Выбор программы: зоотехния в РГАУ-МСХА

Как студенты РГАУ-МСХА выгоняют пчёл из улья, чем убийство животных ради опыта отличается от жестокого обращения и кто такие гистофизиологи? Об этом рассказала студентка РГАУ-МСХА Александра Серякова.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
01 марта 2016
Что привело тебя на факультет зоотехнии РГАУ-МСХА?

С выбором специальности у меня никогда не было проблем: я всегда любила животных и поэтому знала, что в дальнейшем хочу связать свою судьбу с ними. Так что выбирала я между пятью вузами. Изначально в приоритете была ветеринария, но на момент моего поступления этого направления в нашем вузе еще не открыли. Мне пришлось выбирать между биологией, ветеринарно-санитарной экспертизой и зоотехнией. Когда я подавала документы, в приемной комиссии мне очень подробно объяснили, чем отличается каждое направление и кем я смогу работать после получения диплома. После долгих раздумий я поняла, что зоотехния мне ближе всего: на этом факультете я бы смогла изучать ветеринарию, которой так хотела заниматься, разведение и кормление животных, физиологию, анатомию. А еще нам пообещали много практики с живыми животными — и не обманули. В академии очень много лабораторных животных, есть питомник для собак, зоотехническая станция, пасека и еще много интересных вещей. Также большую роль сыграло наличие студенческого городка на территории академии. Так что мой выбор был не очень трудным: главное — знать, чего хочешь.

Чем занимается зоотехния?

Зоотехния — это наука, которая занимается кормлением, содержанием, разведением животных и получением от них продукции. Например, я учусь кормить, содержать и разводить коров и получать от них молоко и мясо. Так происходит и с другими животными.

Как проходило поступление?

Я живу не в Москве, поэтому мы с мамой выбрали пару вузов и приехали сюда подавать документы. Сначала мы посоветовались с членами приемной комиссии о том, куда лучше поступать с моими баллами. Мне повезло — баллов хватало для поступления на все направления. Потом я написала заявление о том, куда хочу поступить, в нем указала свои баллы и контактные данные. Также я привозила свое портфолио и копии документов. Когда я ощутила полную уверенность в своем выборе, мы с мамой приехали еще раз и привезли оригиналы документов.

А как ты готовилась к ЕГЭ?

По химии, биологии и математике я занималась с репетиторами. А по русскому языку у нас были курсы для всего класса. Кроме того, в школе был кружок по биологии, где нас также готовили к экзаменам.

главное — сделать всё максимально безболезненно. На паре по этологии нам показывали фильм «Земляне», в котором рассказывалось про жестокое обращение с животными. У нас к ним относятся по-другому

Какими были твои первые впечатления от вуза, когда ты начала учиться?

Сначала нам всем было очень страшно. Мы не могли найти корпуса, я помню, как мы всей группой ходили с картой и искали место проведения пар. Но, на самом деле, мы сразу поняли, что будет интересно. Первая наша пара была по цитологии, и на ней мы смотрели в микроскопе гистопрепараты. На этих гистопрепаратах сделаны срезы тканей и органов организма, по ним мы заполняли тетради и проходили материал в первом семестре. Мы изучали как организм человека, так и организмы разных видов животных, для сравнения.

Какие плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

Плюсы — это большое количество информации по предметам, направленным на изучение специальности и, как я уже говорила, доступ к животным: есть очень много практики на живых животных. А минусы — это то, что иногда между парами есть окна, и ты не знаешь, чем занять эти полтора часа. Кроме того, некоторые корпуса вуза находятся далеко друг от друга, поэтому иногда ты не успеваешь дойти до нужного корпуса. Что касается знаний, могу с уверенностью сказать, что всё очень доступно объясняется.

Какие предметы являются основными на твоей специальности?

Основные предметы на моем факультете — анатомия, цитология, ветеринария, биология, зоология и зоогигиена. Также в этом списке есть акушерство, кормление, разведение, коневодство, рыбоводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство, овцеводство, этология, физиология и много других предметов, которые я пока не изучала. На скотоводстве мы изучаем крупный рогатый скот (коров), а на овцеводстве — овец и коз. Разведение мы рассматриваем с точки зрения селекции, изучаем признаки для того, чтобы лучше осуществлять отбор и подбор, а, следовательно, совершенствовать породу. А содержание — это температура, влажность, освещенность, организация рабочего пространства.

У нас есть лекции и практические занятия. На лекциях мы изучаем теорию, на практике происходит опрос, а потом нам уже на живых животных объясняют материал. Например, на пчеловодстве мы проходили строение улья: сначала нам рассказали теорию, потом мы пошли на пасеку и разобрали настоящий улей.

И как он устроен?

Улей сделан из дерева. Сверху располагается съемная крышка, под которой находится утеплитель из подушки, а дальше идет слой ткани, который накрывает соты. Этот слой нужно поднимать очень медленно. Внизу находится съемное днище. Все работы нужно проводить с дымарем и сеткой для лица. Дымарь — это железное приспособление, в которое закладываются и поджигаются щепки или сушеные трутневые грибы. Затем всё это раздувают для того, чтобы пошел дым, и этим дымом обрабатывают улей. Пчелы расценивают это как приближающуюся опасность и вылетают из улея, чтобы запасать мёд.

Какие предметы ты можешь назвать своими любимыми и почему?

Мои любимые предметы — гистология, цитология и анатомия. Изначально мне понравился преподавательский состав: очень доступно излагалась информация, и на парах были препараты, которые можно было смотреть и трогать. Мне это настолько понравилось, что после окончания программы я осталась на кафедре в кружке и делаю научные работы.

Гистология изучает строение, жизнедеятельность и развитие тканей живых организмов. Я уже рассказывала про гистопрепараты: на гистологии я учусь их делать, а затем пишу работу. Они нужны для того, чтобы рассматривать ткани организма животных. Например, я кормлю животных разными рационами, а затем извлекаю кишечник: производится вскрытие, вынимают орган, и из его середины извлекают кусочек. После этого я изготавливаю препарат и смотрю на изменения, которые в нем произошли. Пока что я работала с перепелами и бройлерами, но у моих однокурсников есть и другие проекты. Гистопрепараты нужны для самых разных целей.

Например, каких? Для каких целей ты изготавливала гистопрепараты?

В своей последней работе я изучала влияние препарата «Энтеросгель» на развитие тощей кишки, а ребята с ветеринарно-санитарного факультета определяли качество мяса. На срезе можно выявить заболевания: например, на кафедре делали срез опухоли. В кишечнике есть слой ворсинок. С возрастом они разрушаются, и «Энтеросгель» увеличил сохранность ворсинок, а, следовательно, повысилась усвояемость корма, так что прирост стал больше. Пока что применение этого препарата у животных не очень распространено, его используют при лечении острых кишечных инфекций. Нам было интересно, как он повлияет на здоровый организм.

А тебе не сложно было привыкнуть к таким, скажем так, не совсем гуманным процедурам с животными?

На самом деле, животных для этого выращивают. Ведь многих из них разводят на еду, которую мы употребляем. Что касается этих опытов, мне кажется, главное — сделать всё максимально безболезненно. На паре по этологии нам показывали фильм «Земляне», в котором рассказывалось про жестокое обращение с животными. У нас к ним относятся по-другому. Поначалу мне было неприятно, и присутствовал испуг, но потом я привыкла. Все привыкают на 2 курсе: на физиологии мы вскрывали лягушек.

Ты сказала, что делаешь сейчас научные работы. Они все связаны с гистопрепаратами или ты занимаешься еще чем-то?

Да, они все связаны с этой темой, но диплом я буду писать на другой кафедре. Кафедра гистологии пока не выпускающая, так что я буду писать диплом на кафедре зоологии по направлению «зоокультура». Зоокультура — это, проще говоря, культивирование животных на протяжении нескольких поколений с целью получения определенных качеств.

Расскажи про преподавателей. Что понравилось, а что нет?

В целом, преподаватели у нас хорошие: предметы по профилям они объясняют легко и понятно. У меня иногда возникали трудности с пониманием непрофильных предметов, потому что в школьное время я уделяла им недостаточно внимания, но все преподаватели — люди понимающие, и всегда готовы объяснить всё еще раз. Но сдавать экзамены здесь сложно, потому что преподавателям нужны знания. Если ты не выучил, не будет никаких поблажек. С другой стороны, мне бы хотелось выделить наш деканат: там работают очень отзывчивые люди.

А как тебе твои однокурсники?

Я учусь в группе, которая состоит из 23 девочек и двух мальчиков, так что ребят мы очень бережем. Мы — довольно дружная группа, большая часть из нас ходит на все пары. И еще мы все любим сплетничать — единственный минус женского коллектива.

Какие перспективы есть у представителей твоей будущей профессии в целом и выпускника твоего вуза в частности?

Большинство наших выпускников идут работать в фирмы по производству кормов или в зоопарки. Я же хочу пойти в аспирантуру. После нее, если получится, я бы хотела преподавать или работать гистофизиологом. Как мне объяснял мой научный руководитель, на этой работе я буду делать срезы органов в разных физиологических стадиях. Моя новая научная работа будет основана на этом.

Насколько хорошо, по твоему мнению, развита сфера зоотехнии в России?

Мне кажется, тут нужно еще многое сделать: всё сейчас находится в процессе усиленного развития. У нас довольно плохо развиты разные отрасли хозяйства, — например, мясное скотоводство. Однако сейчас наша страна попала под санкции, и это может стать стимулом для развития сельского хозяйства.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
01 марта 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты