Дальний междугородний: как стать машинистом локомотива

«Учёба.ру» составила список колледжей и техникумов для тех, кто хочет научиться управлять локомотивами и водить поезда.
Наталия Киеня
Наталия Киеня, шеф-редактор «Учёба.ру»
16 марта 2016

Машинист локомотива работает на железной дороге и может управлять электровозом или тепловозом. В эпоху паровых двигателей машинисты управляли также и паровозами, но сегодня локомотивы, которые двигаются на паровой тяге, можно встретить лишь в музеях и на исторических участках железной дороги, которые работают как аттракционы. В локомотивную бригаду обычно входят два сотрудника: машинист и помощник машиниста. Тем не менее, в некоторых случаях машинист может оказаться на рабочем месте один: например, если он осуществляет маневры локомотива. Машинисты метро (они водят только электровозы) тоже работают в одиночестве.

Для того, чтобы стать помощником машиниста, нужно обладать отличным здоровьем. Медицинская комиссия в рамках этой профессии очень жесткая, особенно в случае, если речь идет о новичках: от их здоровья требуется наличие определенного «запаса прочности». Машинист должен быть физически сильным, обладать прекрасным зрением, слухом и хорошим вестибулярным аппаратом, а также абсолютно здоровой сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной системой. Ведь от его действий зависит жизнь и здоровье множества людей: всех, кто едет и работает в поезде, находится рядом с ним по пути следования или живет рядом с железной дорогой. Машинист должен уметь не только управлять локомотивом, но и проводить слесарные работы, обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью. Согласно профессиональным стандартам, в России машинистами могут становиться только мужчины: в нашей стране эта работа признается тяжелой.

Ведущий работодатель в сфере железнодорожного движения в России — «Российские железные дороги», ОАО «РЖД». Согласно отчетам за 2015 год, в этой компании работает 778 тыс. 58 человек, — а это больше, чем население Тюмени. При этом сама «РЖД» в своих образовательных центрах не учит помощников машиниста и машинистов «с нуля»: этим занимаются железнодорожные техникумы и колледжи, где можно получить среднее профессиональное образование. Чтобы в будущем стать помощником машиниста, можно выбрать специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», с присвоением квалификации «техник». В ее рамках существуют разные направления: техников тепловозов и электровозов учат по-разному. «Учёба.ру» составила обзор крупнейших российских средних специальных учебных заведений, которые предлагают образование в рамках этой специальности. География — от Петрозаводска до Уссурийска.

Московский колледж железнодорожного транспорта

Один из старейших железнодорожных колледжей России является структурным подразделением Московского государственного университета путей сообщения и готовит выпускников в рамках широкого спектра специальностей, связанных с железными дорогами, в том числе и в рамках специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)». Колледж входит в систему учебных заведений ОАО «РЖД» и может похвастаться насыщенной студенческой жизнью. Учащиеся много путешествуют по России, принимают участие в играх КВН и спортивных мероприятиях, которые организуют железнодорожные колледжи по всей стране. Студенты МКЖД могут рассчитывать на широкий спектр стипендий, в том числе именных: Правительства РФ (4 тыс. руб., с надбавкой 3 тыс. руб., введенной с 2015 года), Президента ОАО «РЖД» (3,5 тыс. руб.), Начальника железной дороги (1,8 тыс. руб.), а также на профильные гранты ОАО «РЖД» за разработку дипломного проекта по заданию компании в размере 10 тыс. руб. и 17 тыс. руб.

Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта

Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта работает при Петербургском государственном университете путей сообщения. Для учащихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» здесь есть четыре лаборатории, учебные мастерские и полигон. Колледж может похвастаться активной спортивной жизнью:  студенты принимают участие в баскетбольных первенствах, всероссийских лыжных гонках и кроссах, соревнованиях по спортивному ориентированию. Здесь работает семь спортивных секций, в том числе секция по гиревому спорту и легкой атлетике. Среди выпускников Петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта — начальник Октябрьской железной дороги В. В. Степов, первый вице-президент ОАО «РЖД» А. А. Краснощек, министр путей сообщения РФ (август 1996 — апрель 1997), доктор экономических наук А. А. Зайцев и другие видные специалисты.

Новосибирский техникум железнодорожного транспорта

Новосибирский техникум железнодорожного транспорта является частью Сибирского университета путей сообщения. Здесь есть 20 учебных кабинетов и 21 лаборатория, шесть компьютерных классов, пять цехов учебно-производственных мастерских и спортивный комплекс. Ежегодно в конце апреля каждый выпускник получает распределение на предприятие железнодорожного комплекса, так что о трудоустройстве можно не волноваться. Также за счет сотрудничества с СГУПС студенты техникума могут активнее заниматься учебно-исследовательской и научной работой. Учащиеся ежегодно принимают участие в олимпиадах, дипломных проектах РОСЖЕЛДОРа (Федеральное агентство железнодорожного транспорта), конкурсах профессионального мастерства, конкурсах «Студент года», «Лучшая студенческая группа техникума» и др.

Колледж железнодорожного транспорта УГУПС

Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения был основан почти 90 лет назад, в годы бурного развития железных дорог Урала. Сегодня большая часть его выпускников устраивается на работу в ОАО «РЖД», чаще всего — на Свердловскую железную дорогу. Студенты принимают участие в крупных математических конкурсах и олимпиадах и публикуются в научных журналах: например, в International Scientific Review.

Казанский техникум железнодорожного транспорта

Техникум является структурным подразделением Самарского государственного университета путей сообщения. По распоряжению ОАО «РЖД» здесь реализуются программы целевого обучения в целях удовлетворения потребности этой компании в новых кадрах. В их рамках «студенты-целевики» могут посещать дополнительные занятия, которые в будущем помогут им при желании устроиться на работу в ведущую железнодорожную компанию страны. Казанский техникум железнодорожного транспорта располагает современной учебно-производственной базой, есть студенческое общежитие и стипендии. Документы на поступление можно подать в электронном виде.

Омский техникум железнодорожного транспорта

Техникум входит в структуру Омского государственного университета путей сообщения. Он является одним из старейших учебных заведений Западной Сибири: как и уральский железнодорожный колледж, он был основан в годы первой «пятилетки», в 1930 году. В 2009 году Омский техникум железнодорожного транспорта вошел в топ-100 лучших средних специальных учебных заведений России. Для занятий здесь есть пять учебных корпусов, два учебных полигона, учебно-производственные мастерские, библиотекой, актовый зал, собственный музей и спорткомплекс. Средний возраст педагогов — 41 год. 70 из них — преподаватели высшей и первой категорий. В общей сложности, преподавательский состав техникума выпустил 12 учебных пособий и методических указаний, а также три иллюстрированных учебно-наглядных пособия.

Самарский техникум железнодорожного транспорта имени А. А. Буянова

Самарский техникум железнодорожного транспорта имени А. А. Буянова, как и железнодорожный техникум в Казани, является структурным подразделением Самарского государственного университета путей сообщения. Он был основан в 1879 году. Сегодня техникум гарантирует выпускникам трудоустройство и предоставляет возможность продолжить обучение в СамГУПС. Основные места трудоустройства выпускников различных направлений — Самарский метрополитен, Куйбышевская дирекция тяги и Федеральная пассажирская компания (ФПК).

Приморский институт железнодорожного транспорта

Приморский институт железнодорожного транспорта является частью Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Сегодня его называют в числе лучших учебных заведений Приморского края. На базе среднего общего образования институт предлагает как программы среднего специального образования, так и программы высшего образования (бакалавриат и специалитет) по «транспортным» направлениям («Подвижной состав железных дорог», «Эксплуатация железных дорог», «Экономическая безопасность» и др.). В ПримИЖТ есть 27 лабораторий, 11 участков полигона и 12 мастерских.

Наталия Киеня
Наталия Киеня, шеф-редактор «Учёба.ру»
16 марта 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты