Выбор программы: физика элементарных частиц в МИФИ

Как роман Дэна Брауна может помочь с выбором профессии и что нужно сделать студенту, чтобы работать в крупнейшей физической лаборатории мира? Об этом рассказала аспирантка МИФИ Надежда Проклова.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
10 марта 2016
Чем тебя привлёк факультет экспериментальной и теоретической физики МИФИ?

Особых проблем с выбором вуза и конкретного факультета у меня не возникло. Еще будучи школьницей, я прочитала очень много научно-фантастической литературы, из-за которой мне захотелось связать свою дальнейшую жизнь с физикой, чтобы затем оказаться среди людей, которые «толкают» наш мир в будущее. В 11 классе я прочитала роман «Ангелы и демоны» Дэна Брауна, в котором описывались эксперименты на Большом адронном коллайдере, в ЦЕРНе, который на данный момент является самой передовой физической лабораторией в мире. Естественно, мне захотелось попасть именно туда. Возможность участвовать в научных исследованиях в ЦЕРНе дает очень небольшой спектр вузов, и самым удобным вариантом оказался именно МИФИ: по сравнению с МГУ, там проще условия приема, а по сравнению с СПбГУ и Новосибирским государственным университетом, есть возможность жить в квартире, а не в общежитии.

Что потребовалось для того, чтобы поступить в МИФИ?

Только сдать ЕГЭ по русскому, математике и физике. Тут надо учитывать, что училась я в гуманитарном классе, и, несмотря на репетиторов и по физике, и по математике, итоговая сумма баллов у меня была невысокой.

На что бы ты посоветовала абитуриентам делать акцент в подготовке к этим экзаменам?

Насколько я знаю, сейчас поступить в МИФИ гораздо сложнее, чем это было в мое время, и сами требования к сдаче ЕГЭ тоже изменились: сложно посоветовать что-то конкретное. Я помню, что МГУ выпускал очень хорошие методички с разнообразными сложными задачами, которые могут встретиться в «Части С».

Почему ты училась в гуманитарном классе, если интересовалась физикой?

В моей школе сложилась интересная и не очень приятная система из-за разделения на направления: одно было биологическим, другое — гуманитарным и третье — физико-математическим. Для того, чтобы попасть в определенный класс, требовалось написать заявление, а затем комиссия распределяла людей, исходя из желания и оценок. Я написала заявление в физмат, но, к сожалению, там был очень большой конкурс, и меня определили в гуманитарный класс. Получилось очень забавно: большая часть моих бывших одноклассников пошла в физмат из-за того, что их друзья пошли туда же, но в итоге свою жизнь из всего набора (30 человек) с техническим направлением связало только трое.

Какими были твои первые впечатления, когда ты поступила в МИФИ?

Как человеку, пришедшему с гуманитарного направления, мне было невероятно сложно, в особенности, на математических предметах. Обилие новой информации, совершенно новые подходы в преподавании, в предлагаемой теории, — ничего подобного я никогда не встречала. Огромное количество новых людей, другой город (сама я не из Москвы), — первое время я просто терялась. Даже в самом здании университета было трудно разобраться, куда идти и как попасть на нужные лекции и семинары, а ведь опоздавших, как правило, на занятия не пускали. Со временем я, конечно, начала понимать, куда идти, появились приятели, да и учёба стала обычным делом.

Ты не пожалела о своем выборе?

Несмотря на то, что временами было невероятно трудно, и было ощущение, что каждый семестр может стать последним, я не припомню, чтобы когда-либо жалела о своем выборе. Мне очень повезло с кафедрой, с преподавателями, которые предоставили нам все возможности для получения нужных и востребованных курсов, а ближе к концу обучения — длительные месячные стажировки и конференции за рубежом. В результате, я осталась с МИФИ в качестве уже аспиранта и осуществила свою школьную мечту — я провожу научные исследования на базе ЦЕРНа.

Сложно сказать, что мне просто «понравилось» в церне: я была в полном восторге от окружавшей меня атмосферы, от учёных; моя работоспособность выросла в разы

Расскажи, пожалуйста, подробнее про эти стажировки.

Раньше в МИФИ возможность поехать в командировку или на стажировку была только у аспирантов и у работников вуза. Студент мог поехать на стажировку на свой эксперимент исключительно в качестве сотрудника. Но около года назад вышел приказ, благодаря которому на стажировки стало можно ездить и студентам, за счет МИФИ. Нашей кафедре первой предложили отправить учащихся за рубеж по этой программе. Выбор пал на меня и на еще одного студента: мы учились на последнем курсе и были менее зависимы от лекций и семинаров. К апрелю, после того, как мы утрясли все формальности, мы смогли оформить нашу стажировку и уехали в ЦЕРН на три месяца.

Какие впечатления у тебя остались от этой поездки?

Сложно сказать, что мне просто «понравилось»: я была в полном восторге от окружавшей меня атмосферы, от учёных; моя работоспособность выросла в разы. Я познакомилась со множеством интересных людей, собранных в этом центре со всего мира, которые стали моими друзьями. С одними у меня появились совместные проекты, другие помогли мне в решении проблем. Ближе к окончанию стажировки уезжать не хотелось совершенно. Поскольку ЦЕРН находится в Швейцарии, пребывание там открывает доступ к замечательной природе и городам этой страны и близлежащих стран: Франции и Германии. Можно слетать в Испанию, Италию, Нидерланды, и билет будет стоить дешево.

Вернемся к твоему обучению в вузе: какие плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

Можно сказать, что во всех случаях то, насколько успешным будет обучение (при желании студента), зависело от того, как подает материал преподаватель. У нас были предметы, поданные крайне плохо: профессор быстро и скучно считывал материал в огромных объемах, редко отвечал на вопросы, при этом очень жестко спрашивал на экзаменах. Другие — полная противоположность. В принципе, ничего особенно плохого не могу выделить, кроме некоторых тяжело прошедших экзаменов. В остальном, всё было хорошо: начиная с 3 курса, нам давали предметы, имеющее непосредственное отношение к будущей профессии — такие, как конкретная физическая теория, значения экспериментальных процессов, методик, установок, обучение языкам программирования, моделированию, методам статистической обработки информации. К недостаткам тут, опять же, можно отнести недостаточное обучение программированию (по сравнению с факультетом К), но, в принципе, наша кафедра прислушивается к просьбам студентов и иногда устраивает факультативные занятия.

Кстати, о будущей профессии: чем конкретно могут заниматься специалисты, окончившие твой факультет?

Спектр возможных профессий довольно широкий. Я, честно говоря, не до конца знаю, чем занимаются другие кафедры, так нарисую общу картину. Могут быть «прямые» профессии — это когда люди продолжают работать непосредственно с теми задачами, с которыми они начинали работать еще как студенты: с исследованиями на различных экспериментах, установках, в лабораториях — ЦЕРН, «Росатом» и так далее. Выпускники медико-физической кафедры могут либо развивать новые установки для медицинских нужд, либо заниматься обслуживанием уже существующих. В принципе, обучение на факультете может дать (при желании) довольно большой спектр навыков, а, самое главное, учит самостоятельно находить и осваивать новую информацию. Так что, насколько я знаю, выпускники без проблем устраиваются в дальнейшем как программисты, разработчики в, например, банки, большие корпорации и так далее.

Можешь подробнее рассказать об изучаемых предметах: какие из них были основными и чем именно они были полезны для будущих специалистов?

Основными предметами для нашего факультета является достаточно длинный и обширный курс математики, куда входят как математический анализ, так и уравнения математической физики, а также курс физики. На первых двух с половиной курсах идет, что называется, общая физика, которая одинакова для всех факультетов — это общие сведения по механике, электромагнетизму, атомной физике. Начиная с 3 курса появляется специализация, или «разбиение» по кафедрам. Есть один общий курс — это квантовая физика. В зависимости от выбранной кафедры курсы различаются довольно сильно: в этот момент начинается изучаться только та физика, которой занимается твоя кафедра. В моем случае это была физика элементарных частиц. Сюда входили основные теоретические курсы — физика фундаментальных взаимодействий, курсы, связанные с изучением экспериментальных установок, различные курсы по кинематике. В принципе, все курсы, которые являются уже кафедральными, нужны и полезны в будущем, естественно, в случае, если человек решает в своем будущем продолжить работу в качестве физика. Были также курсы, связанные с программированием.

А какие предметы ты можешь назвать своими любимыми и почему?

По большей части, мне нравились предметы, связанные с программированием, — осваивание средств обработки измерений, поскольку это напрямую связано с тем, чем я занимаюсь сейчас, — с анализом данных. Также мне нравились предметы, связанные с физикой элементарных частиц, историей ее развития — достаточно увлекательно было слушать про развитие науки. Не могу не отметить свою научную работу — каждый студент, начиная с 3-4 курса, получает себе научного руководителя и определенный проект, по итогам выполнения которого защищается диплом. У каждого студента свой проект, связанный с направлением, которое он выбрал: это может быть анализ данных, моделирование, развитие каких-то физических теорий, конструирование детекторов. На научную работу отводится, как правило, довольно большое количество времени. Если студент хочет хорошо защитить диплом и в дальнейшем продолжить работать по выбранному направлению, он, как правило, тратит всё свое свободное время на научную работу. Так было и со мной: мне нравилось решать поставленные передо мной задачи, получать результаты, в дальнейшем я стала представлять их на совещаниях и конференциях. Для выполнения задач мне требовалось осваивать огромное количество информации, разбираться в работе довольно сложного программного обеспечения, с помощью которого в дальнейшем я получала уже определенные результаты. Могу сказать, что я очень сильно продвинулась в том, что я знаю и умею, именно благодаря моей научной работе, работе со мной моих научных руководителей.

Можешь рассказать про однокурсников?

Можно обрисовать портрет типичного «МИФИста», но в данном случае требуется обязательно разделение по факультетам. Допустим, типичный «МИФИст» с факультета У — «мажорный» мальчик при деньгах, обязательно с машиной, окружен кучей модных «Instagram-девочек». Типичный «МИФИст» с факультета Т — ботаник с немытыми волосами, который любит шутить в духе «а вот если попадешь ты на необитаемый остров, и потребуется тебе взять интеграл...».

Есть в МИФИ также и типичные первокурсники. Они постоянно задают вопросы, вроде: «Как сделать такую-то «лабу»?. Или говорят: «Помогите срочно, у меня Шутов!». Шутов — самый требовательный в плане выполнения и оформления лабораторных работ преподаватель, сдача работ ему может затянуться до 11 вечера, в том числе и во время сессий. Ближе к сессии первокурсники спрашивают: «А как принимает такой-то преподаватель?». После сессии говорят: «А что будет, если я не сдал три экзамена?».

В принципе, «МИФИст» — это типичный студент: как и все, пропускает иногда пары, а если ходит, то садится в самый конец аудитории. Он списывает у старших курсов домашние задания и лабораторные работы, на обед покупает «Австрийский сэндвич» (который вкусным и полезным не назовешь), а если всё же идет в столовую, то обязательно ищет в длинной очереди знакомого и пристраивается к нему со словами: «Привет, ты же занимал за меня?».

Поскольку МИФИ — это технический вуз, девочек на технических специальностях не слишком много (хотя на факультете У их вполне достаточно). В моей первой группе, правда, мальчиков и девочек было поровну, но туда попали почти все девочки нашего потока. Во второй группе из 15 человек девочек было только двое, включая меня. Исходя из воспоминаний преподавателей, соотношение «мальчик/девочка» сильно поменялось за последние годы в сторону мальчиков.

Как ты считаешь, какие перспективы есть у выпускника твоего вуза и факультета?

У нас довольно много успешных выпускников, которые сейчас на слуху. Многие мои бывшие одногруппники после выпуска без особых усилий устроились на работу по профилю и не по профилю, с достаточно высокой зарплатой. Наш вуз знают за рубежом (не везде, но тем не менее), а отдельные профессора хорошо известны мировому сообществу, и рекомендательные письма от их имени — это весомый плюс. Это очень важно, если студент хочет получить степень PhD или «постдок», либо просто устроиться в зарубежный вуз.

Многие выпускники факультета кибернетики высоко ценятся в крупных IT-компаниях, довольно много людей работает с «Яндекс». МИФИ учит, в первую очередь, самостоятельно изучать и обрабатывать информацию, обучаться новым навыкам в достаточно сжатые сроки, что однозначно является плюсом для работодателей. Я думаю, те, кто знаком со спецификой МИФИ, охотно берут наших выпускников.

А как ты видишь свое профессиональное будущее в идеале?

Мне бы хотелось закончить аспирантуру МИФИ и продолжить работать с ЦЕРНом. Возможно, в будущем я попробую получить дополнительную степень PhD в иностранном вузе (поскольку степень кандидата и степень PhD — это немного разные вещи), и попробовать податься на «постдок», опять же, за рубеж. То есть, грубо говоря, я бы хотела и дальше продолжать работать с крупнейшими физическими лабораториями (не только с ЦЕРНом, но и с тем, что будет после него), продолжать заниматься фундаментальной физикой еще лет 20-30, и внести, конечно же, какой-то значимый вклад в ее развитие.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
10 марта 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты