Медиа сегодня и завтра: профессии, форматы и виртуальная реальность

Недавний доклад «Роспечати» фиксирует еще большее снижение спроса на бумажные СМИ. Вместе с тем растет популярность всего, что связано со сферой интернета, в связи с чем авторы исследования констатируют появление понятия «человека медийного» и формирование у людей зависимости от медиа. О том, что может произойти с этой отраслью и на что стоит ориентироваться тому, кто хочет построить в ней карьеру, — в материале «Учёбы.ру».
Катя Убодоева
21 июля 2016
Фото: Zim & Zou

Новые медиа и мультимедийная журналистика

Оксана Силантьева,
основатель компании Silamedia,
магистр мультимедиажурналистики

«Впервые о так называемых новых медиа начали говорить в 50-х годах XX века, тогда под этим подразумевали телевидение. В каждом поколении под этим понимают все новое и новое развитие технологий, через которые люди рассказывают друг другу истории. Поэтому значение словосочетания «новые медиа» постоянно меняется, это очень «плавающий» термин. В 2006 году, говоря о них, имели в виду YouTube. Если говорить о 2016 годе, то этим термином можно назвать дополненную и виртуальную реальности, а также разнообразные гаджеты для них, будь то VR-очки или шлемы.

Мне кажется, что вряд ли стоит ожидать падения интереса к видео. Главным образом из-за того, что это очень удобный формат для пользователя. Телевизор, ролики на том же YouTube и кино так популярны среди людей, потому что это естественно для нашей сущности. Идешь и смотришь. А потреблять и декодировать большие тексты, не перемежающиеся картинками, и получать от них удовольствие — это искусство для избранных, «элитная» история. Надеяться на то, что 100% населения в обязательном порядке осилят «Войну и мир» и им понравится процесс, конечно, можно, но такое вряд ли произойдет. Проблема в том, что советская и российская культуры настолько текстоцентричны, что мы возвели тексты в культ. Дескать, все, кто любят книги, — «крутые», а если кому-то нравятся комиксы, значит, они неразвитые. Но это мало связано с реальностью. Истории в картинках способны быть не только развлечением, но и способом донесения болезненных, актуальных тем, а хорошо сделанная инфографика — отличная вещь для передачи того, что не высказать словами.

В мультимедийной журналистике нужно владеть разными способами подачи информации современной журналистики — аудио, видео, графическими и интерактивными средствами. А далее, в зависимости от темы, выбирать наиболее адекватные из них. Нужно учить журналистов не «цепляться» к форматам, а подходить к материалу творчески, к примеру, с точки зрения художника. Допустим, у тебя есть масло, пастель, акварель, кисть. И, ориентируясь на жанр, стиль, аудиторию и историю, которую ты хочешь рассказать, ты берешь то или иное средство и начинаешь что-то создавать.

Видео — это очень удобный и естественный для сущности человека формат. декодировать большие тексты — искусство для избранных. Проблема в том, что советская и российская культурЫ настолько текстоцентричны, что мы возвели тексты в культ

Сделать первый шаг к работе в этой отрасли не так уж и сложно. Для начала нужно выделить ту часть мира, о которой школьнику хотелось бы написать, будь то океаны, космос, политика или гитары. Затем стоит найти людей, которые что-то делают в этой сфере. В профессиональной сфере это называется «собрать базу ньюсмейкеров». Дальше — придумайте вопросы, которые вы хотите задать этим людям, и напишите им просьбу об интервью. И необязательно для этого сразу быть корреспондентом какого-то СМИ. Вы можете брать интервью для своего блога. Для этого даже нет нужды посещать занятия на факультете журналистики. Читайте чужие статьи, думайте, какие вопросы дополнительно вы хотели бы задать, ищите интересных людей, знакомьтесь, спрашивайте, записывайте ответы, публикуйте, собирайте обратную связь от читателей. Важно с первых дней заниматься практикой.

Если что-то непонятно и вы не знаете, как задачу решить, найдите профессиональные группы в фейсбуке, сайты для журналистов, задайте там свои вопросы. Ваши старшие коллеги вам ответят, помогут, подскажут. Совмещая регулярные свои опыты в журналистике с чтением профессиональных блогов и участием в профессиональных дискуссиях, вы научитесь многому. Добавьте сюда книги по профессии, фильмы о журналистах и онлайн-курсы. И пишите, снимайте, монтируйте, делайте подкасты, публикуйте все это онлайн.

Проблема многих молодых людей, да и журналистов со стажем в том, что они зачастую сами придумывают границы. Дескать, если я живу в Липецке, а эксперт — в Лиссабоне, то вряд ли получится сделать интервью, и у него, наверное, много дел. Таким людям, я считаю, вообще не стоит работать в медиа».

Возможности технологий растут стремительными темпами. Фото: faithholland.com

Профессии в медиа

Александр Амзин,
независимый медиаконсультант

Будущее не за профессиями, а за навыками и компетенциями специалистов в сфере медиа

«В медиа в ближайшие годы возникнет спрос не на определенные профессии, а на навыки и компетенции. Вот некоторые из них:

1. Продюсирование мультимедийных материалов, в том числе с адаптацией под мобильные платформы;

2. Маркетинговый анализ, экспертиза в области редакционных метрик, вовлечения аудитории и каналов распространения;

3. Специалист по визуализации и обработке данных — начиная с журналистов, которым придется подружиться с Excel гораздо ближе, чем хотелось бы, и заканчивая полупрограммистами, изучающими начала анализа данных и программирования на R;

4. Медиаменеджер — на российском рынке остро не хватает профессионалов-управленцев;

5. Специалист по монетизации, могущий составить новую бизнес-модель или правильно скорректировать старую».

Будущее за междисциплинарными специальностями, и не только в журналистике. Фото: faithholland.com

Что будет дальше

Константин Фрумкин,
координатор российской Ассоциации футурологов

«До тех пор, пока главным каналом получения информации человеком будет зрение, текст и грамотность будут играть важную роль. Хотя, безусловно, мы видим, как визуальность теснит текст, и этот процесс, по-видимому, будет продолжаться и дальше.

Однако, поскольку важнейшим трендом должно стать ускорение потребления информации, под визуальностью в данном случае не надо понимать «картинку» — фотографию или видеосъемку в чистом виде. Скорее речь идет о разработке особого языка символов, которые будут сочетать максимальную простоту формы и максимальную семантическую емкость. Иначе говоря, это своеобразные иероглифы, которые будут синтезом текстовой и визуальной информации. Пока что трудно предположить, о чем идет речь, но на мой взгляд, «эмбриональными» формами таких иероглифов являются используемые в презентациях диаграммы, эмблемы брендов, а также дорожные знаки.

С другой стороны, эти тренды могут быть радикально изменены, если биотехнологии позволят иначе использовать каналы органов чувств и, тем более, если появится эффективный нейроинтерфейс, позволяющий получать информацию в обход органов чувств непосредственно в мозг.

Вытеснят ли языки программирования знание родного языка — очень сложный вопрос. На данный момент ясно одно — компьютерные языки меняются, а естественный язык остается относительно стабильным. Кроме того, забота о дружественных интерфейсах приводит к тому, что скоро управление техникой станет возможным с помощью естественного языка, для этого и был разработан интеллектуальный помощник Siri. Возможно, угрозу естественному языку представляют не столько языки программирования, сколько специальные жаргоны и связанная с ними иероглифика, а в отдаленном будущем — нейроинтерфейсы.

в будущем информация вполне легко может быть представлена в виде мультимедийного, омниканального, многовариантного сообщения со спецэффектами

Что будет, когда виртуальная реальность перестанет быть новым медиа? Это необъятная тема, но мне видятся два интересных последствия ее повсеместного внедрения.

1) Еще более интенсивное размытие барьеров между разными СМИ, поскольку для пользователей, экипированных VR-очками, информация только одного вида станет чем-то очень странным. В будущем, мне кажется, она будет представлена в виде мультимедийного, омниканального, многовариантного сообщения с различными спецэффектами, ставшими возможными благодаря технологическим новшествам.

2) Появится то, что я называю «комментированная реальность». Это когда любой предмет из окружающего нас мира, будь то автомобиль, ресторан или даже человек, будет прокомментирован — то есть в дополненной реальности его будет сопровождать некая комментирующая информация, например, если речь идет о кафе, то дополнительными данными о нем станут меню и отзывы посетителей. Таким образом, и у людей, и у предметов, и у организаций появится некая «сетевая репутация», оперативно экспонируемая благодаря VR-очкам».

Одна из тенденций последнего времени — подключение роботов к производству медиаконтента. Фото: wikimedia.org
Катя Убодоева
21 июля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты