Школа моей мечты: как меценаты меняют образование

Миллиардер, совладелец ГК «Русагро» Вадим Мошкович принял решение вложить $50 млн в строительство некоммерческой частной школы в России. Среди бизнесменов он далеко не первый меценат в сфере образования. «Учёба.ру» рассказывает о пяти школах, созданных по инициативе предпринимателей: в России, США, Армении, Гане и Нидерландах.
Дина Батий
20 мая 2016
1 комментарий

Многие олигархи жертвуют деньги на образование, однако мало кто решается на создание собственных школ и университетов. Некоторые из них вкладывают средства в проекты инновационных школ, чтобы обеспечить прогресс, другие стремятся повысить уровень жизни в неблагополучных районах, где родились сами, третьи хотят дать достойное образование своим детям, а четвертые — поделиться с подрастающим поколением знаниями и умениями, поскольку помнят, как тяжело им далась заветная строчка в рейтинге Forbes.

Школа «Летово»

 
Меценат
Вадим Мошкович
Страна
Россия
Сайт
letovo.ru

Фото: wikimedia.org

Владелец агрохолдинга Вадим Мошкович задумался об «идеальной школе» еще в 2006 году, когда занимался проектом «Город-солнце». Тогда он объездил ведущие мировые школы и сделал несколько выводов о качестве образования. Позже он поделился ими с изданием Forbes: «Первое: в лучших западных школах хранителем знания, как и чему учить, является школа, а не учитель. Второе: лучшие школы имеют свою устойчивую и уникальную позицию в общегосударственной системе образования. Третье: сильнейшая сторона таких школ — этика, ценности, умение их системно транслировать. Четвертое: навыки. Детям дают не только знания, но и учат пользоваться этими знаниями. И пятое: хорошая школа — это организация, которая постоянно себя совершенствует». Все эти принципы Мошкович теперь хочет воплотить в рамках проекта школы «Летово».

Поступить в это учебное заведение можно будет только с 7 класса: для этого ребятам предложат пройти специальные тесты. Учреждение рассчитано на 1012 талантливых школьников. Обучение будет финансировать за счет эндаумент-фонда, в который Мошкович уже вложил $50 млн. Занятия будут проходить на двух языках: русском и английском. Помимо здания школы в деревне Летово сейчас также строится кампус и квартирные дома для учителей по проекту голландских архитекторов из Atelier PRO. Открытие запланировано на 2018 год.

UWC Dilijan College

 
Меценат
Рубен Варданян
Страна
Армения
Сайт
dilijanschool.org

Фото: atelierpro.nl

После запуска школы «Сколково» руководитель компании «Тройка Диалог» занялся новым образовательным проектом, но уже не в России, а в Армении. Выбор пал на небольшой городок Дилижан, которому присвоен статус национального парка. В 2014 году в нем открылся новый колледж движения United World College. Система UWC нацелена на «обучение студентов из разных стран и их приобщение к совместной работе во имя мирного и стабильного будущего». Сейчас по всему миру работает 15 школ и колледжей, где подростки учатся в мультикультурной среде.

Кампус UWC в Дилижане построен по проекту лондонского архитектурного бюро. В колледж принимаются дети с 16 лет. Сейчас в нем учатся студенты из 64 стран, обучение проходит на английском. Утром все ходят на уроки (каждый выбирает по шесть предметов), а по вечерам работают над своими социальными проектами: это могут быть полезные для окружающей среды занятия или лекции для детей, которые живут в Дилижане, но не учатся в UWC. По словам Рубена Варданяна, «главный воспитательный момент здесь в том, что ты не только берешь то, что в тебя вкладывают, но и отдаешь, меняя окружающий мир». Новый набор учеников стартует в 2016 году, информацию о поступлении можно узнать на сайте.

Ashesi University

 
Меценат
Патрик Авуах
Страна
Гана
Сайт
ashesi.edu.gh

Фото: ashesi.edu.gh

Патрик Авуах, заработав миллионы в компании Microsoft, решил вернуться в родную Гану и построить в ней университет. Его целью было перенести американскую образовательную модель на африканскую почву. Принципиальную разницу двух систем он сформулировал так: «В США от наc не требовали, чтобы мы заучивали какие-то сведения, а потом воспроизводили их, как это было в Гане. У нас развивали критическое мышление. Нас учили все анализировать».

Колледж Ashesi University открылся в 2002 году. Сейчас он реализует четырехлетние программы бакалавриата по направлениям «Бизнес-управление», «Информатика», «Электротехника и электроника» и др. В 2012 году университет попал в список PwC как одна из самых престижных организаций в Гане. Сейчас лишь около 20% студентов университета — иностранцы.

Школы Стива Джобса

 
Меценат
Морис де Хонд
Страна
Нидерланды
Сайт
stevejobsschool.world

Фото: http://stevejobsschool.nl/

Голландский бизнесмен и общественный деятель Морис де Хонд решил опробовать в родной стране новый формат обучения, когда дети сами находят необходимые знания. В 2013 году он открыл семь «Школ Стива Джобса» в разных городах страны. Каждому ученику выдается iPad, и это определяет всю систему обучения. Вместо классов в этих школах — группы разновозрастных детей (25 человек, максимальная разница — четыре года), вместо постоянных учителей — наставники и специалисты, а вместо уроков — собрания, задания от наставников и самостоятельная работа.

Цель подобной системы — научить детей работать как сообща, так и по отдельности, а также развить у них навыки поиска и обработки информации. В процессе занятий ребята узнают, как правильно искать, отбирать и применять найденные сведения. Некоторые критикуют эти школы из-за того, что они построены вокруг одного бренда, однако Морис де Хонд уверен, что знаменитый планшет является оптимальным инструментом обучения: «Дети выполняют много упражнений по математике и иностранному языку с помощью адаптивных программ, и им не требуется внимание педагога. Они могут учиться в собственном ритме: медленно или быстро».

Barksdale Reading Institute

 
Меценат
Джим Барксдейл
Страна
США
Сайт
msreads.org

Фото: facebook.com/BarksdaleReading

Джим Барксдейл, создатель и глава Equity Investment Corporation, в конце 90-х задумался о качестве американского образования. Проведя собственное исследование, он пришел к выводу, что каждому ребенку для достижения в будущем успеха нужно усовершенствовать определенный навык — чтение. В 2000 году Барксдейл открыл Институт чтения, главная цель которого — научить детей вдумчиво читать и писать, ведь эти качества незаменимы в информационную эпоху.

Сам институт рассчитан на учителей. В нем реализуются две программы: одна помогает педагогам совершенствоваться в качестве литературных гидов, другая знакомит их с разными методиками и индивидуальнымы подходами к ученикам. Манифест учебного заведения можно найти на его сайте: «Чтобы развить у наших детей навыки чтения, которые необходимы им для успеха в учебе, карьере и в области гражданской ответственности, нам нужны сильные, грамотные лидеры в общественных школах и творческие, преданные своему делу учителя в классах».

Дина Батий
20 мая 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты