Никогда не поздно: как работают университеты для пожилых людей

Возрастные рамки в современном мире значительно сдвинулись: по определению Всемирной организации здравоохранения, молодость длится до 45 лет, а средний возраст — до 60. Достижения медицины позволяют людям все дольше вести активный образ жизни, а технологический прогресс требует от каждого взрослого человека постоянного обучения и адаптации к меняющимся условиям. А потому все больше учебных заведений по всему миру открывают «университеты третьего возраста» — образовательные программы, рассчитанные на пожилых. «Учёба.ру» выяснила, как работают такие университеты и какие профессии в них можно освоить.
Дарья Варламова
09 августа 2016
1 комментарий
Фото: Kalle Gustafsson

Мозг и морщины

В середине «нулевых» ученые из Университета Вирджинии испугали мир сообщением, что пик активности мозга приходится на 22 года. Не самая приятная перспектива для тех, кто только что выпустился из университетов — но, к счастью, дальнейшие исследования показали, что все не так просто, и выводы во многом зависят от того, что именно считать пиком активности.

В 2013 году ученые из Медицинского центра университета имени Джорджа Вашингтона взяли за основной критерий не скорость обработки информации (которая с возрастом действительно снижается), а пластичность нейронных связей — и пришли к выводу, что расцвет сил для мозга приходится где-то на 60-й год жизни человека. А все потому, что со временем в мозге увеличивается количество миелина — вещества, которое заставляет сигнал быстрее проходить между нейронами. Это означает, что разные части мозга у пожилого человека работают как более слаженный оркестр, что позволяет решать более сложные задачи.

Это вдохновляет, но у студентов «третьего возраста» остаются «челленджи», связаные с памятью. Во-первых, со временем становится сложнее держать в уме несколько информационных единиц одновременно — многозадачность начинает страдать. Во-вторых, к 70-м годам примерно на 30% снижается визуальная память. Кроме того, людям становится сложнее отсеивать нерелевантную информацию, поэтому им трудно осваивать учебную программу при любом отвлекающем «шуме».

Так или иначе, учиться в пожилом возрасте очень полезно. Отчасти чисто по социальным причинам — можно освоить новую профессию и поднять свой уровень дохода (в России эта опция особенно актуальна), получить свежие впечатления, поднять самооценку, найти новых знакомых и не чувствовать себя выключенным из социума. Отчасти — и по физиологическим: в научном мире еще не накопилось достаточного количества исследований по результатам когнитивных тренировок, но уже сейчас врачи предполагают, что регулярная умственная нагрузка замедляет неизбежный возрастной спад мыслительных способностей. А значит, жизнь будет оставаться более насыщенной, активной и полноценной.

История вопроса

Первый университет для пожилых появился в 1973 году — его основал во Франции профессор Пьер Велла. Учебный процесс шел параллельно с исследованиями — ученые выясняли, насколько пенсионеры восприимчивы к новой информации. Инициативу подхватили другие европейские страны — впрочем, не только из гуманных, но и из чисто практических соображений: пожилые студенты могли уравновесить молодежные бунтарские настроения в университетах 1970-х, и, кроме того, они платили за обучение, что помогало сохранять широкий штат профессоров.

В 1980-х выяснилось, что пожилые люди способны и организовывать себе edutainment самостоятельно — в Британии появилось «Общество третьего возраста». Получение новых знаний там сочеталось с общественно полезной деятельностью и занятиями спортом. В США получил распространение другой формат, Elderhostel — что-то вроде «учебного отпуска», в течение которого пожилой человек путешествует по интересным местам и во время остановок слушает лекции, подготовленные сотрудниками вузов. Спектр вариантов на сегодняшний день огромен — около 90 стран. Можно проплыть по Дунаю, а можно отправиться в Непал. Постоянные системы образования для пожилых существуют на государственной основе и в Нидерландах, Польше, Германии и других странах.

Где учиться

В России университеты для пожилых еще не стали повсеместным логическим продолжением государственной системы образования — это требует и больших финансовых вливаний, и разработки специальных программ и подготовки большого числа методистов и учителей, ориентированных на специфику восприятия немолодых учеников. Тем не менее, и в Москве (в разных районах города, в основном при центрах социального обслуживания — их поддерживает Департамент образования Москвы), и в регионах уже работают такие учебные заведения. Часть из них больше похожа на кружки по интересам, чем на настоящие университеты, — там программа ограничивается в основном разными видами рукоделия и базовыми курсами компьютерной грамотности. Но встречаются и более солидные инициативы, с курсами по экономике, психологии и иностранным языкам. Ниже — несколько примеров уже существующих университетов, куда можно поступить бесплатно. Но это далеко не все — стоит поискать подобные заведения при социальных службах в своем регионе.

  • Онлайн-университет третьего возраста ИТМО. Портал предлагает набор полноценных университетских курсов по разным направлениям. Есть прикладные программы: например, финансовая безопасность, работа с интернетом и электронным правительством, — но хватает и творческих вариантов: история русского театра, классическая малая проза, основы фотографии и архитектуры. Видеоматериалы сочетаются с текстовыми лекциями и заданиями для самостоятельной работы. Правда, исходные размеры шрифтов на сайте оставляют желать лучшего, но это можно поправить в браузере, изменив масштаб.
  • Университет третьего возраста в Воронеже. Этот проект запущен организацией инвалидов «Домашняя академия». Организаторы планируют «вооружать» студентов новыми знаниями в области декоративно-прикладного и народного творчества, давая мастер-классы по лозоплетению, выжиганию по шелку, пэчворку и другим видам рукоделия.
  • Университет третьего возраста в Казани. Учебное заведение, созданное «Союзом пенсионеров России» в республике Татарстан, предлагает интересный спектр учебных программ: экономика и право, философия, психология, татарский и немецкий языки, история, танцевальная терапия и т. д. Большинство курсов бесплатны, но есть две коммерческие программы — по фото- и киносъемке и художественному творчеству. Слушатели, прошедшие обучение, получают сертификат Института непрерывного образования Казанского федерального университета.
  • Университет искусств третьего возраста (Москва). Проект, созданный арт-сообществом «Ходынка», рассчитан одновременно на психотерапевтическую помощь пенсионерам и их приобщение к искусству. Двухгодичная программа включает занятия по литературе, музыке, изобразительному и сценическому искусству.
  • Университет «Серебряный возраст» (Санкт-Петербург). Здесь используются разные формы обучения: лекции, семинары, диспуты, экскурсии, творческие работы и ролевые игры, а также встречи со специалистами здравоохранения, права, политиками, депутатами и различными специалистами. В числе специализаций — английский язык, графика и дизайн, танцевальная терапия, экономическая грамотность и «петербурговедение».
Дарья Варламова
09 августа 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты