Как преподают историю в России и за рубежом

Есть ли разница в преподавании истории в разных странах? Может ли учитель объективно оценить собственное историческое наследие и существует ли в мире пропаганда исторических знаний? «Учёба.ру» решила разобраться в этом.
Наталия Лизоркина
04 августа 2016
1 комментарий
Фото: Body Scripture II by Ronit Bigal Artist Ronit

Более года назад был принят новый историко-культурный стандарт в соответствии с поручением президента России Владимира Путина, и первые учебники на основе этого стандарта уже были распространены по школам. В частности, в разработанной концепции есть пункт о воспитании гражданственности и патриотизма, а также список ответов на «трудные вопросы истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе.

В общих рекомендациях для учителей сказано: «Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества». Также считается, что «позитивный пафос исторического сознания» должен создаваться за счет гордости за победы, но не стоит забывать и о трагедиях, так как «русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания».

В данном контексте интересно поразмыслить на тему того, что происходит в других странах — заботятся ли там о патриотических чувствах своих учеников? Чтобы разобраться в вопросе, можно прочитать книгу Марка Ферро, специалиста по истории Европы начала XX века, истории России и СССР, «Как рассказывают историю детям в разных странах мира». По словам автора, одни и те же события в школах разных стран трактуются по-разному. Ферро говорит: «Несмотря на все изменения, существует своего рода матрица истории каждой страны: это доминанта, запечатленная в коллективной памяти общества. И очень важно знать суть этой матрицы. Истории и легенды, из которых она состоит, будь то великие подвиги Шиваджи в Индии, злоключения Йосицунэ в Японии, приключения Чаки, короля зулу, или рассказы о Жанне д’Арк, всегда превосходят колоритностью и выразительностью любой анализ; это вознаграждение историку, который тоже ведь является читателем».

«Когда я училась во французском лицее в Лондоне в 1950-х годах, нам говорили, что французы выиграли битву при Ватерлоо. Однажды я пришла из школы и объявила родителям, что Оливер Кромвель — ужасный человек. Родители были в шоке. А потом я окончательно запуталась, когда меня перевели в английскую школу», — пишет один из бывших учеников. Это один из ярких примеров того, что история часто преподается с этноцентрической точки зрения.

Как замечает еще один исследователь, социолог Джеймс Лоуэн, в своей книге «Ложь учителя: ваши учебники истории ошибаются», в американских учебниках описана недостоверная информация о людях и событиях, таких как Христофор Колумб, или откровенная ложь об отношениях между европейцами и коренными американцами. Автор книги критикикует образ исторических деятелей, которые преподносятся героями и даже сверхлюдьми, которые жили в безвозвратном прошлом. Лоуэн утверждает, что история, написанная как миф, учит детей тому, что лучшие годы их страны уже позади.

Но как бывшие школьники из разных стран описывают уроки истории?

Австралия: вне международных кризисов

история XX века просто заканчивается двумя мировыми войнами

«До 7 класса преподавание истории идет в комплекте с „этикой“ и „географией“ и называется „Исследование общества и окружающей среды“, — рассказывает Томас Фостер из Австралии. — В 7 классе английский язык и история были объединены в предмет под названием „Гуманитарные науки“. Истории в этом году не уделялось много внимания, но мы получили знания о событиях в Австралии до 1788 года, о взаимодействии между коренными австралийцами и европейцами. В 8 классе история уже больше ориентировалась на Великобританию, в 9 классе ее курс сократили до шести месяцев вместо года. В его рамках мы рассмотрели аграрную революцию в Англии, а затем перешли к причинам (помимо очевидной — отсутствия колоний в Америке) развития транспорта, способного добраться до Австралии. 10 класс — тоже полугодовой, был посвящен мировым войнам. Мы также выучили сокращенную историю австралийской лейбористской партии с 1901 по 1918 год в качестве бонуса.

В двух последних классах, 11 и 12, история — необязательный предмет. То есть историю современного мира и древних цивилизаций можно взять в качестве курсов как дополнение. Я думаю, что отсутствие обязательного образования по новейшей истории (скажем, события Корейской войны) и изучение двух мировых войн было связано с положением нашей страны, так как мы находимся вне широко обсуждаемых международных проблем. Большая часть Британской истории, которой уделяется столь много внимания, на мой взгляд, теряет актуальность (за исключением промышленной революции), а вот те события, которые непосредственно повлияли на колонизацию и развитие Австралии, могли бы быть лучше освещены. Ведь история XX века просто заканчивается двумя мировыми войнами, но было бы здорово сосредоточиться на таких вопросах, как раздел Индии, Африка в 1950-1970-х годах, распад СССР и исчезновение Османской империи».

Франция: аналитика и патриотизм

Моим учителям было до фонаря, что я — на сто процентов японец

«В возрасте от 3 до 14 я учился в частной школе, которая была под контролем Министерства образования, — говорит Кайл Мурао из Франции. — Две вещи, которые бы я хотел отметить: история и география — это своего рода тандем в учебной программе. От начальной до средней школы дети узнают про все горные хребты, реки, пустыни, леса, океаны, населенные пункты и торговые пути Европы, Африки (французы считают, что это их земли), Азии и Америки. Эта программа постепенно усложняется по мере увеличения знаний ребенка. Так, например, в 3 классе мы узнали о неандертальцах и мамонтах, а также о круговороте воды в природе. Эти вещи были важны, потому что в 4 классе мы услышали о бронзовом веке, и на уроках истории, говоря о римлянах, должны были вспомнить о крупных реках и озерах. В 7 классе мы изучали демографический переход и особенности изменения климата; это было важно, так как климатические изменения сыграли важную роль в эпоху позднего Средневековья и Ренессанса, который мы проходили на уроках истории.

К тому времени, когда французские дети заканчивают школу, они успевают несколько раз столкнуться с тем фактом, что историю невозможно понять без хороших знаний по географии и экономике. Я думаю, это действительно фантастический аналитический метод. Второй момент — патриотическое воспитание. Моим учителям было до фонаря, что я — на сто процентов японец. Во Франции учат тому, что ты — француз, и история нации — это твоя история. Твои предки — галлы (о которых миллионы детей узнали из политических комиксов из серии «Астерикс и Обеликс»). Первым правителем страны был Хлодвиг I в V веке. Ваши величайшие монархи — Карл Великий, Филипп II, Карл VII, Генрих IV, Людовик XIV и Наполеон. Ваши величайшие победы — битва за Орлеан, битва при Рокруа и сражение под Аустерлицем, ваши величайшие поражения — битва при Азенкуре, Трафальгарская битва и битва при Седане. Не имеет значения, черный ты или белый, приехал из Америки или Зимбабве: все это твоя история, и баста. Я думаю, это потому, что французы помешаны на культурной и социальной интеграции. Как американцы, французы свободно перенимают чужие обычаи, но с удовольствием пестуют свою «французскость». Те, кто пошел во французские государственные школы, были в основном только французскими эмигрантами (как я), и мы должны были знать историю Франции, принять ее как родную, то есть как любой другой француз».

США: спорные учебники

это история белой Америки, в рамках которой пренебрегают ее коренными жителями

«Стандарты образования не установлены федеральным правительством: есть только очень расплывчатые принципы, хотя при этом существуют стандартизированные тесты, — говорит Гарольд Кинсберг из Нью-Джерси, США. — В экзамене по истории содержатся три темы: Европейская история, Всемирная история, история США. На самом деле, это хорошо отражает мой опыт при изучении истории: есть Европа, есть США и есть много вещей, которые на вас вываливают одной кучей, чтобы вы это прошли побыстрее.

Если вкратце, было так: в рамках курса истории Европы Англия, Франция, Италия и Германия были изучены хорошо; об Испании, Австрии, Османской империи и России мы что-то читали; о Балканах, Польше, Прибалтике или Скандинавии — что-то слышали. И, честно говоря, что касается Италии, можно было предположить, будто этот полуостров просто исчез после эпохи Возрождения.

Всемирная история рассказывала об Африке, что-то о колонизации и пирамидах. Но изучение колонизации в основном сводилось к чему-то вроде: „Вот это и есть апартеид в ЮАР“. В случае с Южной Америкой были ацтеки, майя, инки, испанская колонизация, пара освободительных движений. Ближний Восток получил мало внимания, Центральная и Юго-Восточная Азия как будто не существовали до их колонизации Британией, по-крайней мере, такое впечатление создалось после наших уроков истории. Китай и Япония тоже остались почти без внимания.

Что касается истории США, то я всем советую прочитать книгу Джеймса Лоуэна в школе и после нее. Эта работа существует вот уже 20 лет, а в наших учебниках по-прежнему все те же ошибки. В них обеляется наша история, пропускаются наихудшие ее аспекты и допускается ложь. По сути, это история белой Америки, в рамках которой пренебрегают коренными жителями, и иногда эта интерпретация пугающе близка к „Рождению нации“. В целом, школьный курс „заточен“ на преподавание истории США, и при этом скучен и зацензурирован до невозможности».

Германия: распространение идей и власть народа

мы проходили бегство и изгнание в европейском контексте

«В Германии все зависит от типа школы, в которую вы поступаете. Некоторые ученики учатся десять лет, другие — тринадцать, — рассказывает Джудит Мейер из Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. — Минимальные требования на основе официального учебного плана: в 1-4 классе у учеников нет уроков истории, а есть единый предмет «Естествознание». В его рамках мы узнавали о различиях условий жизни людей, их обычаев в разные периоды времени: например, в Каменном веке или в Средневековье. А вот заключительная работа должна была быть посвящена истории родного города.

С 5 по 9 класс дети учились понимать мотивы, причины и последствия в историческом контексте. Мы сосредотачивались на распространении идей, особенно на идее о власти народа. Мы узнали очень мало о войне и ничего не читали о военных походах и боях. Например, Сталинградской битве было посвящено где-то полстраницы, а другие сражения даже не были упомянуты. И все же, стоит отметить, что самый изучаемый исторический период в школе — это именно годы с 1933 по 1945. Мы его рассматривали в пяти разных аспектах, а также вовзращались к нему в последних классах для более детального изучения.

С 5 по 6 класс история — это три часа в неделю. За это время мы успели пройти Каменный век, Римскую империю, узнали о распространении христианства в Средневековье, о политической жизни во Франции, Англии и Священной Римской империи. С 7 по 9 класс у нас было уже по четыре часа истории в неделю. Мы изучали интеллектуальные, культурные, социальные, экономические и политические процессы в рамках урбанизации. Мы проходили эпоху Возрождения и Просвещения, Реформацию, Французскую революцию, Германскую революцию 1848-1849 гг. и объединение Германии в 1871 году, промышленную революцию на примере региона, изучали империалистическую политику в Африке и Азии, революцию 1917 года в России, становление США как мировой державы, разрушение Веймарской республики, нацистский режим, преследование и истребление евреев, цыган и инакомыслящих с 1933 по 1945 годы. Кроме того, мы проходили бегство и изгнание в европейском контексте, деление мира на «блоки» различных экономических систем и обществ, основателей Западной Германии, раскол Германии, развал коммунистической системы, воссоединение Германии и создание ООН.

Поскольку вся история к концу 9 класса пройдена, с 10 класса мы рассматриваем различные периоды более подробно. Мы перестаем заучивать информацию и становимся исследователями в попытке научиться сравнивать, ставить оценки и делать выводы. В конце обучения пишется эссе, в котором необходимо сделать детальный анализ события в историческом контексте, выразить собственное мнение о корректности утверждений из какого-то конкретного источника.

Отмечу также, что история так или иначе изучается и на других уроках. Например, мы узнали о рабстве на уроке английского (Великий голод в Ирландии, заселение Австралии и т. д.), на уроках музыки изучали историю джаза, электронной музыки и песен националистов, а на политологии — читаем Кодекс Наполеона».

Наталия Лизоркина
04 августа 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты