Программирование для ребенка: как, зачем и почему

В последнее время все чаще стал обсуждаться вопрос обучения детей высоким технологиям и, в частности, кодингу, начиная с раннего возраста. Так, в России собираются модернизировать школьные уроки труда. О том, зачем даже младшекласснику нужно программирование и как сделать первый шаг, — в материале «Учёбы.ру».
Катя Убодоева
20 июля 2016
2 комментария
Фото: Jiuguang Wang / Flickr.com

Школьная реформа

В 2012 году в Эстонии в экспериментальном режиме ввели основы программирования в начальной школе. Младшеклассники, которые, кстати, уже изучают иностранные языки, также узнают основы логики и математики, чтобы получить базу для освоения С++ или Java. Проект был разработан некоммерческой организацией Tiger Leap Foundation.

Годом позже в нескольких школах страны ввели программу обучения математике авторства Конрада Вольфрама. Ее особенность в том, что она полностью построена на компьютерных технологиях, и дети овладевают навыками счета с помощью программирования.

В 2014 году правительству Великобритании пришлось пойти на уступки IT-компаниям, которые испытывали острую нехватку квалифицированных специалистов в области компьютерных наук. К слову, страна стала первым государством, входящим в G20, где официально признали важность развития навыков программирования у детей.

Во всех британских школах ввели программы с фокусом на IT-технологии, разработанные с учетом запроса работодателей. Новые образовательные стандарты были созданы при поддержке Британского института IT-технологий и Королевской инженерной академии, а также корпораций Google и Microsoft. Согласно методикам, созданным этими организациями, обучение детей высоким технологиям происходит в несколько этапов. Сначала дети в возрасте 5-6 лет развивают логические навыки (как правило, не у экрана компьютера, а с помощью различных оффлайновых игр), далее вплоть до 11 лет идет изучение программ с динамическими переменными, плавно переходящих в уроки кодинга. На них подростки узнают как минимум два языка программирования.

То, что произошло с британскими и эстонскими школами — не единичные случаи введения основ программирования для младшеклассников. По данным The Age, азы компьютерного языка также изучают или планируют ввести в расписание в Бельгии, Финляндии, Нидерландах, Италии, Греции и ряде других стран. Что касается США, то здесь их изучают далеко не везде, примерно в одной школе из десяти, однако реформа среднего образования, на которую выделили 4,5 млрд долларов, скорее всего, займется и этим. Известно, что она предусматривает большой бюджет на поддержку инновационных проектов, которые сейчас точечно появляются в Америке.

В России программирование не изучают в младших классах, хотя можно найти отдельные курсы, посвященные его основам (к примеру, в «Кодабре» или Центре научно-технического творчества Polycent). С 2014 года в России проводится акция «Час кода», направленная на популяризацию программирования среди школьников 5-11 классов. В 2015 году в ней приняли участие свыше восьми миллионов учащихся со всей страны. Суть проекта заключается в том, что учителя проводят тематические уроки, состоящие из четырех смысловых блоков — просмотра мотивационного ролика с участием знаменитостей и известных людей из сферы IT, видеолекции, работы учащихся с онлайн-тренажером и подведения итогов занятия. Ожидается, что подобные мероприятия способствуют увеличению интереса детей к компьютерным технологиям.

Один из роликов, созданных для акции «Час кода»

Зачем изучать программирование

1. Спрос на IT-специалистов и рост интернета

Согласно исследованию Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и НИУ «ВШЭ», IT-сфера оказалась одной из самых устойчивых во время экономического кризиса. За период с 2014 по 2015 г. число вакансий в области компьютерных технологий уменьшилось, но в разы ниже, чем на других рынках — в среднем примерно на 5-25%. Согласно прогнозам исследователей, в будущем сохранится спрос на кадры для IT, во многом из-за появления смежных специальностей. Кроме того, технологические компании в большей мере, чем другие, планируют рост зарплат своих сотрудников в ближайший год.

2. Жизненно важные навыки для XXI века

Подавляющее большинство исследователей полагает, что XXI век — это эпоха digital. Чтобы идти в ногу со временем и быть востребованным на рынке труда, одних только «коммуникабельности, динамичности и энергичности» недостаточно.

Еще в 1981 году академик Андрей Ершов выступил с докладом «Программирование — вторая грамотность» на Всемирной конференции Международной федерации по обработке информации в Лозанне. Ученый расширял понятие программирования и выводил его за рамки информационных технологий. По мнению Ершова, все люди живут в мире программ — начиная от физиологических процессов организма и заканчивая обучением индивида. Под последним он понимал освоение человеком некоего алгоритма, будь то чтение или овладение нотной грамотой. Исследователь полагал, что человечество стоит на пороге второй индустриальной революции, и в будущем ЭВМ приведет к формированию нового интеллектуального фона, который будет использоваться ребенком в школе и дома. Поэтому Ершов был уверен, что сумма знаний в области IT-технологий, а также математические и лингвистические концепции должны стать «фундаментальной компонентой общего образования».

Современные ученые продолжают теорию Ершова и всячески развивают ее, осознанно или нет. Так, в предисловии к книге «Technology-Based Assessments for 21st Century Skills: Theoretical and Practical Implications from Modern Research», подготовленной Гарвардским университетом, Техасским университетом в Остине и Университетом Невады, выделяются три основных навыка «нового человека» — творческий подход к решению задач, способность к работе в коллективе и знание технологий. Последнее также называют «компьютерной грамотностью». Профессор Калифорнийского университета в Ирвайне Марк Варшауэр связывает это понятие с овладением технологиями и называет его «зонтиковым» термином, включающим в себя несколько подвидов грамотности — базовую компьютерную (уметь пользоваться компьютером на начальном уровне), информационную (искать информацию, критически осмыслять ее, сохранять и грамотно использовать) и мультимедийную (пользоваться аудиовизуальными технологиями и самостоятельно создавать мультимедийные ролики или презентации).

Многие эксперты сходятся во мнении, что если ребенок овладеет основами программирования, ему будет гораздо легче пользоваться современными технологиями в постоянно меняющемся мире. Это, к примеру, подтверждают исполнительный директор Mozilla Foundation Марк Сарман, а также предприниматель и писатель Джон Бэттелл.

«Понять, как работают технологии, так же необходимо, как освоить письмо, чтение и навыки счета. Это четвертый вид базовой грамотности. Если родители хотят, чтобы их дети чувствовали себя безопасно в цифровом мире, им нужно помочь понять своему ребенку, как устроены компьютеры и по каким принципам они работают». Марк Сарман, исполнительный директор Mozilla Foundation

«В связи с тем, что граница между физическим и цифровым миром становится все менее различимой, появился новый вид грамотности. В его основе лежит код — будь то буквы и слова или биты и алгоритмы». Джон Бэттелл, писатель и предприниматель

3. Программирование может быть увлекательным

Ребенок, который не расстается с гаджетами практически с пеленок, будет в огромном восторге, если ему получится самому написать простейшую программу. Особенно увлекательно в этом процессе то, что результаты видны сразу. Да и вообще, программировать — не так уж и сложно, и любому под силу освоить этот навык.

Кроме того, как и любой другой процесс обучения, уроки кодинга движутся от простого к сложному, а значит, у детей есть мотивация постоянно узнавать новое, чтобы однажды написать более сложную программу или создать свой собственный сайт. В этом случае восторгу юного исследователя, который всю свою сознательную жизнь пользуется смартфоном и планшетом, не будет предела.

Лекция профессора Массачусетского технологического института Митча Резника о важности обучения детей основам программирования

Как сделать первый шаг

Чтобы ребенок узнал о том, что такое кодинг, и овладел цифровой грамотностью, необязательно покупать учебник «Основы программирования для начинающих» и читать ему главы оттуда каждый день. Вряд ли малыш что-то поймет из этой книги. Педагоги советуют начинать с азов. Для этого существуют различные развивающие игры, которые были разработаны специально для детей. Их интересный сюжет и яркие картинки могут настолько увлечь маленького исследователя, что он даже не будет подозревать об изучении им основ компьютерного языка.

Как вам, к примеру, идея наглядного программирования — с помощью конструктора Google Project Blocks. Он состоит из вполне осязаемых модулей — блоков, указателей, кнопок. Есть только одно «но»: к сожалению, эту игрушку пока нельзя нигде купить. Компания продвигает ее как платформу, а это значит, что в ближайшем будущем разработка IT-гиганта начнет активно использоваться в коммерческом и образовательном сегментах.

Есть и другие, не менее занимательные оффлайн и онлайн-игры для детей, ниже — некоторые из них.

8 развивающих игр для детей

Карты, разработанные экс-программистом Google Дэном Шапиро. В основе игры лежит язык программирования Logo, а ее суть достаточно простая — нужно построить лабиринт, а затем, двигаясь по нему, добраться до заветного сокровища — черепашьего кристалла.

  • Cargo-Bot, для детей от 5 лет

С помощью этой бесплатной игры для iOS соучредитель Google Teacher Academy обучил своих детей азам программирования — циклам, процедурам и отладкам.

Дорогие программируемые игрушки. Сложность игры с ними увеличивается по мере взросления ребенка. Сначала дети в возрасте от 5 до 8 лет управляют роботами с помощью специальных приложений, которые дают базу для дальнейшего обучения. Затем гаджетам предлагается давать команды посредством языка программирования Blockly, придуманного Google, ну и на «закуску» (для подростков от 12 лет) — создание молодыми людьми собственных приложений на Objective C и Java.

  • Robozzle, для детей от 6 лет

Бесплатная браузерная игра и платное приложение для смартфона. Задача — провести робота через лабиринты с помощью ограниченного количества команд.

  • Puzzlets, для детей от 6 лет

Интерактивная игра, совмещающая реальный и виртуальный миры. Цель — управлять персонажами компьютерной игры с помощью осязаемых паззлов.

Игра, в которую можно играть всей семьей. Просто передвигайте разноцветных обезьянок по полю согласно инструкциям.

  • C-Jump, для детей от 11 лет

Программирование спуска сноубордиста с горы. Поможет освоить основы C, C++ и Java.

Компьютерная игра, вышедшая в реальную жизнь, жанр — гонки. Побеждает тот, кто первым приведет своего робота к финишу. Управлять машиной можно только с помощью ее программирования. К слову, подобная игра используется в отладке нейросетей для искусственного интеллекта.

Катя Убодоева
20 июля 2016
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты