Большие трудности: почему не работает «Глобальное образование»

Программа «Глобальное образование», на которую государство потратило более 4 млрд рублей, оказалась невостребованной: вместо 700 участников за три года удалось найти всего 121. Почему российских выпускников не привлекает возможность бесплатно получить степень магистра в лучших зарубежных вузах? Мы поговорили с участниками «Глобального образования» и с теми, кто от него отказался.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
03 февраля 2016

«Глобальное образование» — государственная программа, созданная для укрепления кадрового потенциала России. Она позволяет выпускникам российских вузов продолжить обучение за рубежом в магистратуре, аспирантуре или ординатуре одного из 288 вузов в 32 странах мира за счет государства. Лимит на каждого участника программы — до 2,763 млн рублей в год, причем оплачивается не только обучение в вузе, но и проезд до места обучения и обратно, проживание, питание, медицинская страховка и учебная литература.

Помимо предоставления паспорта гражданина РФ и диплома об окончании бакалавриата потенциальному участнику нужно соблюсти еще два условия. Первое — он должен самостоятельно поступить в зарубежный вуз: пока выпускник не предоставит документ о поступлении, он не сможет претендовать на грант. Второе условие — быть готовым работать в одной из 550 компаний-партнеров программы минимум три года после окончания обучения. Если участник нарушит условия программы, он не только потеряет грант, но и вынужден будет заплатить «кругленькую» сумму в виде двукратного размера от суммы гранта (до 5,5 млн рублей).

На первый взгляд, условия не такие уж и жесткие, особенно учитывая размер гранта. Но почему же, в таком случае, программа «Глобальное образование» не смогла собрать необходимое количество участников и привлекла всего 121 студента, а не 700, как ожидалось? «Учёба.ру» решила выяснить это и поговорила с участниками программы, выпускниками, которые отказались от нее, и с представителем самого «Глобального образования».

 

Михаил Николаев,
участник программы

Сначала я поступил в EPFL (Федеральную политехническую школу Лозанны), а затем уже узнал о программе «Глобальное образование» от проректора по учебной работе в МФТИ. Принять участие в программе я решил сразу, но еще долго оставалась неуверенность в перспективах программы и дальнейшем трудоустройстве в России. Больше всего меня как ученого настораживала нестабильность в области финансирования и развития науки в России. Одним из решающих факторов, в результате, стало активное развитие научно-исследовательской базы МФТИ в последние годы, открытие новых лабораторий и научных центров, масштабное строительство корпусов и благоустройство кампуса.

Принять участие в программе было не сложно (особенно по сравнению с поступлением в PhD). На первом этапе требовалось заполнить стандартную анкету, указать личные данные, вуз и направление подготовки, загрузить копии подтверждающих документов на сайт. На втором этапе, после утверждения списка рекомендуемых кандидатов, нужно было предоставить оригиналы документов. Координаторы программы работают очень слаженно, быстро отвечают на вопросы и помогают пересылке документов. Поэтому, даже находясь в течение всего времени отбора в Швейцарии, я не столкнулся ни с какими трудностями, связанными с участием в программе. Пожалуй, самая проблемная вещь — это получение справки о несудимости. Ее всё же стоит получать заранее, находясь в России, или вовремя написать генеральную доверенность на другого человека.

координаторы программы работают очень слаженно, Но в плане документов, Пожалуй, самая проблемная вещь — это получение справки о несудимости

Я поступил в PhD в EPFL сразу после окончания магистратуры. Сейчас я занимаюсь биофизикой. В бакалавриате и магистратуре это была больше «структурная биология», нас интересовало решение атомарных структур мембранных белков. В аспирантуре мне захотелось освоить совсем новую для меня область — «клеточную биологию». Поэтому сейчас я работаю в лаборатории «Биоинженерии стволовых клеток». Мы работаем с разными типами стволовых клеток (стволовые клетки кишечника, миобласты, фибробласты, эндотелиальные клетки) и с помощью специальных биогелей пытаемся создать условия для их развития в ткани организма.

Руслан Айгинин,
участник программы

Я участвовал в программе университета «Иннополис», то есть первым делом я узнал о ней и попал туда, а «Глобальное образование» появилось позднее. Нескольких молодых IT-специалистов, в том числе меня, отправили в Университет Карнеги-Меллон учиться на программе Software Engineering, чтобы после они могли работать в «Иннополисе». На определенном этапе стало известно, что мы будем претендовать на грант «Глобального образования» и он, возможно, покроет часть затрат на нашу учёбу. Таким образом, «Иннополис» был инициатором моего обучения за границей, и он же помог мне с получением гранта.

Для того, чтобы получить этот грант, я, в основном, занимался тем, что собирал документы: паспорт, ИНН, свидетельство о зачислении, счета-фактуры и др. Сложностей при подаче заявки у меня не возникало: они появлялись только в процессе учебы. Однако стоит отметить, что в «Иннополисе» была сотрудница, которая помогала нам с этим: она вела переговоры с представителями программы, помогала заполнять документы.

Возможно, недобор желающих участвовать в «Глобальном образовании» связан с низкой осведомленностью студентов о программе

Возможно, недобор желающих участвовать в «Глобальном образовании» связан с низкой осведомленностью студентов о программе, а также с трудностями, связанными с участием, — например, необходимостью поступить самому, и финансовыми затратами: ведь необходимо сначала поступить в зарубежный вуз, а уже потом будет произведена выплата.

Никита Куделин,
участник программы

После бакалавриата я планировал продолжить обучение в магистратуре по специальности за рубежом, и при выборе места ориентировался на вузы, которые были отобраны для финансирования по программе «Глобальное образование». В некоторые из них я подал документы, и больше всего хотел поступить туда, куда сейчас готовлюсь ехать учиться, — Университет Квинсленда (Брисбен, Австралия). С представителями программы я познакомился на образовательной выставке, которая проходила в моем городе в прошлом году, уточнил все интересующие детали, получил контакты представителя университета, чтобы отслеживать процесс рассмотрения заявки. Как только я получил письмо-приглашение от университета, я стал участником программы, прошел отбор и через несколько недель еду учиться в страну, в которой раньше никогда не был. О результатах пока судить рано, поскольку, по сути, это только начало пути: в рамках программы я прохожу обучение, а потом трудоустраиваюсь и работаю три года в одной из российских компаний, так что время покажет.

всё это — большой риск с высокими финансовыми временными и психологическими затратами

Для того, чтобы поступить на программу, нужно выучить язык, сдать языковые экзамены, выбрать вуз и подготовить документы, а это не так просто. Это большое и серьезное дело, на которое без опыта пребывания за границей, знания нюансов при оформлении документов и без консультаций очень трудно решиться. Это требует мотивации и осознания, что всё реально, осуществимо и по силам. И это требует денег, так как многие сопутствующие услуги обходятся недешево. А ведь это только первый этап — поступление, и только после него можно стать участником программы. Но нет гарантии, что грант можно выиграть и точно поехать. Соответственно, всё это на данный момент — большой риск с высокими финансовыми, временными и психологическими затратами. И это только поступление и подачу заявка, — лишь одна часть сложностей, которые могут оттолкнуть человека от такого проекта, как учеба за рубежом.

Алиса Мазур,
участница программы

Впервые о программе «Глобальное образование» я услышала от знакомых, потом стала часто видеть посты о программе в социальных сетях и, в конце концов, решила: «Почему бы не попробовать?». С самого детства мечтала учиться в Англии, но, если честно, даже не надеялась, что моя мечта когда-нибудь сбудется. Решила попробовать — и прошла. Сначала я зарегистрировалась на сайте и представила всю информацию о работе, предыдущем образовании и так далее. Потом потратила много времени на поиск специальностей, соответствующих требованиям программы в разных университетах Великобритании, написала множество мотивационных писем и получила в ответ письмо о зачислении. Тогда же я получила сообщение о том, что моя заявка в «Глобальном образовании» одобрена. С этим письмом и полным пакетом документов я приехала в Москву и заключила соглашение.

Проблема в том, что зарубежные вузы, как правило, не предлагают зачисление сразу — сначала получаешь Conditional offer, то есть зачисление при выполнении каких-либо дополнительных требований (обычно нужно выслать нотариально заверенную копию диплома). Когда у вуза есть все оригиналы или заверенные копии, он предлагает Unconditional offer, то есть безусловное зачисление.

Зарегистрироваться в программе «Глобальное образование» можно в любое время. Но заявка не будет рассмотрена до тех пор, пока не будет хотя бы Conditional offer. Чтобы выиграть конкурс, достаточно иметь Conditional offer, но заключить соглашение нельзя без Unconditional offer на руках. Здесь, я думаю, и заключается главная трудность, поскольку время ограничено, надо действовать быстро, а университеты не торопятся с подтверждением. В результате, есть опасность, что, даже став победителем программы, человек вынужден будет отказаться от гранта из-за медлительности вуза.

Грант предоставляется в рублях, а сейчас положение рубля нестабильно. Я думаю, люди боятся, что из-за его обесценивания гранта может просто не хватить

Мне кажется, никаких сложностей при оформлении заявки на участие нет, потому что все документы загружались онлайн для проверки. Конечно, было непросто собрать все необходимые справки и документы, но я не сказала бы, что меня это сильно беспокоило. Я думаю, студенты не участвуют в «Глобальном образовании» по нескольким причинам. Во-первых, многие просто не знают об этой возможности или думают, что это сложно, невозможно, да и вообще нереально. Во-вторых, многие хотят поступать на специальности, которые не входят в рамки программы, а их немало. В-третьих, я думаю, это происходит из-за того, что грант предоставляется как единоразовая выплата фиксированной суммы в рублях. Хотя она и достаточно крупная, сейчас положение рубля очень нестабильно. Люди боятся, что из-за обесценивания российской валюты гранта может не хватить на жизнь. Мне кажется, негибкость программы в этом смысле — это большой минус.

Анастасия Григорьева,
передумала участвовать в программе

Я заканчиваю в этом году бакалавриат факультета журналистики МГУ и думаю продолжить обучение за рубежом. Узнав о возможностях, которые предоставляет «Глобальное образование», я заинтересовалась этой программой. В это время как раз проходил вебинар по обучению в магистратуре Германии (кстати, о нем я узнала на официальном сайте программы) и, поскольку именно в этой стране мне было бы интереснее всего учиться и жить в дальнейшем, я зарегистрировалась на это мероприятие. Вебинар оказался динамичным, познавательным и интересным. Мне, на тот момент не знавшей практически ничего о немецких вузах, он был очень полезен. Однако было одно «но»: уже через пять минут трансляции стало ясно, что программа «Глобальное образование» мне не подходит по одной простой причине: в списке направлений, которые она предполагает, нет журналистики и смежных с ней областей. А медицину или, скажем, ядерную физику за год я никак не смогу дотянуть до уровня поступления и обучения в зарубежном университете.

Программа «Глобальное образование» мне не подошла по одной простой причине: в списке направлений, которая она предполагает, нет гуманитарных наук

В целом я считаю, что это нужная и перспективная программа, а в том, что она практически не включает гуманитарные науки, тоже есть определенный смысл. Программа государственная, а государству необходимо «взращивать» кадры, которые позже смогут реализовывать потенциал страны — отсюда требование к профессиям и требование к трудоустройству в российскую компанию после выпуска. Такая жесткая система, безусловно, не может не влиять на количество желающих участвовать в программе.

Анна Гетманская
руководитель направления программы «Глобальное образование»,
Московская школа управления «Сколково»

Вопрос продления программы «Глобальное образование» находится на рассмотрении в Министерстве образования и науки РФ. Студентам, которые сейчас хотят подать заявку на программу, чтобы поступать в 2017 году, нужно поступать в зарубежный вуз и подавать заявку на грант. В первую очередь, нужно зарегистрироваться на официальном сайте программы «Глобальное образование» и изучить ее основные положения. Параллельно необходимо выбрать страну, вуз и образовательные программы, на которые хотелось бы поступить. Мы советуем подавать документы в несколько вузов и программ, чтобы увеличить шанс на поступление. Одним из критических моментов для поступления в любой вуз за границей является знание иностранного языка. Уровень владения им определяется в ходе тестов; у разных университетов тесты и проходные баллы могут быть разными. Но по опыту я знаю, что почти всем студентам требуется дополнительная языковая подготовка перед сдачей языковых экзаменов.

Мы рекомендуем всеми этими этапами заниматься параллельно. Как показывает практика, от момента принятия решения до фактического поступления и получения гранта проходит от шести месяцев до года. Но с учетом того, что пока не принято решение о продлении программы, лучше поступать в зарубежный вуз уже сейчас и подавать заявку на участие в 2016 году.

Студентам не нужно поступать и обустраиваться за рубежом без поддержки. После дистанционного получения «оффера» (документа, подтверждающего факт зачисления в зарубежный вуз) можно подавать документы на получение гранта «Глобального образования». Кандидаты могут еще до момента поступления в зарубежный вуз проконсультироваться с оператором программы и узнать, соответствует ли образовательная программа или учебное заведение условиям программы.

«Глобальное образование» не предполагает никакого распределения по местам работы. Выбор рабочего места происходит по обоюдному согласию участника программы и организации-работодателя из утвержденного перечня. Более того, если участник уже работает в организации, которая соответствует приоритетным направлениям программы, но пока не является утвержденным работодателем, и планирует вернуться на свое рабочее место после учёбы, новые организации могут войти в официальный перечень за счет несложной процедуры.

Список направлений: наука, образование, медицина, инженерия, управление в социальной сфере, — утвердило Правительство РФ. Программы по менеджменту присутствуют в утвержденном списке программы, но не в «чистом» виде, а в виде менеджмента в образовании, в сфере культуры, в медицине, в инженерном деле, в сфере окружающей среды и прочих.

В плане работы после программы допускается переход в другую организацию, включенную в список организаций-работодателей, но не более двух раз. Странно не учитывать возможные нюансы: не сошлись характером с руководством, нашли более интересное направление, нужен переезд в другой город по семейным обстоятельствам и так далее. Поэтому в программе предусмотрен гибкий механизм, чтобы работа не превращалась в трудовую повинность.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
03 февраля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты