пообщаться с учителями и одноклассниками. А еще Microsoft организует курсы повышения квалификации для учителей, открывает свои лаборатории на базе университетов и проводит образовательные мероприятия: в частности, конкурс программных проектов студентов Imagine Cup.

Google: бюджетный ноутбук и онлайн-обучение

Компания Google специально для школьников создала бюджетный ноутбук Chromebook. Его популярность в США постепенно растет: в 2014 году устройством пользовались 38% учащихся, а в первой половине 2016 года их количество возросло до 51%. Успех продукта связан с несколькими факторами: бесплатным ПО, которое не требует оплаты обновлений (в отличие от решений Microsoft), невысокой ценой (от $149) и большой степенью устойчивостью к вирусам, обусловленной тем, что в основе ОС Chromebook лежит Linux. Пакет для работы с документами Google заметно уступает Microsoft Office с точки зрения функций, однако большинству пользователей этого вполне достаточно.

В 2014 году компания также выпустила специальную версию пакета приложений для образовательных учреждений. Он отличается от обычного тем, что доступен в домене .edu, в нем нет рекламы и есть ряд специальных возможностей (дополнительный объем в Gmail и Drive, возможность администрировать аккаунты учебных заведений, почта .edu). Кроме того, пакет предусматривает доступ к Google Classroom — интерактивной образовательной онлайн-платформе, которая позволяет преподавателям и школьникам общаться в виртуальном пространстве, следить за учебным процессом и получать комментарии в режиме реального времени.

Apple: скидки и ОС для учебы

Как и Microsoft, Apple предлагает специальные цены на программы для учебных заведений. Впрочем, решения компании не так популярны, и ее доля в США постепенно снижается: за два года она упала с 26% в 2014 году до 17% в первой половине 2016 года. На международном рынке положение остается более-менее стабильным: здесь показатели держатся на уровне 12-15%.

Сейчас Apple разрабатывает собственную виртуальную классную комнату — конкурента Google, Facebook и Microsoft. Для этого в начале года компания приобрела стартап LearnSprout, а в iOS 9.3 появился ряд функций для школы: например, устройством с этой системой смогут пользоваться несколько учеников с разными учетными записями. Вместо пароля предлагают код из четырех цифр. Также в рамках операционной системы появилось приложение «Класс», благодаря которому преподаватели могут контролировать планшеты учеников: запускать или блокировать приложения. Для администрирования есть специальный портал Apple School Manager, который позволяет создавать учетные записи сотрудников школы и учеников, объединять их в классы и загружать объявления на гаджеты всех, кто входит в сеть.

Катя Убодоева
06 сентября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты