Набор юного конструктора: как выиграть «Малую Нобелевку» по робототехнике

Ученик 11 класса московского лицея № 1502 при МЭИ и ГБПОУ «Воробьевы горы» Олег Зобов получил «Малую Нобелевку» по робототехнике — премию Grand Award на всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся Intel ISEF. «Учёба.ру» спросила у молодого инженера, с чего стоит начинать учиться робототехнике, планирует ли он связать свое будущее с российской наукой и не вытеснят ли роботы людей.
Дарья Варламова
15 июня 2016
Фото: «Сименс»
Олег Зобов,
ученик лицея № 1502, лауреат премии Grand Award
на всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся Intel ISEF

Где вы учились робототехнике?

Я нигде не учился робототехнике, это мой эмпирический опыт, который я получил при строительстве роботов для молодежных соревнований «Евробот». То есть, я не сидел за партой и не изучал теорию, а сразу пошел в кружок при Дворце пионеров, где можно было каким угодно способом мастерить роботов, и никто не помогал тебе в этом. Это помогло мне пойти по своему пути, который не был задан заранее. Первого робота я создал лет семь назад, и он состоял из куска фанеры и двух электродвигателей. С этим роботом я принял участие в соревнованиях, которые дали мне мотивацию заниматься этим дальше.

Если бы вы давали совет другим детям, с чего стоит начинать учиться робототехнике? Лучше сразу идти в практические кружки?

Надо участвовать в молодежных проектах по робототехнике, которые подразумевают широкое поле для творчества, где нет никаких рамок и ограничений, кроме габаритов и массы робота. Таких, как тот же «Евробот». А есть другие конкурсы, где людям не дают думать и растить в себе внутреннего конструктора, они только делают что-то по готовым инструкциям. В них участвовать бессмысленно, на мой взгляд.

Какие качества, на ваш взгляд, необходимы талантливому конструктору, какой склад мышления?

Это скорее задача родителей, поскольку стать хорошим инженером можно, только если эта мысль закладывается в человека в самом начале пути, в 6-10 лет. Также важна тусовка и соревнования. Когда начинаешь в 17-18 лет, вряд ли выйдет что-то толковое, если ты не очень целеустремленный человек. Мои родители подтолкнули меня участвовать в конкурсе. Но важно не препятствовать ребенку искать самостоятельные технические решения, чтобы он мог набить шишки и использовать этот опыт. Эта деятельность будет отличной подготовкой к той инженерной практике, которую студент позднее получит в институте, к моменту поступления он сможет работать с техникой на принципиально другом уровне и находить с ней общий язык.

Что вы думаете про методы обучения в современных школах? Сейчас у детей не очень развивают креативное мышление.

Для того, чтобы вырастить мыслящего человека, нужно много трудозатрат, и это комплексная задача. В первую очередь, это задача родителей, дошкольного образования и школ. Сегодня много делается для этого: создаются кружки, ЦТПО при институтах, Fablab’ы, куда школьник может прийти, и ему помогут выполнить проект. К примеру, своего робота я делал на базе «Эксперментариума» в нашем лицее № 1502, а 3D-принтер вырезал на лазерном «резаке» в ЦТПО МЭИ.

Думаю, в школьной системе образования можно кое-что изменить — пригласить учителей из среды творческой интеллигенции и предпринимательской элиты. И это принесет плоды. Государству также нужно поддерживать конкурсы для школьников. В конкурсах, проводимых за рубежом, поражает объем инвестиций, и невольно приходится провести параллель с российскими конкурсами, которые держатся только на энтузиазме организаторов. Мне кажется, надо активно поддерживать на всех уровнях такие конкурсы, как «Евробот» и Балтийский инженерный конкурс. Также государству надо больше поддерживать школьников персонально. В 2014 году премия Президента РФ по поддержке талантливой молодежи позволила мне купить комплектующие для моего нового 3D-принтера и робота, с которыми я участвовал в Intel ISEF.

Я не вижу смысла в роботах-компаньонах, это все придумка капиталистов

Расскажите подробнее про cвое изобретение?

Вначале у меня созрела необходимость построить свой 3D-принтер, и я это сделал, причем так, чтобы он стал доступным для школ, у которых нет своих принтеров или ЧПУ. А потом я решил разработать практическую модель, которая позволила бы школьникам приобретать знания по робототехнике. Это шестиосевой робот-манипулятор, грубая модель человеческой руки, у нее нет такого совершенного хвата, как у пальцев человека, но все же она на многое способна. Я сделал своего робота очень дешевым в производстве и легко модифицируемым, чтобы какой-нибудь школьник мог распечатать другую деталь, видоизменить конструкцию и посмотреть, как это влияет на функциональность. То есть, это позволяет заниматься творчеством на базе чего-то готового. Я разработал математическую модель, которая позволяет задавать в трехмерном пространстве координаты, в которые попадает рука. Дети могут экспериментировать, менять параметры и за счет этого получать разноплановые знания в области программирования, электроники, робототехники и т. д.

Каким вы вообще видите будущее робототехники? Появятся ли роботы в каждом доме?

Я не вижу смысла в роботах-компаньонах, вроде андроидов с зачатками интеллекта. Мне ближе промышленная робототехника, и мне кажется, что будущее индустрии — в том, что спектр выполняемых роботами операций будет расширяться, и робототехника придет в мелкие предприятия, заменяя человека в тех сферах деятельности, где требуется монотонный труд.

Фото: «Сименс»
А будут ли андроиды, как в «Бегущем по лезвию?»

До этого настолько далеко, что я никогда об этом не думал. Я видел единственную роботизированную кисть с пальцами, которая как-то сравнима по тонкости производимых операций с человеческой, и она стоила 100 тысяч долларов. Так что мне кажется, еще пару веков мы ни с чем таким не столкнемся.

По вашему впечатлению, насколько ваши ровесники в школе интересуются будущим, новыми технологиями?

Я встречаю на конкурсах ребят со схожими интересами, которые действительно что-то делают, ведь интересоваться и делать — это все-таки разные вещи. Рядом со мной кто-то двигается, толкается локтями на пути к достижениям, а на остальных я внимания не обращаю, честно говоря.

А надо как-то специально заинтересовывать молодежь?

Мне кажется, что те, кому даны способности в этой сфере и целеустремленность, — те уже что-то делают. А универсальных способов заинтересовать всех просто нет.

Что вы планируете делать дальше?

Поступать в вуз и дальше заниматься робототехникой. Я решил остаться в России — поскольку читал западные учебники и сделал вывод, что у нас и в Европе по-разному готовят инженеров. Мне кажется, будет сложно взаимодействовать с людьми, которые привыкли мыслить в другом ключе. Да, интересно общаться и обмениваться идеями, но работать с российскими специалистами будет плодотворнее.

Есть еще что-то кроме робототехники, что вас вдохновляет?

Робототехника включает в себя огромное количество одних только технических дисциплин: электронику, машиностроение, программирование. А ведь есть еще дизайн, управление продуктом, системный инжениринг. Эта область самодостаточна и многогранна, и здесь всегда найдется что-то, что будет меня вдохновлять.

Дарья Варламова
15 июня 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты