Выбор программы: PR-менеджмент в ИНЖЭКОН

В каких компаниях стажируются «студенты-пиарщики», почему PR учит ценить людей и что входит в обязанности специалиста из этой сферы? Об этом рассказала Мария Соловьева, выпускница ИНЖЭКОН, который сейчас является частью СПбГЭУ.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
17 мая 2016
Мария Соловьева,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
гуманитарный факультет
Почему ты решила поступить на гуманитарный факультет ИНЖЭКОН?

Я — прирожденный гуманитарий: с детства увлекаюсь иностранными языками, искусством и музыкой, поэтому после окончания школы мне очень хотелось связать свою жизнь с английским или гуманитарными науками. В какой-то конкретной профессии я себя тогда, в 17 лет, еще не видела, но решила поступать только в гуманитарные вузы или на гуманитарные специальности.

ИНЖЭКОН был одним из нескольких вузов, которые я рассматривала для поступления, наряду с Гуманитарным университетом профсоюзов, СПбГУ и прочими. Я знала о том, что ИНЖЭКОН — один из лучших экономических вузов страны, университет с богатой историей, выпустивший большое количество знаменитых и успешных людей современности. Репутация у вуза была прекрасная, и я решила разузнать о поступлении подробнее. Придя на день открытых дверей гуманитарного факультете ИНЖЭКОН, я буквально влюбилась в атмосферу, которая царила в аудиториях, коридорах корпуса на Красноармейской. Нас, абитуриентов, очень тепло приняли, организовали интересную презентацию факультета, кафедр и специальностей; пригласили студентов, чтобы они рассказали нам о том, чем живет факультет и университет во внеучебное время. На той встрече я впервые узнала о том, что есть такая специальность, как PR-менеджмент, что с 2002 года ИНЖЭКОН готовит таких специалистов на базе гуманитарного факультета. Меня эта профессия заинтересовала, и я решила поступать на PR.

Как ты готовилась к поступлению?

В конце 11 класса я сдавала пять выпускных экзаменов: по русскому, математике, обществознанию, английскому и литературе (реферат). В течение всего года я дополнительно занималась по каждому из этих предметов с репетитором. Самым сложным из всех для меня был экзамен по английскому языку, так как в тот год выпускники впервые сдавали ЕГЭ по иностранному, и мы были первопроходцами. Однако все прошло отлично.

Как проходило поступление в ИНЖЭКОН?

Вступительные испытания в ИНЖЭКОН состояли из письменного экзамена по обществознанию, также засчитывались результаты ЕГЭ по русскому языку, иностранному языку и обществознанию. Никаких особых трудностей во время сдачи университетского экзамена я не испытала, баллы по ЕГЭ у меня были очень хорошими, так что месяц спустя я оказалась в списке зачисленных на гуманитарный факультет ИНЖЭКОН, на специальность «PR-специалист».

Какое впечатление на тебя произвел вуз в начале обучения?

ИНЖЭКОН сразу же стал для меня родным и уютным местом, где я нашла множество друзей и единомышленников, которые по сей день остаются рядом со мной. Самым ярким первым впечатлением от университета стал грандиозный праздник 1 сентября, который традиционно проводился в СКК «Петербургский», с яркой торжественной частью посвящения первокурсников и шоу Сергея Лазарева, который был приглашен специально для того, чтобы поздравить всех студентов и преподавателей вуза. Затем начались учебные будни, но они не были тягостными или сложными: с первого дня каждого из нас захватила эйфория нового жизненного этапа и жизни в Петербурге, поскольку многие, в том числе и я, приехали сюда учиться из других городов.

Все, что необходимо студенту, ИНЖЭКОН давал, а дальше оставалось только это взять и развиваться

Как преимущества и недостатки обучения ты можешь выделить?

Главный плюс в обучении в ИНЖЭКОН — высокий профессионализм преподавателей, их увлеченность тем, чем они занимаются, и невероятная отдача, которую получает каждый студент. Вне зависимости от предмета, каждый преподаватель старался передать нам максимальное количество знаний и навыков, учил нас думать, анализировать, размышлять, делать собственные выводы, увлекал материалом, собственным опытом, яркими примерами из своей практики. Было достаточно легко найти общий язык практически с любым из преподавателей, нас поддерживали и старались сделать из нас настоящих профессионалов своего дела. Остальное же зависело от наших усилий, стремлений и желаний. Все, что необходимо студенту, ИНЖЭКОН давал, а дальше оставалось только это взять и развиваться, учиться и набираться опыта.

Конечно, как и в любом деле, в обучении были и свои минусы, но все они касались учебной программы, в которой иногда теория преобладала над практикой: нам не хватало практических знаний. Но в то же время, ИНЖЭКОН, благодаря своим связям со многими «крутыми» работодателями, всегда шел навстречу студентам, желающим стажироваться в крупных и известных компаниях, учиться у действующих PR-специалистов, делать свои первые шаги в «пиаре», нарабатывать связи. Многие двери для нас были открыты именно благодаря университету, его статусу и известности в профессиональной среде.

В каких же компаниях стажировались студенты во время обучения?

SPN Communications, Global Point Family, пивоваренная компания «Балтика», компания Fazer, киностудия «Панорама», Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург, агентство BC Commucations, Bird Art, Aurora Fashion Week Russia, кинофестиваль «Окно в Европу» (г. Выборг). Было очень много других проектов, но все не припомню.

Какие предметы в вашей учебной программе были основными?

Костяк программы составляли гуманитарные и узкоспециальные предметы. К общегуманитарным относились такие дисциплины, как основы русского языка и речи, философия, культурология, стилистика, история, история мирового искусства и литературы. Профессиональных дисциплин, которые нам преподавались, было довольно много: теории и практика связей с общественностью, теории и практика медиаиндустрии, история зарубежной журналистики, основы политтехнологий, история отечественной журналистики, основы рекламы и др. Не было предмета, который был бы лишним в учебной программе: просто это стало понятно спустя какое-то время, когда мы начали работать, и многие навыки, которые в студенческие годы казались ненужными, оказываются полезными.

Все практические занятия проходили в формате семинаров, на которых мы готовили тематические презентации (индивидуально и в группах), защищали проекты, устраивали дискуссии на острые общественно-политические темы, писали эссе, рецензии, PR- и журналистские тексты, проводили исследования, читали художественные тексты, анализировали произведения искусства, знакомились с практикой работы PR-специалиста. Но, как мне кажется, практики не бывает много и часто ее не хватало, хотелось больше реальных примеров, кейсов. Хотелось еще глубже погрузиться в профессию.

При большом желании практику мы могли найти и находили за стенами университета, в том числе благодаря помощи преподавателей. Научными проектами я не занималась: честно говоря, не было к этому особой тяги, но многие из моих сокурсников участвовали в конкурсах на гранты, проводили большие исследования, писали научные работы. В этом направлении ИНЖЭКОН также давал студентам много возможностей.

Какие предметы были твоими любимыми?

История мировой литературы и искусства (привет гуманитариям!), а также все предметы, которые касались медиаиндустрии и журналистики.

Были ли у тебя любимые преподаватели?

Самыми «звездными» для меня были и остаются несколько преподавателей нашей кафедры: Надежда Полякова, которая была моим научным руководителем, Александр Марков, Ольга Молчанова и Александр Малькевич. Эти невероятно талантливые люди поддерживали меня во время учебы и в трудные моменты, делились знаниями и жизненной мудростью.

Что из себя представляли твои однокурсники?

Об однокурсниках я могу рассказывать долго, но, несмотря на то, что самыми преданными и любимыми друзьями стали единицы, я помню каждого из почти ста с лишним человек на нашем потоке, и про каждого могу сказать, что это яркие, интересные, разносторонние личности, полные жизненной энергии, — настоящие «пиарщики». После окончания университета жизнь у всех складывается по-разному, но я до сих пор со многими поддерживаю связь, знаю, что ребята работают по специальности, развиваются, открывают собственный бизнес, реализуют себя в личной и семейной жизни, — в общем, живут на полную катушку.

Какие перспективы есть у «пиарщиков» сегодня?

PR позволяет работать в самых разных областях, от коммерции до благотворительности, от малого бизнеса до крупных корпораций. В этой профессии есть много возможностей и много интересной работы, она расширяет границы, учит ценить людей и общаться с ними, открывает двери в различные сферы жизни.

Успешный «пиарщик» — это бесстрашный «пиарщик», у которого много самых разных знакомых. Связи — это невероятно ценный капитал в наше время, а для PR-специалиста — это один из показателей успеха и источник профессиональных возможностей. Любое знакомство ценно, любой человек может быть интересен и полезен. Это то, чему я научилась и в университете и чему затем получила подтверждение в процессе работы.

Чем ты занимаешься сейчас?

Я работаю в event-сфере, а до этого успела попробовать себя в области телекоммуникаций, ресторанном бизнесе и в сфере кинопроката. Я все еще в поиске своей сферы. В будущем хотелось бы открыть собственное дело, но пока я стараюсь максимально использовать все возможности, что дает мне жизнь, и набираться опыта.

Ты работала во время обучения?

Да, в пресс-службе Дирекции по строительству КАД. Впервые познакомилась с внутренней работой отдела по взаимодействию со СМИ в такой крупной и серьезной организации, было интересно. Также по собственной инициативе я два года работала помощником PR-менеджера агентства «В центре событий». Работа не оплачивалась: было больше похоже на стажировку. Мы проводили городские благотворительные мероприятия: в частности, совместно с организацией «Ночлежка» работали над большим благотворительным концертом. Именно на этой стажировке я научилась общаться с журналистами. Я делала свои первые «холодные» звонки (для расширения базы компании — прим. ред.) в редакции крупных городских газет, журналов, телеканалов, училась писать пресс-релизы и пост-релизы, составляла пресс-киты, сметы мероприятий, работала с различными подрядчиками, проводила мониторинг СМИ, составляла отчеты и т. д. Этот опыт оказался самым ценным, поскольку это были мои первые шаги в профессии.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
17 мая 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты