Неравенство в действии: как используют интернет подростки с разным достатком

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разница между тем, как проводят время в интернете подростки из разных социальных слоев, существует, и она довольно велика. «Учёба.ру» публикует перевод материала BBC и рассказывает об исследовании, которое провела международная команда ученых.
Анна Косниковская
24 августа 2016
1 комментарий
Фото: Nancy Fouts

Экономико-аналитический центр ОЭСР выяснил, что во множестве разных стран ученики из бедных и обеспеченных семей проводят в сети одинаковое количество времени, однако обеспеченные молодые люди чаще используют интернет для обучения, а не для игр. Исследование утверждает, что даже при равном доступе к технологиям «цифровой разрыв» существует, и проявляется он в том, что именно люди делают в интернете.

Информация для этого доклада была собрана в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений (Pisa Test). Доклад ОЭСР, составленный на основе данных из более чем 40 стран (в основном европейских, азиатских и южноафриканских), демонстрирует, как подростки используют онлайн-технологии дома. Наличие доступа к интернету и цифровым технологиям ученые рассматривают как важное условие достижения высоких результатов в обучении, однако новое исследование показывает, насколько по-разному подростки проводят время онлайн, и доказывает, что изобретения в сфере IT не отменяют традиционного социального неравенства. Доклад также позволил выяснить, что развитие навыков чтения — это ключ к успешному пользованию интернетом и гарантия того, что подросток сможет «выжать» из него максимум пользы.

Исследователи обнаружили, что характер онлайн-активности напрямую связан с социально-экономическим статусом, и обеспеченные ученики активнее используют сеть для сбора информации и чтения новостей. Вот где молодые люди делают это чаще всего:

  • Финляндия,
  • Исландия,
  • Эстония,
  • Норвегия,
  • Словения,
  • Дания,
  • Чехия,
  • Латвия,
  • Израиль,
  • Лихтенштейн.

Школьники и студенты из более бедных семей чаще используют интернет для игры или общения в чатах, а не для освоения новых сведений. При этом исследование показывает, неравенство возникает даже там, где доступ в интернет предоставлен практически всем. «Равный доступ не означает равные возможности, — утверждают ученые, — и дети, не обученные использовать интернет для работы с информацией, в будущем могут столкнуться с проблемами в обучении или поиске вакансий».

Социальное неравенство наблюдается не только внутри отдельных стран, но и между государствами: молодежь из более благополучной Северной Европы больше склонна использовать интернет для получения информации, а не для игр или общения в соцсетях: Финляндия и Исландия занимают первые места в рейтинге исследования. Следом за ними идут Эстония, Норвегия и Словения; выше среднего показатели у Дании, Гонконга, Польши, Германии и Сингапура. А вот в Мексике, Иордании и Турции молодые люди гораздо чаще выходят в сеть для того, чтобы пообщаться или поиграть в игры.

При этом «много» интернета не всегда значит «хорошо»: даже в более состоятельных странах — таких как Бельгия, Финляндия, Дания и Германия — бедные семьи проводят больше времени онлайн, чем обеспеченные. Вероятно, именно за их счет Дания находится на верхней строчке среди стран, где школьники и студенты проводят онлайн больше всего времени:

  • Дания,
  • Швеция,
  • Норвегия,
  • Макао,
  • Гонконг,
  • Исландия,
  • Тайвань,
  • Эстония,
  • Голландия,
  • Австралия.

Ученые говорят, что в странах Скандинавии, Голландии, Швейцарии и Гонконге четверть молодого населения как из бедных, так и из обеспеченных семей пользуется интернетом дома. В странах с более низкими темпами развития — Вьетнаме, Индонезии, Мексике и Перу — доступ к глобальной сети является проблемой для семей с низким уровнем достатка. В таких странах, как утверждают авторы доклада ОЭСР, школа играет гораздо более значительную роль в обеспечении учеников доступом к информации и средствам связи: ведь здесь есть компьютерные классы.

Исследователи уверены, что для того, чтобы сократить социальный разрыв между детьми и подростками с разным достатком, необходимо не только сделать интернет более доступным, но и помочь им в развитии навыков чтения. «Гораздо важнее убедиться в том, что каждый ребенок вне зависимости от его социального положения хорошо владеет навыками чтения и письма, чем вкладывать деньги в развитие высокотехнологичных устройств и обеспечение доступа к веб-ресурсам», — уверены ученые.

Интересно, однако, что выводы исследователей ОЭСР были раскритикованы NAACE (Национальной ассоциацией развития технологий образования, Великобритания), которая занимается поддержкой компьютерной грамотности в школах. Ее представители назвали утверждения специалистов «упрощенными». Глава ассоциации Марк Чемберс с сомнением отнесся к идее выбора между развитием навыков чтения и обеспечением доступа к глобальной сети, поскольку считает, что это две стороны одной медали. Чемберс уверен, что нет ничего удивительного в том, что более благополучные подростки чувствуют себя в интернете более уверенно и могут использовать его по максимуму. Он также задался вопросом, все ли подростки в странах, где проходило исследование, имеют собственный компьютер и доступ к широкополосному интернету. «В Великобритании (здесь, по статистике, доступ к сети в равной степени имеют и бедные, и богатые подростки. — Прим. ред.) студенты из малоимущих семей часто пользуются телефоном и не могут выйти в сеть со стационарного компьютера, — объяснил Чемберс. — Школы должны работать над устранением самого социального неравенства, а не над возвращением в Викторианскую эпоху с ее узким подходом к образованию».

Анна Косниковская
24 августа 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты