Выбор программы: проблемы физики и энергетики в МФТИ

Зачем преподаватели Физтеха заставляют абитуриентов поднимать вёдра с ртутью, какие проблемы студенты решают в НИИ и почему у выпускников МФТИ нет определенной специальности? Об этом рассказала «Учёбе.ру» выпускница Физтеха Евгения Саламатова.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
05 февраля 2016
Что привело тебя в Физтех?

У меня в семье, начиная с бабушек и дедушек, все — математики и физики. С детства я была увлечена математикой, поэтому вопросов насчет выбора направления обучения не возникло. Примерно с 7 класса я безумно хотела поступить на мехмат МГУ (моя старшая сестра там училась), но жизнь строит свои планы. После девятого класса я съездила в учебно-образовательный лагерь «Интеграл», где познакомилась со студентами Физтеха. Агитация с их стороны была мощной. На весенних каникулах 10 класса я уже решила попробовать свои силы в олимпиаде МФТИ. Математику я сдала неплохо для своего уровня, а физику провалила. Решив, что именно туда я хочу направить свои стопы (атмосфера Физтеха подкупает), я за 11 класс подтянула физику и сдала вступительные экзамены.

А как ты выбирала факультет?

К выбору факультета я подошла достаточно основательно. В тот момент мне казалось, что, грубо говоря, все факультеты можно разделить на более и менее «физические». Я решила, что, если хотела бы изучать математику, то не поступала бы в физико-технический вуз. Поэтому выбор пал на самые «физические» факультеты — ФОПФ (факультет общей и прикладной физики), ФФКЭ (факультет физической и квантовой электроники) и ФПФЭ (факультет проблем физики и энергетики). На ФОПФ традиционно поступали участники международных и всероссийских олимпиад, и я посчитала, что такой уровень — не для моего уровня, поэтому список сузился до ФПФЭ и ФФКЭ. Почитав о кафедрах каждого из факультетов, я остановила свой выбор на нескольких и в итоге пошла на факультет проблем физики и энергетики, или попросту «Проблемы», как его называют студенты.

Как ты готовилась к поступлению?

С математикой у меня никогда проблем не было: я попала к сильному учителю, с 5 класса мы углубленно изучали этот предмет. Мне математика давалась достаточно легко. С физикой оказалось сложнее: то ли мне было лень, то ли первый учитель не смог заинтересовать, но было не так просто. Поэтому в 11 классе я занималась дополнительно, а также для подготовки к поступлению в Физтех я обучалась в заочной физико-технической школе (ЗФТШ) при МФТИ. Учиться в ЗФТШ можно с 8 по 11 класс, но в силу некоторых обстоятельств я проходила в ней обучение в 8 и 11 классах.

Расскажи про поступление в школу при МФТИ и обучение там.

Эта школа платная, точную стоимость не могу сказать (можно посмотреть на сайте), но эта оплата чисто формальная. Грубо говоря, ты платишь 1000 рублей в год, которые идут на распечатывание учебных материалов и их отправку. Конкурса как такового нет: если ты успешно выполняешь вступительные задания по физике и математике, тебя берут. Думаю, сейчас как раз идет период поступления, дедлайн обычно в начале марта.

Учебный процесс построен на том, что тебе присылают методические материалы по физике и математике по определенной тематике и задания, решения которых ты отправляешь в школу (я говорю про заочное отделение, а есть еще очное — для школьников, при МФТИ). Оттуда твою работу берет на проверку студент, аспирант или преподаватель МФТИ, после чего ты получаешь свою проверенную работу и авторские решения. С полной уверенностью могу сказать, что подготовка там очень хорошая, и, если ты с 8 по 11 класс решал задачи сам, поступление не будет проблемой.

абитуриент приходит на собеседование, садится на стул в центре аудитории, ему задают вопросы на разные темы, а потом спрашивают: «А вы можете принести нам ведро ртути из соседней аудитории?».

А как проходил сам процесс поступления в МФТИ?

Это было чуть меньше 10 лет назад: сейчас система может быть другой. Когда я поступала, были физтеховские олимпиады. Одна проводилась в марте (в последние выходные месяца), а вторая — в мае (во второй половине). На олимпиадах мы решали задачи по математике и физике, и они были схожи со вступительными задачами, с максимальной отметкой в 12 баллов. Засчитать результаты олимпиад при поступлении можно было, если ты сдавал экзамен более, чем на 9 баллов. Из двух олимпиад можно было выбрать наилучший результат, а, если тебя не устраивали баллы, предлагалось пойти на летние (июньские) вступительные экзамены и переписать оба или один предмет. Таким образом, максимально можно было получить 24 балла. А по русскому языку проводилось тестирование.

Четкого проходного балла никогда не было, но в Физтехе еще с самого его основания есть традиция собеседования. Я читала, что на нем оценивают грамотность абитуриента (вместо экзамена по русскому языку). В зависимости от того, как ты себя проявил, тебя могли взять, даже если твои баллы были ниже среднего, или не взять, даже если твой балл был близок к максимальному.

Когда я поступала, ЕГЭ существовал всего пару лет, поэтому его баллы переводились в баллы Физтеха (например, 85-90 баллов по ЕГЭ — это 9 физтеховских, 91-93 — это 10). Сейчас, насколько я знаю, при поступлении учитывается сумма баллов за ЕГЭ по физике, математике, русскому языку. На некоторые факультеты можно сдать еще ЕГЭ по информатике.

А ты проходила собеседование?

Конечно, его почти все проходят. У меня был довольно высокий балл для моего факультета, поэтому беседа была формальной: спросили, на какую кафедру я хочу поступить, чем хочу заниматься. Кроме того, в анкете заметили, что моя сестра — аспирантка МГУ, спросили, чем она занимается, на какую тему пишет диссертацию, а еще спросили, правда ли, что у меня разряд по стендовой стрельбе, и из чего я стреляю. Однако не подумайте, что так бывает всегда. Кого-то просили решать задачи, брать интегралы. Насчет собеседований в Физтехе есть много шуток и баек, которые передаются из уст в уста.

Например, какие?

Первое, что приходит на ум, — история про ведро с ртутью. Перепуганный абитуриент приходит на собеседование, там сидит декан, заместитель декана, заведующие кафедрами. Абитуриент садится на стул в центре аудитории, ему задают вопросы на разные темы, а потом спрашивают: «А вы можете принести нам ведро ртути из соседней аудитории?». Бедный школьник чаще всего отвечает, что, конечно, может, и идет за ведром, забывая, что плотность ртути — 13600 кг/м^3, то есть ведро с ней невозможно поднять.

Есть еще одна байка: стоит горшок с цветком на окне. Конечно, та часть, на которую падает солнце, горячая. Горшок поворачивают, заходит студент, и его просят пояснить, как так вышло, что земля на солнечной стороне холодная, а на теневой — теплая.

Какие у тебя были первые впечатления, когда ты начала учиться в Физтехе?

Мне казалось, что я ничего не успеваю, что времени нет: надо посещать лекции с 9:00 до 18:30, делать задания (первое, по традиции, сдается через две недели), а еще готовить, приводить комнату в порядок. До этого я жила дома и, хотя у меня была школа, кружки, репетиторы, рядом была семья, мама, которая и даст поесть, и поддержит. А когда ты переезжаешь в другой город, всё приходится делать самой. Но несмотря на все сложности, воспоминания о первом курсе вызывают приятную ностальгию: много знакомств, много эмоций.

Какие плюсы и минусы обучения ты можешь перечислить?

Мне нравилось свободное посещение лекций и семинаров. Единственное, что следовало пропускать в минимальных количествах, — это иностранный язык (потому что по нему была балльно-рейтинговая система), лабораторные по физике и физкультура. Вокруг были интересные люди, уровень образования оказался высоким. Мне нравился небольшой кампус, рядом с учебными корпусами, физтеховская атмосфера, поскольку «физтехи» — это как большая семья.

Еще одним преимуществом я считаю то, что студенческий городок Физтеха находится за пределами Москвы, поэтому на начальных курсах ты можешь сфокусироваться на учёбе. Инфраструктура студгородка достаточно хорошо развита: есть спортивные площадки и секции, проводится много разных мероприятий для студентов. Похоже небольшой городок для студентов-физиков, где царит очень дружная атмосфера.

Плюсом также является высокий уровень преподавателей, и то, что при желании всегда можно перейти к другому семинаристу или лектору. Есть много возможностей для реализации своих порывов, так как с 3-4 курса начинается учёба в институте РАН, где сиуденты проводят научную работу под руководством профессоров. Также за счет того, что в Физтехе много направлений, связанных с физико-математическо-вычислительной средой, можно найти то, что тебе в итоге будет по душе. Ведь при поступлении не всегда получается точно сказать, чего ты хочешь.

Минусом можно считать то, что на старших курсах вся эта изолированность немного утомляет. К недостаткам можно отнести огромное количество самостоятельной работы: после школы это кажется странным, но люди быстро втягиваются. Кроме того, минусом также можно назвать присутствие некоторых непрофильных предметов — например, экономики, философии. Я не считаю их лишними в полном смысле слова, кому-то может так показаться.

Расскажи о предметах, которые вы изучали. Чем они полезны (или бесполезны) для будущих специалистов?

Первые два-три курса на всех факультетах ведется практически одинаковая общая подготовка — общая физика с лабораторными работами, высшая математика, теоретическая механика. В зависимости от профиля факультета могут быть дополнительные предметы (например, на факультете «Биомеда» — биология и химия). Потом, с 3-4 курса (и это тоже зависит от факультета) начинаются профильные предметы и занятия на «базе». «Базой» называется твой НИИ, где ты будешь делать дипломную бакалаврскую или магистерскую работу («база» — сокращение от «базовый институт»). Получается, что на 1-3 курсе студенты больше учатся в институте, на 4 курсе — пополам, а на 5-6 курсе в основном учатся на «базе». Там каждый из них непосредственно занимается своей научной задачей, проектом.

Есть ребята, которые много зубрят, и те, кому предметы даются легко: они могут прочитать полкниги по математическому анализу, а остальное им очевидно. но В Физтехе быть ботаником — это не зазорно

Что представляла из себя твоя научная работа на «базе»?

Моя бакалаврская работа была связана с вычислительной математикой и называлась «Модель водного баланса в системе грунтовых и поверхностных вод». Работа состояла в следующем: есть, грубо говоря, речка, которая по тем или иным причинам загрязнена химически, по бокам от нее есть бетонные каналы, которые предотвращают разлив этой речки на почву. Задача была в том, чтобы выяснить, как меняется уровень воды в той или иной точке речки и канала в зависимости от внешних факторов (времени года, осадков и так далее). Мне нужно было построить математическую модель этих процессов.

В магистратуре я занималась молекулярной биофизикой. На некоторых «базах» нет практической работы, они чисто теоретические (например, институт теоретической физики им. Ландау). Тема моей магистерской работы — «Изучение взаимодействия регуляторного белка глюкокиназы GKRP с мутантными формами глюкокиназы». Я изучала то, как мутации в определенном гене влияют на связывание с этим белком. Мутации могут приводить к тому, что связывание оказывается неполным или частичным, а это уже влечет за собой такие проблемы, как сахарный диабет II типа. Грубо говоря, я смотрела на то, к каким последствиям (к насколько тяжелой форме диабета II типа) приводит та или иная мутация в определенном гене человека.

Какие предметы из изучаемых были твоими любимыми и почему?

Мне очень нравились предметы на базе в магистратуре, так как я поняла, что мне интересны дисциплины биологической направленности (биофизика, молекулярная биофизика, эмбрионология). Из начальных курсов могу выделить лабораторные работы по физике (мне нравится экспериментальная деятельность), некоторые математические дисциплины (математический анализ, теория функций комплексного переменного), базовые курсы по вычислительной математике (но не программирование, а аналитический анализ). Кроме того, были гуманитарные дисциплины, которые тоже доставляли удовольствие, поскольку одними точными науками сыт не будешь, да и мозг должен развиваться и в других направлениях.

А как тебе преподаватели?

Я могу сказать,что работа преподавателя — огромный труд, и не мне их судить. Возможно, то, что не нравится одному, вызывает восторг у другого. Но я могу сказать, что все преподаватели в Физтехе разные. Есть те, кто в течение семестра дерет с тебя три шкуры, что в итоге помогает легко сдать экзамены, а есть и более лояльные.

А что из себя представляли твои однокурсники?

Когда я училась в Физтехе, москвичей и ребят из Московской области там было мало: думаю, около 10-20%. Остальные студенты приезжали из других городов и стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Украины, Казахстана и др. Не было никакой дискриминации: все жили дружно. Москвичам, у которых дом находился более чем в часе-двух езды от университета, давали место в общежитии. Я заметила, что у представителей некоторых городов было развито землячество, потому что люди знали друг друга до поступления, пересекались в летних лагерях и на олимпиадах. Отношения в Физтехе — как в большой семье: даже сейчас, после выпуска, когда я встречаю «физтехов», которые закончили университет раньше меня, мы легко находим общие темы для разговора.

В Физтехе каждый студент интересен по-своему. Есть ребята, которые много зубрят, и те, кому предметы даются легко: могут прочитать полкниги по математическому анализу, а остальное им очевидно. Есть, впрочем, и те, кто в какой-то момент разочаровались в своем деле и сдает сессии «лишь бы сдать». Но, даже несмотря на такое отношение к учёбе, это интересные и образованные люди. В Физтехе быть ботаником — это не зазорно.

Физтех — технический вуз, и девушек там меньше, чем парней: в мой год, например, поступило 100 девушек и 700 парней. Сейчас же, насколько мне известно, на некоторых факультетах (например, «Биомеде») девушек столько же, сколько парней, а, может, и больше. Думаю, это связано с тем, что в последние годы прием происходит по большей части по ЕГЭ, а девушки лучше его сдают, поскольку они внимательнее ребят.

Помню, со мной произошел забавный случай, когда я была абитуриенткой. Я жила в студенческом городке во время летних вступительных экзаменов, погода была хорошая, и я решила прогуляться до магазина. Меня остановила какая-то женщина, которая хотела узнать дорогу до какой-то улицы, на что я честно ответила, что не знаю, поскольку я приезжая. Она поинтересовалась, что я делаю в Долгопрудном и, когда узнала, что я приехала поступать, радостно сказала: «Поступаешь в Физтех? Какая прелесть! Тут столько замечательных молодых людей, обязательно найди себе мужа! Ну, и конечно не забывай об учёбе». В ответ я отшутилась, что приехала не жениха искать, а «грызть гранит науки». Но, в итоге, в alma mater я встретила не только человека, с которым хочу создать семью, но и людей, которые стали мне настоящими друзьями.

Какие же карьерные перспективы есть у людей, которые закончили Физтех?

В Физтехе люди не получают какую-то определенную специальность. У меня, например, в дипломе написано: «Магистр по направлению «Прикладные физика и математика», — то есть, по сути, я могу заниматься любой научной и ненаучной деятельностью, которые связанны с физикой, математикой, информатикой.

Если смотреть на то, куда пошли ребята после выпуска, то мне сложно выделить основную тенденцию: кто-то пошел в аспирантуру, кто-то уехал получать PhD за границей, многие пошли работать в разные компании, стали аналитиками, программистами. Перспективы зависят только от человека и его желаний. Физтех хорош тем, что за время учёбы ты знакомишься с людьми, которые работали в той или иной сфере, здесь проводится много «Дней карьеры», лекции от компаний и университетов, и ты можешь понять, что тебе интересно, а что — нет. Хочу еще раз упомянуть «базы»: их списке есть не только научные институты, но и наукоемкие компании и предприятия: Intel, «Яндекс» и др. Поэтому если студент знает, что ему интересно программирование, и он хочет работать в «Яндекс», это хороший старт.

А как ты сама видишь свое профессиональное будущее?

Сейчас я учусь в аспирантуре и ищу направление, в котором мне бы хотелось развиваться. Мой университетский опыт на отделении «Проблем» (сперва математическое моделирование, потом — экспериментальная биофизика) помог мне понять, что я хочу заниматься экспериментальной научной работой.

Кстати, что из себя представляют проблемы физики и энергетики на практике?

Проблемы физики и энергетики — это просто актуальные задачи по физике, решение которых приведет к развитию других областей и сфер деятельности. Например, исследования физических свойств веществ (например, полимеров) может быть полезно для создания солнечных батарей, которые, в свою очередь, играют немаловажную роль в энергообеспечении. Наука движется вперед, поэтому решение ее задач, в том числе и физических, еще долго будет актуально.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
05 февраля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты