Школа в цифре: как XXI век изменил обучение в России

Где в России уже ввели планшеты вместо учебников, есть ли преподаватели, которые используют компьютерные игры на уроках и почему интерактивной доской сейчас никого не удивишь — в обзоре наиболее технически продвинутых отечественных школ.
Катя Убодоева
14 марта 2016
Фото: Anselm Reyle

Новое поколение не мыслит себя без техники: его представители практически с пеленок смотрят видеоролики на YouTube, подолгу общаются с друзьями в WhatsApp и каждый час проверяют социальные сети. Подход к обучению в школе тоже меняется вместе с детьми. За рубежом технологии — лучший друг ученика: так, в США дети, надев Google Glass, отправляются в виртуальные экскурсии или сидят на уроках с хромбуками, а в Финляндии вместо чистописания учатся печатать. А как обстоят дела в России? «Учёба.ру» выяснила, какие современные технологии используются в отечественных школах.

Интерактивная доска

Интерактивные доски — большие сенсорные экраны, которые подключаются к компьютерам и проекторам, — пока есть не во всех школах, но с каждым годом число таких устройств растет, как благодаря инициативе самих учебных заведений, так и за счет господдержки (в рамках национального проекта «Образование» школы из отдаленных населенных пунктов России получают электронные доски). Примером может послужить общеобразовательная школа в селе Верхний Уртуй (Константиновский район, Амурская область). Всего здесь учится меньше 100 детей, однако, несмотря на небольшое количество учеников, в школе есть всё необходимое: интерактивные доски, проекторы, компьютеры. «Интерактивные доски используются по мере необходимости теми педагогами, у которых они есть. Конкретно у меня — почти каждый день на двух уроках из четырех точно, — говорит преподаватель начальных классов Галина Сыроватка. — Мне нравится применять это устройство в школе, а дети от него просто в восторге, благодаря ему им интересно учиться».

Планшеты и электронные дневники

Цифровую систему оценки знаний учеников используют не только в Москве и Московской области: в последнее время IT-решения для школы начали активно внедрять и в регионах. Одними из первых перешел на обучение по модели BYOD (Bring Your Own Device) Бауманский лицей в Йошкар-Оле. Стоит отметить, что траты учебного заведения были минимальными: руководство снабдило iPad учителей и часть школьников, а остальным детям гаджеты купили родители.

В Волгоградской области с прошлого года также работает государственная информационная система «Образование», объединившая свыше 840 региональных школ. В тверской многопрофильной гимназии № 12 учебники тоже частично заменили на планшеты. Техника позволяет ученикам не только изучать предметы из школьной программы, но и пользоваться электронными дневниками.
 

«Умные» учебники

Ребенка, привыкшего к использованию виртуальной реальности и новых медиа, иногда бывает сложно заставить почитать обычную бумажную книгу. В Минобрнауки решили это учесть, поэтому с начала 2015 года ввели правило: для каждого учебника теперь обязательное наличие цифрового аналога. Без него пособие не может попасть в федеральный перечень рекомендуемой к использованию литературы.

Подходящий для поколения Z учебник — это не просто текст с картинками, а целый комплекс сведений и форматов. Далеко не все российские учебники могут предоставить ребенку подобное разнообразие информации, поэтому в 2014 году издательство «Просвещение» и американская компания Knewton объявили о сотрудничестве и разработке первых в России адаптивных школьных пособий. Технология адаптивного обучения помогает образовательной программе  приспособиться к уникальной кривой обучения каждого студента или ученика. Платформа Knewton, работа которой полностью построена на таких алгоритмах, обладает широким набором функций, что позволяет сделать образовательный процесс максимально персонализированным — с индивидуальными подсказками, сложной системой отслеживания успеваемости ученика и мгновенной обратной связью.

Уроки для всех

Как обеспечить образованием детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать школу вместе с остальными? Для того, чтобы такие школьники не отставали, в некоторых учебных заведениях есть программы дистанционного обучения. К примеру, в муромской школе № 1 ребенок запросто может одновременно быть и на уроке, и дома. В этом ему помогают роботы R.BOT, обеспечивающие телеприсутствие ученика в классе. Двухколесные «умные» устройства оснащены веб-камерой и микрофоном и способны зачитывать тексты с помощью синтезатора речи.

Кроме онлайн-образования, есть и другой выход — организация специальной образовательной среды для детей с особенностями развития или на длительном лечении. Благодаря проекту «УчимЗнаем», учрежденному Департаментом образования г. Москвы и школе № 109, дети, находящиеся в медицинских учреждениях, не чувствуют себя оторванными от сверстников и получают знания в интерактивной форме: с помощью компьютеров, интерактивной доски и дистанционного обучения, по индивидуальному плану. Московская площадка объединяет свыше 5400 детей, которые проходят лечение в ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больнице. Кроме того, с недавнего времени у «УчимЗнаем» появились отделения в субъектах РФ — в Хабаровском крае, Красноярске, Краснодаре и Калининграде.

Дополненная реальность

Американские школьники уже исследуют тропические острова в рамках проекта Google Expeditions и выбирают университеты во время виртуальных экскурсий по кампусам. В России цифровая эволюция проходит не столь стремительно, но и здесь есть определенные перемены. Например, московский лицей № 1575 стал пионером в области дополненной реальности: в прошлом году на базе учебного заведения открылся специальный центр. То, что там происходит, похоже на сцену из фантастического кино: двумерные бумажные объекты усилиями камеры и специального приложения становятся трехмерными, и это точно можно назвать отличным инструментом для изучения атомов и молекул на уроках химии и физики или живой клетки на уроках биологии.
 

Роботы

После просмотра «Звездных войн» многие дети начинают мечтать о собственном роботе. Но как направить интерес ребенка к автоматизированным системам в нужное русло? За последние несколько лет в России появилось достаточно большое количество кружков робототехники. Один из них — сетевая лаборатории «Роболаб», которая связана с более чем 50 региональными и столичными школами. Ее ученики создают роботов не на основе конструкторов Lego, а с помощью специальных наборов с инженерным уклоном: «Знаток», «УМКИ», «Скрейч» и др. По окончании занятий каждый ученик получает портфолио. Организаторы говорят, что это может помочь ребенку при поступлении в университет.

Разумеется, роботов можно не только строить. Машины способны преподавать вместе с людьми — по крайней мере, теоретически. Одна из самых впечатляющих разработок в этой сфере — механический клон Леонардо да Винчи, созданный японскими учеными. Возможно, когда-нибудь именно он начнет обучать детей технологиям робототехники. Российские исследователи тоже не отстают от зарубежных коллег. Например, в Санкт-Петербурге создали электронного репетитора по иностранному языку под названием «Джордж». Он в совершенстве знает британский английский и даже может заплакать или рассмеяться. Впрочем, до настоящего педагога «Джорджу» пока далеко: сейчас он, скорее, может стать лишь дополнительным инструментом для учителя.

Геймификация

Геймификация, или применение игровых методов в традиционно неигровом процессе обучения, — это не ноу-хау, хотя бы потому, что производители конструкторов Lego придерживаются подобной стратегии еще с 1932 года. Основатель компании Оле Кирк Кристиансен считал, что главная задача его игрушек — обучать ребенка незаметно для него самого, помогать детям исследовать мир и развивать их воображение. Такую форму обучения любимят как дети, так и взрослые, которые порой тоже с удовольствием собирают конструкторы на досуге.

Но чем старше становится ребенок и чем лучше он узнает технологии, тем больше потребностей у него возникает. Дети XXI века с азартом играют в компьютерные игры, а самые продвинутые из них даже зарабатывают карманные деньги на «стримах» или участвуют в турнирах. Другими словами, индустрия компьютерных игр — это не просто развлечения: она может приносить доход и использоваться в рамках образования.

Один из наиболее известных приверженцев геймификации среди российских учителей — молодой преподаватель информатики из Мытищ Андрей Сидоренко, ставший «Учителем года» в 2013 году. На своих уроках он дает ученикам задания, выполнение которых подразумевает игру, и речь идет не только о любимых школьниками MMORPG или «3D-стрелялках». Сидоренко дает знания в новаторской для отечественной системы образования форме незаметного обучения.

Еще одно решение нашли в череповецкой детской музыкальной школе № 1. Здесь детей учат игре на пианино с помощью компьютерной программы, которая визуализирует ноты. Вместо «до», «ре» и «ми» воспитанники педагога Ирины Базаровой сначала видят символы: домик, мишку и соль соответственно. По мере развития задания усложняются, и к концу курса ученики работают только с нотами. Педагоги говорят, что в такой форме гораздо проще не только освоить «музыкальную азбуку», но и разучить простые пьесы.

«Наши дети занимаются по программе Елены Хайнер „Soft way to Mozart“ („Компьютерный путь к Моцарту“), это обучение игре на фортепиано с использованием компьютера и синтезатора. Технология Хайнер — достаточно известная, ей посвящено много статей. Пока никто из родителей от нее не отказывался, так как программа значительно облегчает обучение. Мне вообще очень интересны современные решения в образовании, но важно, чтобы они не противоречили методике обучения на фортепиано, не были примитивными. Обучение должно быть развивающим», — говорит Ирина Базарова.
 

Будущее

Через пять или 10 лет среднее образование может стать намного более технологичным. Сегодня некоторые революционные подходы уже разработаны: осталось только внедрить их в школах. Например — «умные парты», которые представляют собой огромный планшет на основании как у стола, или ободок, считывающий мозговую активность ребенка и передающий данные учителю. С помощью подобной техники преподаватель сможет увидеть полную картину того, что происходит в классе: кто усвоил материал, кому, наоборот, сложно, а кто хочет лишь поскорее уйти домой. В дополнение к этим «умным» системам можно также использовать браслеты, записывающие и анализирующие электрокардиограмму ребенка. В общем, родителям и детям лучше приготовиться к переменам, — то ли еще будет.

Катя Убодоева
14 марта 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты