50 оттенков Серова: музейное просвещение и популярность

«Стрелка» провела public-talk представителей крупных музеев Москвы. «Учёба.ру» публикует главные тезисы встречи.
Анастасия Нарушевич
24 февраля 2016

В феврале на «Стрелке» прошел public-talk с участием кураторов и руководителей центральных музеев Москвы. В дискуссии приняли участие главный куртор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова, генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак и директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова. Они обсудили то, какие факторы повлияли на уровень популярности выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения», работавшей в Третьяковской галерее на Крымском Валу, и то, какой должна стать стратегия модернизации московских музеев.

«Хороший музей»: посещаемость и аудитория

Для того, чтобы делать выставки искусства, не обязательно знать его национальность. У многих людей есть ряд предрассудков, с которыми музеям последние три года приходилось бороться. Однако сейчас этих предрассудков стало меньше. Например, исчез вопрос: «Зачем нам узнавать историю евреев? Что мы можем для себя из этого извлечь?».

Часть временных экспозиций Еврейского музея не связана с историей, а посвящена искусству. Это привлекает совершенно другую аудиторию. Люди приходят на выставку, не задаваясь вопросом, куда именно они пришли. Для Еврейского музея работа с посетителями — это одна из главных задач.

Посещаемость Третьяковской галереи на Крымском Валу в три с лишним раза меньше, чем посещаемость основного здания в Лаврушинском переулке. Выставки Наталии Гончаровой и коллекции Георгия Костаки проходили там в течение трех с лишним месяцев: столько же, сколько и выставка Серова. Выставку Гончаровой посетило 140 тысяч человек, а собрания Костаки — всего 70 тысяч человек. Выставка Валентина Серова открылась 7 октября, и менее, чем за четыре месяца туда пришло 485 тысяч человек. Цифра небывалая ни для Третьяковской галереи, ни для выставок русского искусства в СССР или в России.

Высокая посещаемость Третьяковской галереи на Крымском Валу не является гарантией того, что следующая выставка, которая пройдет там, «...Имею право» Гелия Коржева, вызовет такой же наплыв посетителей. Но руководству галереи удалось еще до открытия выставки Серова добиться такой же посещаемости, как в 2014 году, при том, что тогда работали все выставки. Это очень важно, поскольку это означает, что в музей стала приходить другая публика. Ни для кого не секрет, что зарплата руководителя музея напрямую зависит от подобных показателей.

Когда ГМИИ им. Пушкина только начинал строить свой «музейный квартал», его сотрудники решили совершить несколько поездок и посмотреть, как умные люди за границей строят новые музеи и реанимируют старые. Одна из командировок была связана с музеями Великобритании. Во время интервью с директором Tate, сэром Николасом Серотой, один из архитекторов ГМИИ им. Пушкина спросил: «Что такое хороший музей?». Серота ответил: «Хороший музей — это небольшой музей. Я люблю маленькие музеи».

Количество людей — это не главное. В маленькие музеи ходит не очень много посетителей, но порой они становятся куда более важными институциями, чем «гипермаркеты», выставляющие искусство. Существует много критериев для оценки качества музея. Уровень посещаемости среди них занимает не главное место, но если он остается высоким, это всегда приятно.

Серов В.. Ифигения в Тавриде. 1893 (?)

Выставка Серова: успех и опыт

Цитируемость Третьяковской галереи в СМИ за прошедший год выросла в восемь раз. Сотрудники, как на службу, ходили на радио и телевидение, общались с журналистами, потому что сейчас можно понять, что именно искусство способно дать людям. Тем не менее, то, что существовало две очереди, которые схлестнулись перед входом: живая и по электронным билетам, — заранее учесть не удалось. Для галереи это стало серьезной проблемой.

В последние недели работы выставки руководство Третьяковской галереи получило письмо от глубокоуважаемой культурной институции, подписанное ответственным секретарем: «В связи с чрезвычайной популярностью выставки Валентина Александровича Серого, просим вас разрешить проход...».

Все мы выросли на Серове, он прекрасный художник. Выставку сделали грамотно, люди на нее ходили. Даже президент туда пришел. Если глава государства будет ходить в музеи, посещаемость вырастет везде. У президента — рейтинг, а у музеев — посещаемость.

Серов В. Портрет К. А. Обнинской с зайчиком. Пастель. 1904

Модернизация музеев: пространство и просвещение

В музее огромную роль играет пространство. Здесь всё должно быть прекрасно, и всё должно меняться. Обсуждать, необходимо ли это, бессмысленно. Ведь музей либо эволюционирует, либо нет.

Работникам музеев полезно изучать за границей не только музеи, но и дизайн, в том числе дизайн одежды. В Японии, например, бутики выглядят лучше, чем музеи. Подобный дизайн дает «пространственные» впечатления.

Сейчас музеи поворачиваются к зрителю. То, что произошло с выставкой Серова, демонстрирует эту тенденцию. Выставка должная быть «развёрнута на зрителя», открыта ему, правильно интерпретирована и обращена к самым разным категориям людей.

Привлечение людей в музеи — это огромный ресурс. Потому что на самом деле они становятся, если говорить об этом в советских терминах, «демократическим очагом культуры». Билет в музей стоит 400 рублей. Билет в кино — дороже. При этом в музее у человека больше возможностей.

Анастасия Нарушевич
24 февраля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты