Выбор программы: водные биоресурсы и аквакультура в СПбГАВМ

Чем занимаются «рыбьи доктора», зачем студентов заставляют смотреть на лошадь и представлять рыбу и почему аквариумисты сейчас так востребованы? Об этом рассказала студентка СПбГАВМ Анастасия Рязанцева.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
19 апреля 2016
Анастасия Рязанцева,
Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины,
факультет водных биоресурсов и аквакультуры
Как ты выбирала будущий вуз и факультет?

Я училась в школе с «сильной» биологией и химией, и вопросов при выборе вуза у меня не было. С детства я увлекалась животными, участвовала в биологических олимпиадах. Звучит, наверное, банально, но я очень любила их и хотела, чтобы моя профессия была связана именно с ними. Я себя больше никем не видела. Было решено (еще, наверное, в 9 классе) поступать в ветеринарную академию, и решения своего я уже не меняла: подала документы только туда. Оставалось определиться с факультетом. Помимо основного ветеринарного, в СПбГАВМ есть факультеты биоэкологии, ветеринарно-санитарной экспертизы и аквакультуры и биоресурсов (ВБРиА). Тут-то я и изменила своей мечте стать ветеринаром и пошла на факультет с большим биологическим уклоном — на ВБРиА. О своем выборе я ни капельки не жалею. Факультет оказался маленьким и уютным, а предметы — очень интересными и в меру сложными.

Что заставило тебя изменить решение?

Заманчивая перспектива освоить что-то новое, наверное. С рыбами я никогда не была знакома близко, а основные предметы этого факультета как раз связаны с ними. Кроме того, профессия «рыбовод/ихтиолог» — довольно редкая сейчас. Ее представители заниматься очень разными вещами. В этот спектр входит вся техника — как для аквариумов, так и для рыборазводных предприятий, — аквариумистика, осуществление процессов вылова и воспроизводства рыбы. Можно освоить также паразитологию и болезни рыб. Каждый год в мире открывают новые виды, а ихтиологи помогают в их описании и определении. Также это работа с кормами и, возможно, составление новых комбикормов для рыб на предприятиях.

я решила, что водным обитателям так же, как и всем остальным, нужны врачи, нужны специалисты, которые бы в них разбирались. И теперь при новом знакомстве я представляюсь так: «Меня зовут Настя, и я — рыбий доктор»

Не тяжело было отказаться от работы с животными ради изучения чего-то нового?

Тяжело, даже очень. Родители и близкие не ожидали от меня такого хода. Но я тогда решила для себя, что водным обитателям так же, как и всем остальным, нужны врачи, нужны специалисты, которые бы в них разбирались. И теперь при новом знакомстве я представляюсь так: «Меня зовут Настя, и я — рыбий доктор».

Как ты готовилась к поступлению?

Если вы имеете в виду репетиторов, то у меня их не было. Биологию и русский язык нам очень хорошо давали в школе, задания по математике я решала сама и с друзьями. Так и готовилась. Листала варианты с ФИПИ, решала прошлогодние задания ЕГЭ. В результате я получила 77 баллов по биологии, 72 — по русскому языку и 40 — по математике (в сумме получается 189). К поступлению готовилась, скорее, морально, ведь мне предстояло сменить коллектив и поменять распорядок дня.

При поступлении учитывались результаты ЕГЭ по математике?

Да, и как раз это пугало и радовало одновременно. Для поступления во все медицинские и биологические вузы, если я не ошибаюсь, нужны были ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. И только СПбГАВМ вместо химии выбрал математику. Но меня это обрадовало: я знала математику не очень хорошо, но хуже нее мне давалась только химия.

На что бы ты посоветовала абитуриентам делать акцент в подготовке, исходя из своего опыта?

На правильное оформление бланка ЕГЭ и на внимательное чтение вопросов. Всё остальное — это те знания, которые мы получаем в школе. Я считаю, что и без репетиторов можно прекрасно подготовиться. Репетиторы, скорее, нужны тем, кто по какой-то причине пропустил важные темы в школе. В такой подготовке, как у меня, есть свои плюсы: ты сам «впихиваешь» в себя знания, сам разбираешься и сам решаешь, когда и за какой предмет тебе взяться.

Какие у тебя были первые впечатления, когда ты поступила и начала учиться?

Впечатления от знакомств с одногруппниками, преподавателями и местными обитателями были положительными. Представьте: сидите вы в аудитории, дверь медленно открывается, и с невозмутимым видом на занятие заходит козел или кошка. Или ты выходишь во двор после пары, а там барашки травку щиплют. Среди животных, живущих в вузе, есть коровы, козы, барашки, несколько куриц с петухом, несколько аквариумов и лабораторные крысы. Все эти животные — как наглядные пособия для ветеринаров. Ребята также помогают в уходе за ними: у них есть система дежурств. А вот изучаемые предметы меня особенно не впечатлили сначала: почти все они, кроме латыни, были школьными.

Для чего ихтиологу нужна латынь?

Латынь — обязательный предмет во всех биологических и медицинских вузах. У нас, как и у всех, изучается анатомия рыб (есть масса анатомических терминов на латыни) и зоология (там вообще всё на латыни — классификации, названия видов). Кроме того, латынь — это, можно сказать, международный медико-биологический язык.

А у вас есть практические занятия с морскими животными?

К сожалению, у нас с учебными макетами в принципе напряженка. Единственные занятия, где мы контактируем с рыбами — пары по ихтиологии. Там мы вскрываем их и смотрим внутренние органы. В основном, мы работаем с сельдевыми, осетровыми и миногами: стараемся вскрывать рыбу, которую можно найти в магазинах, поскольку она нам доступна. В остальном остается довольствоваться старыми плакатами и воображением. Ветеринарам в этом плане намного легче. У них есть живые животные, чучела, скелеты, препараты в формалине и множество плакатов. Для чучел отведена целая аудитория — большой кабинет, полностью набитый скелетами лошадей, собак, котов, анатомическими рисунками и макетами.

Какие плюсы обучения ты можешь выделить?

Плюсы обучения на моем факультете — это, в первую очередь, стабильное расписание и возможность договориться с учебной частью об изменениях в нем при условии, что такая возможность есть. Преподаватели относятся к нам немного иначе, чем к студентам основного факультета. Одни стараются нас не слишком нагружать, давая только самый основной материал, аргументируя это тем, что программа для ВБРиА еще сырая, и во многом материал для нас взят из программы ветеринаров. Другие, наоборот, относятся к нам требовательнее, говоря, что наш факультет маленький и, чем больше с него выйдет специалистов, тем лучше (правда, я не могу понять — плюс это или минус). Еще одним плюсом является наша библиотека, в которой есть много старых и нужных для рефератов и курсовых работ книг. Учебники у нас, напротив, все новые, так как сам факультет был основан сравнительно недавно. Это, наверное, самый главный плюс — учебной литературы у нас очень много.

А что ты можешь сказать о минусах?

Минусы, как я говорила выше — это то, что по некоторым предметам у нас нет собственной программы, и приходится что-то выдумывать. Эту ситуацию можно описать фразой одного нашего преподавателя: «Посмотрите на эту лошадь и представьте рыбу». Второй минус — борьба за аудитории. Так как мы в меньшинстве, нас обычно отправляют туда, где не занято ветеринарами.

Какие предметы по специальности вы изучаете и чем именно они полезны для будущего ихтиолога?

Биологические основы рыбоводства — занятия, на которых нам рассказывают о том, как рыба из реки доходит до магазинов. Методы исследований — тоже интересный профильный предмет: он посвящен тому, как, чем и почему ловят ту или иную рыбу. Ихтиология, гидробиология, кормление рыб — очень интересные предметы, посвященные природе рыб и их среды обитания. Мы только начали изучать кормление рыб этой зимой, и пока нам рассказывают о том, как и чем нужно кормить разные виды. Но в перспективе — изучение составов кормов и способы их приготовления. Все эти дисциплины будут полезны в будущем: главное — понять их, а это не так просто.

А как рыба из реки доходит до магазинов?

Это очень сложный процесс: не зря ему отведен отдельный предмет. Если говорить вкратце, то рыб вылавливают, забирают икру, инкубируют ее, растят сначала личинок, а потом мальков, меняют питание, делают условия лучше, чтобы рыбки набирали в массе, и затем, спустя какое-то время (для разных видов — по-разному), рыбы попадают на прилавки магазинов.

Какие предметы ты можешь назвать своими любимыми и почему?

Мне нравится физиология — предмет о процессах в организме рыб. Он нравится мне тем, что практически на каждом занятии мы проводим лабораторные работы. Считаем количество эритроцитов и лейкоцитов в крови, смотрим проницаемость мембраны, определяем скорость оседания эритроцитов. Это очень увлекательно, когда ты не только слушаешь о том, как это делается, но и можешь провести такой же опыт своими руками. Мне было интересно узнать, как делаются анализы крови на СОЭ (скорость оседания эритроцитов), например: оказывается, что это не так сложно, как я себе представляла. Этот предмет объясняет процессы довольно простыми словами и очень доходчиво: сразу понимаешь, что к чему.

Кстати, у вас уже была учебная практика?

Была, на 1 курсе. Но мы тогда убирали институт. Надеюсь, производственная практика этим летом будет более полезной. На практику мы устраиваемся сами: ищем предприятие, ветеринарную клинику или зоомагазин и договариваемся с ними. Иногородние могут пройти практику в родном городе. Так как я из Питера, практику пройду в Ленинградском зоопарке.

Расскажи, пожалуйста, о преподавателях.

У нас работают разные преподаватели. Многие заканчивали нашу академию, почти все имеют учёную степень. С некоторыми очень приятно общаться, поэтому каждый раз ты с радостью идешь к ним на пару. Такие педагоги обычно ведут занятия увлекательно, и материал усваивается мгновенно. С другими лучше держаться официально: не опаздывать, лишних вопросов не задавать, на перерывах не отвлекать. Эти педагоги ведут предмет строго по плану, без лирических отступлений, а, если у вас возникли вопросы, то методичка вам в помощь. И всё же основная часть преподавателей заинтересована в том, чтобы мы получили хорошее образование. Они дают нам дополнительную литературу, советуют фильмы, водят на экскурсии и конференции, а иногда просто устраивают чаепития с приятными разговорами.

А как бы ты охарактеризовала своих однокурсников?

Хорошие ребята, веселые и компанейские. Многие из них в дальнейшем планируют работать по профессии. Некоторым удается совмещать работу с учёбой. Иногда мы встречаемся и вне стен академии, ездим за город, отдыхаем и общаемся. С ними весело.

Какие перспективы есть у ихтиологов в целом и выпускника твоего факультета и вуза в частности?

Преподаватели говорят, что наша главная задача — поддержание и улучшение рыбоводческого промысла в России. Предприятия нуждаются в молодых специалистах, а специалисты нуждаются в опыте. Хотя лично мне более перспективным кажется направление аквариумистики. Много людей сейчас заводят дома аквариумы, существуют фирмы по продаже рыбок, по обеспечению ландшафта аквариума и его чистоты. На здоровье рыб влияет множество факторов, и только подготовленный человек обеспечит им комфортные условия существования. Пока мне, впрочем, все перспективы кажутся туманными, но надеюсь, что на старших курсах всё станет куда понятнее.

А что делает специалист по аквариумистике?

Консультирует людей по всем вопросам, связанным с аквариумными рыбами: какие виды с какими уживаются, какие растения им подходят в аквариуме, а какие — нет. Кроме того, он выбирает подходящий грунт, литраж аквариума, подбирает корм, оборудование. Такие специалисты работают в частных фирмах по обслуживанию декоративных аквариумов, например. Скажем, в офисе человек установил аквариум и нанимает специалиста, который стабильно в определенный промежуток времени приезжает и чистит аквариум, меняет воду, осматривает рыб на наличие заболеваний.

В таких фирмах работают и аквариумисты-дизайнеры. Эти люди подбирают и создают дизайн аквариума, опираясь на природное место обитания рыбок или на предпочтения заказчика. Помимо частных фирм, в аквариумистах нуждаются зоопарки и океанариумы. Но, честно говоря, я сама пока не знаю, кем хочу работать в будущем. Меня одинаково привлекает и профессия рыбовода, и профессия аквариумиста. Хотелось бы попробовать себя и в той, и в другой деятельности, а там видно будет, ведь всё еще может поменяться.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
19 апреля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты