Это как посмотреть: как видят мир школьники из разных стран

Школьная карта мира кажется нам чем-то объективным и незыблемым — вроде прописных истин из дореволюционного учебника грамматики: «Воробей — птица. Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». Но попытка перенести изображение земного шара на плоскую поверхность всегда условна, а пространство начинает интересным образом искажаться, когда смотришь на него с разных точек. «Учёба.ру» выяснила, как меняются акценты на школьных картах в зависимости от того, в какой стране их рисовали.
Дарья Варламова
23 июня 2016

Центр силы

По понятным геометрическим причинам, объективного «пупа Земли» не существует (если не считать таковым сердцевину земного ядра) — соответственно, центром мира можно произвольно объявить любую точку планеты. Что и делают картографы, исходя обычно из патриотических соображений: например, на российских картах вертикальная ось, делящая карту пополам, проходит через Москву, на европейских — через Лондон, а на американских — примерно посередине Штатов. Американцы ради национальной гордости подчас жертвуют понятностью — Россия, Индия и Китай на их картах оказываются и на востоке, и на западе. А на китайских и чилийских картах в центре расположен экономически важнейший для этих стран Тихий океан, который на российских и европейских картах режут на две части и отправляют на периферию.

На школьных картах мира в России центральная мировая ось проходит через Москву.

Кто сверху?

В космосе нет «верха» и «низа», а настоящий «низ» для любого жителя Земли — направление, в котором действует сила притяжения, то есть под ногами. Правда, у планеты есть магнитные полюса, и то направление, на которое указывает стрелка компаса (или Полярная звезда, на которую ориентировались до его изобретения), договорились называть севером. Но это не означает, что север и юг нельзя поменять местами на карте. Что, собственно и делают в некоторых странах — например, в Австралии и Южной Африке. И та, и другая гордо располагают себя в верхней части карты, отправляя Россию, Канаду и Гренландию вниз (что особенно забавно, потому что мы привыкли ассоциировать низ с югом, а юг — с жарой). А все потому, что верх в нашем представлении связан с доминированием — соответственно, южные страны хотят подчеркнуть таким образом, что они не находятся на периферии. Впрочем, и европейцы, которым не надо особо ничего доказывать, смещают экватор ниже, чем он расположен реально, и из-за этого Северная Америка и Евразия выглядят крупнее, чем они есть на самом деле. Причина, очевидно, заключается в том, что в Европе много маленьких стран, которые иначе будет почти не видно на карте.

На австралийских картах Южный полюс расположен сверху, а Австралия как бы доминирует над миром.

Как это влияет на детей?

Есть риск, что видение своей страны как центра мира может развивать эгоцентризм и пренебрежение к другим национальностям. В 2006 году исследование, проведенное среди американских школьников, показало, что около 63% не смогли найти на карте Ирак — военного противника США, который постоянно мелькал в новостной повестке. Но выводы о высокомерии американцев оказались преждевременны — по данным того же исследования, они не лучше справились с географией собственной страны: для половины опрошенных штат Нью-Йорк оказался примерно такой же абстракцией, как далекое восточное государство. Так что, возможно, общее знание географии и интерес к другим странам все-таки важнее, чем то, где ребенок видит себя на карте. И все же есть мнение, что разглядывание «перевернутых» карт развивает критическое мышление — в процессе мы лишний раз осознаем, что наши традиционные представления о мире условны, а регионы, на которые мы привыкли не обращать внимания, огромны и живут своей насыщенной жизнью, с собственной экономической и культурной повесткой. Для тех, кто привык мыслить европоцентрично (то есть, для многих из нас), это и правда полезное упражнение.

Нам кажется, что география «расположилась» в образовательных программах давно, хотя на самом деле как отдельная наука и тем более учебный предмет, который требует необходимости вешать на стену карту, она сформировалась довольно поздно — в XIX веке. До этого географические знания были рассеяны по разным курсам, от геологии до экономики. Сейчас западные методисты говорят о необходимости внедрения нового подхода к преподаванию знаний на эту тему: вместо абстрактного изучения территории стоит больше говорить о взаимосвязях и отношениях между разными точками земного шара. Поэтому, скорее всего, с развитием технологий на смену обычным статичным изображениям планеты придут интерактивные карты, показывающие не только кто и где находится, но и какой вклад вносит каждая страна в историю и повседневную жизнь человечества.

Дарья Варламова
23 июня 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты