Пиджаки и фартучки: история школьной формы

Школьная форма ассоциируется с ностальгическими белыми фартучками, синими пиджаками и отглаженными брючками. Сейчас сложно представить учеников в таких одинаковых костюмах, хотя во многих странах дети продолжают носить форму. Последние годы у нас тоже бурно обсуждается вопрос о возвращении к «белому верху, черному низу». «Учёба.ру» попыталась разобраться в истории школьной формы и понять, может ли она снова прижиться в России.
Дина Батий
18 марта 2016

В 2012 году в Ставропольском крае разразился громкий скандал из-за того, что в школу не пустили ученицу, которая пришла в хиджабе. Верховный суд запретил надевать такую одежду на занятия, а чиновники в очередной раз подняли вопрос о школьной форме. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко тогда уверял, что форма необходима для поддержания здоровья детей. Модельер Вячеслав Зайцев представил коллекцию одежды для младших классов. Журналисты высчитывали стоимость будущей формы (от полутора до трех тысяч). Однако прошло уже несколько лет, а ситуация не изменилась. В хиджабах девушки не ходят, но джинсы и мини-юбки тоже пока еще никто не запрещал.

Историческая форма английской школы Christ’s Hospital за пять с половиной веков почти не изменилась.

Хитоны, доспехи и синий жакет

В древних школах не было четкого регламента по поводу одежды, однако ученики одевались примерно одинаково. На то были разные причины. В Древнем Египте, например, образование было доступно лишь знатным детям, которые, безусловно, отличались от сверстников богатым одеянием. В Междуречье дети ходили в школы, чтобы выучиться на писцов, и одевались так, как подобает этому классу. Ученики Пифагорейской школы носили короткий хитон, доспехи с отделкой и хламиду. В Индии на занятия допускались лишь те, кто носит «дхоти курта» — наряд, состоявший из полосы ткани на бедрах и рубахи до пояса (материал и орнамент ее отличался в зависимости от касты ученика). В Китае во время правления династии Хань ученикам полагалось одеваться примерно так же, как буддийским монахам.

Формой становилась та одежда, которая была наиболее удобна и приемлема для детей. Иными словами, внешний вид зависел от возможностей учеников, а не от требований образовательного учреждения. Так продолжалось вплоть до XVI века. В 1552 году в Англии открылась школа Christ’s Hospital, в которой учились сироты и дети из малообеспеченных семей. Им полагалось носить костюм, состоявший из темно-синего жакета с длинными фалдами до щиколотки, жилета и брюк чуть ниже колен. Эта форма была сделана по образцу солдатского обмундирования, а цвет выбрали, исходя из практических соображений. Синяя краска была самой дешевой, так что одежда синего цвета красноречиво говорила о материальном положении человека. По задумке руководства Christ’s Hospital, такая форма смиряла детей. Любопытно, что два века спустя синюю форму обязали носить и детей из богатых семей, чтобы они не задавались перед учителями и одноклассниками.

Японская школьная форма сэйлор фуку уже стала частью поп-культуры.

Элитная форма и сэйлор фуку

В конце XIX века форма стала обязательной для всех учеников Великобритании и ее колоний. При этом свое примирительно-социальное значение она потеряла. Ученики обычных школ ходили в одинаковых бриджах и пиджачках, тогда как дети из элитных учебных заведений щеголяли в специальной одежде, которая подчеркивала их принадлежность к престижной школе.

В современном мире школьная форма строго обязательна в Бурунди, Камбодже, Китае, Колумбии, Гане, Индии, Индонезии, Малайзии, Мексике, Нигерии, Пакистане, Шри-Ланке, ОАЭ и Вьетнаме. И судя по списку, она распространена лишь в странах с тоталитарным режимом и бедным населением. Конечно, бывают исключения. Во многих государствах форма существует, однако школы сами определяют, как одеваться их ученикам: такой подход практикуется в Австралии, Великобритании и Японии.

Кстати, японскую форму «сэйлор фуку» не отказались бы носить девочки и из других стран. Матроски, гольфы и мини-юбки уже стали частью поп-культуры и ассоциируются не столько со школой, сколько с непростым периодом тинейджерства. Тем не менее, японские представления о «приличном внешнем виде» не вписываются в европейские стандарты, потому и юбки у английских школьниц гораздо длиннее, чем у их восточных сверстниц.

Школьная форма для девочек в России XIX века стала прообразом советской формы.

Форма в России: военная одежда и белые фартучки

В России школьная форма появилась задолго до гимнастерок и красных галстуков. В 1834 году был принят закон о разных видах гражданских мундиров, в том числе и о гимназических и студенческих одеяниях. Специальная одежда нужна была не для того, чтобы уравнять учащихся между собой, а чтобы отличить их от детей, которые не могут себе позволить образование. Ведь в те времена оно было доступно лишь привилегированным классам. С тех пор гимназисты стали походить на военных, так как носили гимнастерки, шинели и фуражки. О принадлежности к определенному учебному заведению говорили особые эмблемы и пуговицы. Форма для девочек появилась только в конце XIX века. Она стала прообразом хорошо знакомых советских нарядов: кофейное шерстяное платье, воротничок и фартуки (обычный черный и праздничный белый).

После революции 1917 года школьная форма была упразднена как пережиток буржуазного прошлого. Однако довольно скоро советская власть вернулась к ней, причем внешне новая форма мало чем отличался от старой царской. У мальчиков были те же мундиры, только вместо фуражек — кепки с кожаным козырьком, а у девочек — неизменные платья с фартуками. Ближе к распаду СССР ученики все больше пренебрегали официальной формой, а после перестройки она и вовсе превратилась в праздничный атрибут.

За и против

Фонд общественного мнения в 2013 году провел опрос, в ходе которого выяснилось, что 70% респондентов выступают за возвращение школьной формы. Но судя по результатам исследования, дисциплина и аккуратный внешний вид заботят родителей в последнюю очередь. Большинство из них считают, что форма скроет социальное расслоение учеников. Однако если в XVIII веке школьная одежда и впрямь могла помочь сгладить различия, то сейчас она в этом бессильна. Обувь, украшения и марки телефонов красноречиво говорят о статусе родителей ребенка. Зачем же одевать школьников одинаково, если все материальные атрибуты останутся на виду?

Пожалуй, дискуссию об одежде школьников можно развернуть и в иное русло: давно пора двигаться от формы к содержанию. Будущее учеников вряд ли зависит от того, носят ли они джинсы или брюки со стрелками. Да и социальные различия не так важны, если перед детьми открываются равные возможности, особенно — в сфере образования.

Дина Батий
18 марта 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты