Детократия: как устроен парк «Кидзания»

«Все профессии важны, все профессии нужны», — это мы помним с детства. В конце января в Москве открылся первый в России парке игрового обучения «Кидзания», где дети могут попробовать профессии на практике. На выбор — пожарный, художник, стоматолог, следователь и другие. «Учёба.ру» побывала в парке и осмотрела его изнутри.
Анастасия Нарушевич
05 февраля 2016
Фото: Тимур Аникеев

Первую «Кидзанию» создал в 1999 году мексиканский предприниматель Хавьер Лопес Анкона. Открывая «парк профессий», он не предполагал, что его начинание превратится в гигантский международный бизнес. Первая франшиза «Кидзании» появилась в Токио в 2006 году, а в течение следующих 10 лет лет открылось еще 20 парков. Последний из них начал работать в Москве в конце января и стал самым большим в Европе. Сегодня такие развлекательные площадки открыты в 18 странах мира. В Мексике их три, а в Японии — две.

В московской «Кидзании» даже в будний день немало посетителей. Для взрослого этот парк больше всего, пожалуй, напоминает «Алису в стране чудес» и «Путешествием Гулливера»: подавляющее большинство посетителей здесь — маленькие, а ты среди них — великан. Но никаких горок и батутов вокруг нет: каждый ребенок занят своим делом, выполняет «профессиональные» задания или трудится в офисе. И, в отличие от многих взрослых, делает это со вкусом.

Согласно задумке создателей «Кидзания» — это «детская страна», у которой есть гимн, валюта, язык и даже национальный танец. Кроме того, существует официальная легенда о том, как дети отделились от родителей и написали собственную Декларацию независимости, которую можно прочесть на входе, у фонтана. В этом документе зафиксированы основные права ребенка: быть, играть, творить, заботиться, делиться. И всё же, сама по себе московская «Кидзания», скорее напоминает мегаполис, чем страну с сельской местностью и населенными пунктами. В разных странах и городах такие парки строят с учетом их особенностей, так что в случае с российской столицей здесь есть Большой театр, ГУМ и узнаваемая городская панорама.

В парке открыты фабрики, кафе и рестораны, музеи, театр, редакция, пожарная станция, полиция, больница, радиостанция и многое другое. Всё это сделано совместно с партнерами проекта, поэтому объекты проработаны очень детально. Все задачи и задания пошагово описаны в сценариях, так что ребенок всегда знает, что и где нужно делать. Впрочему, никакого принуждения нет, так что, например, в телестудии СТС, где снимают ситком, можно в один день быть режиссером, а в другой — актером.

Как и в настоящем городе, многие вещи в парке взаимосвязаны. На входе, например, работает таможенный контроль, с которым сотрудничает полицейский участок. Если же в городе происходит пожар (конечно, никакого пламени в парке нет, зато есть много дыма и шума), туда из пожарной части под звуки сирены приезжает команда огнеборцев, которые поливают горящее здание водой из брандсбойтов. На месте проишествия также работает бригада скорой помощи и репортеры.

«Кидзания» организована так, чтобы «городская» жизнь была полноценной и содержательной. Например, попадают сюда дети на самолете: на входе стоит фюзеляж настоящего ТУ-154М, который когда-то возил космонавтов на «Байконур». Внутри него также находится одна из тематических зон — авиационная академия.

На входе выдают посадочный талон, страховку и банковскую карту. Последнюю нужно активировать в «Альфа-банке», который располагается на центральной площади, чтобы получить наличные «кидзо» — местную валюту. Заходя в парк, каждый получает стартовый капитал в 50 кидзо. Однако в городе всё построено на необходимости работать и зарабатывать, ведь деньги можно, скажем, потратить на занятия в автошколе или просто купить печенье.

В парке всё утроено для детей, — но по-взрослому. Например, в больнице на столе лежит манекен, дети проводят к операции, как настоящие хирурги и стоматологи, и всё оборудование выглядит почти как «снаружи», во взрослой Москве. «Мы ездили в клинику и наблюдали за реальными процессами, чтобы потом детально воссоздать это и с точки зрения визуального восприятия, и с точки зрения содержания, — рассказывает представитель „Кидзании“ Ксения Корнеева. — Партнеры проекта глубоко вовлечены в организацию процесса. Несмотря на то, что это международная компания, и в разных странах с ней сотрудничает множество компаний, каждая локальная „Кидзания“ делает упор на лидеров местного рынка».

Есть несколько вариантов того, как ребенок может выбрать профессию. Во-первых, на входе ему дают банковскую карту и говорят, что нужно снять наличные. Центральная площадь, где располагается банк, становится его первой точкой на карте, так что можно осмотреться и понять, куда хочется пойти. Во-вторых, в парке есть центр занятости, где ребенок заполняет анкету-резюме, проходит тестирование и получает карточку с описанием его типа личности и списком подходящих профессий.

Дальше, как показывает практика, всем становится интересно, как устроен город и как в разобраться. Так ребенок не только выбирает для себя профессии в игровой форме, но и получает социальные навыки и повышает свою финансовую грамотность. Он чувствует себя взрослым и сам делает выбор, ведь родители не могут зайти в игровую зону: это территория только для детей.

«В парке с детьми работают супервайзеры — это люди, которые находятся во всех зонах, — говорит Ксения Корнеева. — Для того, чтобы найти сотрудников, мы отсмотрели более 18 тысяч человек за пять месяцев. Те, кого мы выбрали, прошли множество тренингов за несколько недель: тренинг по детской психологии, порграмму по взаимодействию с детьми с особенностями развития (ее нам помог создать фонд „Обнажённые сердца“). Кроме того, изучалось актерское мастерство, ведь в такой работе очень важна степень импровизации. В основном, у нас работает молодежь и выпускники: 85-90% от всего персонала. Причем совершенно не обязательно, чтобы эта работа была как-то связана с высшим образованием. Главное, чтобы люди любили детей и были увлечены процессом».

Анастасия Нарушевич
05 февраля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты