Где учились известные поэты: секреты образования классиков

21 марта отмечается Всемирный день поэзии, учрежденный ЮНЕСКО. По этому поводу в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России пройдут коллективные чтения стихов и другие тематические мероприятия, а одним из главных событий вечера станет вручение в столице национальных премий «Поэт года» и «Писатель года». В честь праздника «Учёба.ру» собрала интересные истории об образовании великих поэтов.
Катя Убодоева
21 марта 2016

Михаил Ломоносов: постоянная учёба

 
Где учился:
Славяно-греко-латинская академия, Киево-могилянская академия, СПбГУ, Марбургский университет
Особенности образования:
изучал как гуманитарные, так и естественные науки, получил всестороннее образование в России и за рубежом

Михаил Ломоносов (1711-1765 гг.) — один из немногих людей, по-настоящему успешных сразу в нескольких областях. Он был не только талантливым ученым-естествоиспытателем, но и прекрасным поэтом, ярким представителем русского классицизма.

Путь Ломоносова к знаниям и наукам был непростым. Выходец из зажиточной крестьянской семьи, он добивался всего сам и хотел узнать как можно больше об окружающем мире. Сначала Ломоносов обучался азам грамоты у дьякона приходской церкви, после поступил в Славяно-греко-латинскую академию, выдавая себя за представителя дворянского сословия. Здесь он освоил латинский и греческий языки, познакомился с древнерусской литературой и ораторским искусством. Затем Ломоносов некоторое время учится в Киеве, «прилежно перечитывая летописи и творения святых отцов» (из книги «Жизнь и труды Ломоносова» Николая Любимова).

Затем в числе лучших учеников академии переехал в Петербург, где опять показал себя с наилучшей стороны. Вместе с двумя другими студентами Ломоносова отправили на три года в Марбургский университет, где они посещали лекции Юстина-Геграрда Дузинга по теоретической химии и присутствовали на выступлениях знаменитого философа Христиана Вольфа, занимавшегося механикой, теоретической и экспериментальной физикой, метафизикой (философией) и логикой. Кроме того, в Германии Ломоносов обучался французскому, танцам, рисованию и фехтованию, а также читал рекомендованную Вольфом литературу.

После Марбурга Ломоносов порядка двух лет провел в разъездах по Европе. Известно, что некоторое время он осваивал минералогию и металлургию под руководством немецкого химика Иоганна Генкеля во Фрайбурге, а в Голландии обратил внимание на добычу торфа, о чем пишет в своей работе «О слоях земных» (1763 г.).

В 1741 году Ломоносов после ряда попыток уехать из Европы наконец-то вернулся в Россию, где продолжил активные занятия наукой и литературой. Он стал профессором Петербургской академии наук, создал первую в стране химическую лабораторию, выступил с инициативой открытия Московского университета (будущий МГУ). В конце жизни Ломоносова избрали почетным членом Стокгольмской и Болонской академии наук, а его труды можно было прочитать на шести языках, в том числе на французском, немецком, итальянском и шведском.


Фридрих Шиллер: наука и поэзия

 
Где учился:
латинская школа, Высшая школа Карла Святого
Особенности образования:
выходец из небогатой бюргерской семьи, Шиллер учился на юридическом и медицинском факультетах, что, однако, не помешало ему стать одним из известнейших поэтов эпохи романтизма

Фридрих Шиллер (1759-1805 гг.), крупнейший немецкий поэт XIX века, воспитывался в бедной религиозной семье. Его отец был фельдшером, а мать — дочерью пекаря. С детства Фридрих хотел стать священником. Среднее образование он получил в местной латинской школе. Наибольший интерес у Шиллера вызывала литература: мальчик любил читать труды Овидия, Вергилия и Горация.

В 1773 году Фридрих начал изучать право в Высшей школе Карла Святого, несмотря на то, что хотел заниматься другими вещами. Из-за этого поэт был одним из последних в классе по успеваемости. Спустя три года Шиллер решил перевестись на медицинский факультет, где начал заниматься с большим рвением и написал несколько научных работ. Тем не менее, диссертация Фридриха не получила одобрения у руководства университета: его представители нашли ее слишком смелой. После окончания вуза Шиллер начал работать врачом и совершенствоваться как поэт.

Несмотря на успех драматических произведений Шиллера, науку он не бросал. После выхода в свет его «Истории отпадения Нидерландов» Фридрих приобрел статус перспективного исследователя истории. С помощью друзей он получил место профессора в Йенском университете. Лекции Шиллера пользовались огромным успехом, зал часто был переполнен. Тем не менее, спустя три года поэт прекратил преподавание из-за мучительных приступов туберкулеза.


Александр Пушкин: вечный лицейский союз

 
Где учился:
Царскосельский лицей
Особенности образования:
учился в закрытой школе-пансионе для представителей высшего сословия, где образование не уступало университетскому

Александр Пушкин (1799-1837 гг.), великий поэт и писатель, сначала получал уроки на дому у репетиторов, а затем продолжил занятия в Царскосельском лицее — престижном учебном заведении для детей в возрасте 10-14 лет. Образование в лицее имело гуманитарно-юридическую направленность, лицеисты изучали этику, логику, историю России, чистописание, а также три языка, помимо русского — латынь, французский и немецкий. Пушкин стал одним из первых 30 учеников лицея, наряду с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Александром Корниловым, Вильгельмом Кюхельбекером и другими молодыми людьми, ставшими впоследствии его близкими друзьями.

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и беседе, при беспрестанном трении умов, при совершенном отсечении от нас всякого внешнего рассеяния», — вспоминал впоследствии один из лицеистов Модест Корф. Кроме чтения, воспитанники лицея нередко занимались творчеством. Так, один из преподавателей, профессор российской и латинской словесности Николай Кошанский, считал основой литературного образования умение писать и сочинять: на его уроках гимназисты, к примеру, должны были в стихах описывать розу.

Лицейское образование приравнивалось к университетскому, так что выпускники могли стать чиновниками высшего ранга. После окончания обучения они не прекращали общаться друг с другом и продолжали чтить традиции своей альма-матер. Особенно важной датой считалось 19 октября, «Лицея день заветный», — дата открытия школы. Ей Пушкин посвятил одно из своих стихотворений, где были знаменитые строчки «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».


Джордж Гордон Байрон: кембриджский нарушитель порядка

 
Где учился:
частная школа доктора Глени, публичная школа Хэрроу, Тринити-колледж Кембриджского университета
Особенности образования:
как и большинство выходцев из дворянской среды, получил престижное образование в элитных школах и ведущем вузе страны, но не отличался любовью к учёбе

Несмотря на то, что лорд Байрон (1788-1824 гг.) родился в дворянской семье без огромного состояния, образование он получил соответствующее людям его круга. Будущий поэт не отличался особенной тягой к знаниям. Учебникам он предпочитал чтение художественной литературы, которым занимался в основном по ночам. Байрон сменил две школы — частную, доктора Глени, и публичную Хэрроу, одну из старейших и престижнейших в Великобритании, наряду с Итоном. Директор Хэрроу вспоминал, что Байрона ему рекомендовали как «мальчика плохо подготовленного, но довольно смышленного» (из книги «Джордж Байрон. Его жизнь и литературная деятельность» Николая Александрова). В этом месте юный лорд продолжил много читать — во время еды, в постели, по выходным. Ровесники и преподаватели Байрона удивлялись широте его познаний, однако к учёбе Джордж особой страсти по-прежнему не испытывал.

В Тринити-колледже Кембриджского университета Байрон изучал гуманитарные науки. И, как и раньше предпочитая приходить на занятия только для того, чтобы пообщаться с друзьями. В Кембридже в его распоряжении были комфортные меблированные комнаты и собственный лакей, а со временем Байрон завел и ручного медведя, что повергло в ужас администрацию. У поэта были и другие странные привычки, к примеру, он нередко мылся в университетском фонтане, из-за чего за ним закрепилась слава нарушителя общественного порядка.

В 1808 году Байрон окончил университет, несмотря на то, что изучил лишь треть необходимых предметов и редко приходил на лекции. Получить диплом поэту помогло его высокое положение. Тем не менее, нельзя сказать, что время, проведенное в университете, никак не повлияло на Байрона. Именно здесь поэт завел лучших друзей — Джона Хобхауса, Чарльза Скиннера Мэтьюса и Джона Эдлестона.


Уолт Уитмен: работа вместо университета

 
Где учился:
бруклинская школа
Особенности образования:
у Уитмена было только среднее образование, свои «университеты» он прошел на многочисленных работах

Величайший американский поэт XIX века Уолт Уитмен (1819-1892 гг.), который считается новатором в области стихосложения и «певцом мировой демократии», не получил высшего образования. Он родился в небогатой семье фермеров на острове Лонг-Айленд, неподалеку от Бруклина. У Уитмена было восемь братьев и сестер. Маленький Уолт посещал местную школу, но из-за бедственного положения родителей вынужденно прекратил обучение. В дальнейшем будущий поэт очень много работал — посыльным, наборщиком-укладчиком, учителем, журналистом. В конце концов Уитмен приобрел некоторую известность: его статьи начали публиковаться в популярных изданиях. Поэтом Уолт стал очень поздно. До конца своих дней он не прекращал работать над собой, читая работы признанных классиков — Уильяма Шекспира, Черльза Диккенса, Жорж Санд и других.


Анна Ахматова: три гимназии и высшие курсы

 
Где училась:
Мариинская женская гимназия, Царскосельская гимназия, Киевская Фундуклеевская гимназия, Киевские высшие женские курсы, Высшие женские историко-литературные курсы Н. П. Раева
Особенности образования:
Ахматова достаточно долго искала себя, постоянно меняя места учёбы. В итоге она остановилась на литературе

Анна Ахматова (1889-1966 гг.) родилась в дворянской семье. В детстве она сменила несколько гимназий, и некоторые из них сейчас названы в ее честь. Дольше всего Ахматова посещала занятия в Мариинской гимназии в Царском селе: она училась здесь с 4 по 7 класс. Впрочем, особого рвения в учёбе Ахматова не демонстрировала. Она редко проявляла инициативу на уроках и не стремилась получать хорошие оценки, предпочитая учёбе сочинение стихов.

Тем не менее, в Киевской Фундуклеевской гимназии, где поэтесса училась в выпускных классах, всё изменилось. Известно, что Ахматова усердно готовилась к поступлению в эту школу: попасть туда было достаточно нелегко. По воспоминаниям поэтессы, она чудом сдала экзамены. В Киеве Ахматова поражала одноклассниц и учителей своими знаниями в области литературы. Будущая поэтесса закончила Фундуклеевскую гимназию с четверками и пятерками в табеле, в том числе по физике и математике.

После окончания гимназии Ахматова решила поступить на юрфак Киевских высших женских курсов. Девушке нужна была материальная независимость, которую могла дать стабильная работа в нотариальной конторе. Поначалу учёба давалась Ахматовой достаточно легко: так, она «весьма удовлетворительно» сдала историю римского права заслуженному профессору Митюкову. Однако как только в расписании появились профильные дисциплины, Ахматова, по собственному признанию, совершенно охладела к образованию. Ей стало неинтересно учиться. Поэтому она сменила университет и стала слушательницей Высших женских литературных курсов в Петербурге. В то же время поэтесса начала активно посещать богемные кружки культурной столицы и познакомилась с известными поэтами. Впоследствии это сыграло огромную роль в формировании ее литературных взглядов.

Катя Убодоева
21 марта 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты