Выбор программы: дизайн среды и промышленная графика в МГУТУ

Как необходимость ездить на электричках может помочь абитуриенту и почему каллиграфия остается актуальной в век высоких технологий? Об этом рассказала «Учёбе.ру» студентка МГУТУ Валентина Капитонова.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
15 июня 2016
Валентина Капитонова,
Московский государственный университет технологий и управления,
Институт cоциально-гуманитарных технологий
Как ты выбирала вуз и факультет и почему остановилась на средовом дизайне в МГУТУ?

Факультет я, можно сказать, выбрала еще в детстве. Лет с пяти я вырезала из каталогов IKEA мебель и приклеивала ее в альбом, представляя, как обустраиваю какой-нибудь дом. Конечно, в процессе взросления начались метания, но занятия в кружках, увлечение искусством, архитектурой и программами 3D-моделирования все-таки сужали круг до профессий, связанных с градостроительством. Родственники настаивали на техническом вузе, но в 10 классе я все-таки решила выбрать дизайн среды и промышленный дизайн.

Определиться с вузом было сложнее, поскольку требовалось выбрать минимальное количество университетов. При поступлении на специальность «Дизайн» нужно пройти внутренние экзамены. В разных вузах могут быть разные экзамены, но в основном это рисунок. В итоге я выбрала три вуза, и очень большое влияние на мой выбор оказала процедура проведения экзамена и общение с преподавателями. Оригинал аттестата я подала в другой университет, но перед объявлением результатов о зачислении забрала документы оттуда только из-за атмосферы, царившей на факультете. Я не знаю, как это объяснить. Возможно, это была просто блажь или «тонкое ощущение мира творческих людей» дало о себе знать, но я не жалею о своем решении.

А что было не так с атмосферой?

Она была холодной, люди вели себя напыщенно. Чувство исключительности витало в воздухе: отстраненность преподавателей, высокомерие студентов, работающих в приемной комиссии, — все это угнетало. Возможно, я преувеличиваю, и подобная атмосфера есть в любом университете, но тогда меня это отпугнуло. Я не знаю, как обстоят дела на других факультетах, но когда я разговаривала с преподавателями МГУТУ с кафедры дизайна, мне понравилась их честность и открытость в разговоре, атмосфера кафедры была очень дружелюбной. Мне было там вполне уютно.

Как ты готовилась к поступлению?

Я много рисовала, и с 12 лет увлеклась изучением всевозможных программ, таких как Photoshop, Illustrator и пр. Но по стечению обстоятельств в художественную школу не ходила: в 13 лет меня туда уже не взяли из-за возраста. Так что, осознав, что я буду поступать туда, где потребуется рисунок, я начала «портить» килограммы бумаги ежедневно. В 10 классе я нашла курсы при институте ИБиД и весь 11 класс ездила туда. Нас обучали пропедевтике (вводное изучение формы, объемов, композиции и т. д.), колористике (изучение цвета), рисунку, живописи. Это был довольно интенсивный курс — четыре дня в неделю. Параллельно я продолжала рисовать и сама. Особенно помогала электричка: целый час в одну сторону с большим количеством моделей для рисунка: людей и пейзажей.

сейчас не работает стратегия «я выберу хороший вуз, чтобы он направил меня на хорошую работу». Каждый делает себя сам

Как проходили вступительные экзамены?

Вступительным экзаменом был рисунок. Нас распределяли по списку, в котором было указано, кто и во сколько должен был приходить. Каждый мог выбрать то, что будет рисовать, — композицию из фигур или гипсовую голову. Выдавали мольберт и лист А2. На работу у нас было четыре академических часа. Изначально некоторым абитуриентам не досталось удобного места возле любимого Сократа или Венеры, но тем не менее все было мирно. Преподаватели, следившие за всем экзаменом, подходили к нам и указывали на ошибки.

Какими были твои первые впечатления, когда ты начала учиться?

Не все было положительным: меня заботило большое количество непонятных предметов, которые приходилось изучать. У нас даже была православная психология. Это была самая странная дисциплина из всех, якобы «нужная для общего развития». Стоит отметить, что вел его вполне себе адекватный психолог, и какие-то вещи, которые он рассказывал, были достаточно интересными, хотя подробно рассказывать о них не хочется.

На кафедре мне по-прежнему нравилась атмосфера и преподаватели. И я была рада свободе. По большей части мы не сидим за партами, а рисуем, лепим, ходим по музеям; на лекциях всегда присутствует элемент дискуссии.

Какие основные предметы по специальности вы изучали и чем они полезны для будущего дизайнера?

Мы работали с графическими редакторами и с программами 3D-моделирования (наверное, не имеет смысла расписывать, насколько это важно для дизайнера-средовика). Также у нас есть история искусства и история дизайна. Это очень помогает в работах с проектами. Дизайнеру просто необходимо знать, что было до него, иначе он все время будет «изобретать велосипед». Конечно же, мы рисуем. Без этих навыков, знания перспективы, понимания пространства, чувства цвета было бы очень трудно. Компьютерные программы, конечно, упрощают работу, но по-прежнему в работе с ними не обойтись без навыков рисунка и живописи. А еще была книжная графика и каллиграфия.

Вы изучали эти предметы в рамках специальности?

Да, но я ведь параллельно обучаюсь еще и на специальности «Промышленная графика и реклама». Это еще один плюс нашей кафедры — возможность получения двух специальностей. В рамках программы мы и изучали все, что связано с книгами.

Как тебе удается совмещать две программы?

Нам специально подбирают расписание, чтобы было удобно, и пары не шли в одно и то же время. А в остальном все зависит от выносливости конкретного человека, потому что зачастую пары начинаются в девять часов утра и заканчиваются в девять часов вечера.

Разве каллиграфия актуальна в наше время, когда все пользуются компьютерами?

То, что каллиграфия неактуальна, — это заблуждение. Вы каждый день видите вывески магазинов и кафе. Кроме того, все шрифты, которых не так уж мало и которые пополняются каждый день, сначала делаются от руки.

Зачем же нужно так много шрифтов?

Вы можете себе представить, что «Instagram» и «McDonald's» было бы написано одним и тем же шрифтом? Конечно, нет. Каждый шрифт — это не просто буквы. Это графическое воплощение бренда, которое должно сочетаться с смыслом текста, его эмоциональной нагрузкой и окружением, будь то цвет или иллюстрации.

Есть ли люди, которые специализируются только на шрифтах, или их разрабатывают обычные дизайнеры?

Есть много разных ответвлений дизайна. Как в инженерии: один занимается дорогами, другой — машинами, третий рассчитывает нагрузку на балку в многоэтажных зданиях. Дизайнеры тоже все разные: кто-то занимается ландшафтом, кто-то — графикой, кто-то — книгами.

Какие перспективы есть у представителей твоей профессии в целом и выпускника твоего факультета в частности?

Выпускник факультета дизайна среды будет востребован во многих направлениях: ландшафтном дизайне, дизайне интерьера, мебельном производстве. Также дизайнер-средовик вполне может создавать фирменный стиль, логотипы.

Что до места работы, то это может быть как занятость в компании, так и фриланс. Но в любом случае, чем больше и качественнее ты работаешь, тем больше ты можешь заработать. Все зависит от конкретного студента, его умения и желания работать. Ты сам себя делаешь. Я думаю, сейчас не работает стратегия «я выберу хороший вуз, чтобы он направил меня на хорошую работу». Каждый делает себя сам, и успех будет зависеть от стараний. Университет — это лишь толчок: прежде всего студент должен заниматься самообразованием, иначе он будет никому не нужен. В дизайне — тем более. Работодатель будет смотреть на ваше портфолио, а не на диплом.

А ты сама уже работала где-то?

Да, я работаю как фрилансер — делаю единичные заказы, фирменный стиль в основном. Это визуальная составляющая компании: от логотипа и фирменного знака до визитки, баннера и сайта.

Как ты видишь свое профессиональное будущее?

В идеале, конечно, хочется стать достаточно авторитетным и известным дизайнером для того, чтобы получать интересные заказы, — например, проектирование интерьеров кафе и ресторанов, а, возможно, и более крупных объектов или мебели.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
15 июня 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты