Маркетинг для молодых

Катерина Смирнова
19 ноября 2013
Фото: ВВDO

Сделать большую карьеру к 30 годам, получать 70 000 рублей уже в 23, работая в режимах «драйв» и «фан», — таков удел успешного маркетолога. Как им стать, рассказывает управляющий директор BBDO Branding Ольга Коновалова.

 

Ольга Коновалова

Род занятий маркетолог, менеджер
Должность управляющий директор BBDO Branding
Образование Факультет социологии Государственной академии управления (сейчас — ГУУ)
Чем известна Любит заниматься исконно мужскими брендами. Создавала рекламу для Daewoo, BMW, Chrysler, Jeep, Dodge. Занималась стратегий таких марок пива как «Патра», «Три Богатыря», Holsten, Miller.
Перcпективно ли изучать маркетинг в вузе? Не наблюдается ли сегодня перепроизводства специалистов?
 
Хорошего квалифицированного работника сложно найти. Рекламно-маркетингово-экономических дипломов раздают много, но мы тщательно подбираем себе кадры. Свежих выпускников на начальные позиции мы, конечно, набираем, а вот закрыть вакансии на среднем уровне и выше всегда непросто.
 
На какие деньги можно рассчитывать после вуза?
 
Согласно рейтингу зарплат в индустрии, проведенного АКАР, стартовая зарплата составляет примерно 30-40 тыс рублей. Но рост возможен довольно быстрый. Все зависит от твоих способностей, от удачи — она тоже нужна. Но в среднем 70 000 рублей — это нормально для специалиста среднего уровня.
 
А что такое маркетинг?
 
Единого мнения по этому вопросу нет. Можно сказать, что маркетинг — это продвижение товаров. Но продвигать товары можно миллионами путей. Поэтому для кого-то маркетинг — это почти продажи, а для кого-то почти логистика. В институтах маркетинг, как правило, «цепляют» к рекламе. Важной частью маркетинга является брендинг, которому специалисты тоже затрудняются дать однозначное определение. Иногда нам непросто бывает договориться с клиентом. Это бывает столь же сложно, как понять последователей разных школ кунг-фу. В нашей профессии нет единых букварей — никогда точно не знаешь, кто что как назвал и какой смысл вложил.
 
За что вы любите маркетинг?
 
Потому что это — мое. Я занимаюсь тем, чем хотела заниматься всегда. Вообще, я считаю, что работаю по специальности. Я окончила социологический факультет Государственной академии управления. Тогда еще не было профильного образования по маркетингу и рекламе.

 

После выпуска меня на пару лет занесло в психологию я поработала в судебно-психиатрической экспертизе.

Но это особый мир, наполненный людьми, которые мне не очень близки. Я настроена на социальные отношения, люблю работать в группе, люблю лидировать И как только я это поняла, я вернулась к здоровым людям. Выбор был невелик. Середина 90-х годов, только начала раскручиваться рекламная индустрия и поступил запрос рынка на подобных мне специалистов. Мои однокурсники устраивались либо в рекламу, либо в ресечерские компании, которые проводят маркетинговые исследования рынка. Во время учебы я поработала в «Комконе», но мне показалось, что это скучно. И я устроилась в «Останкино», где было рекламное агентство «Вид», потом перешла в «Видео Интернешнл», а затем сюда, в BBDO. То есть больше уже никуда не сворачивала.

 
Чем вообще занимаются люди в рекламных агентствах?
 
Реклама траспадается на две части: медийную и креативную. Медийную я посчитала для себя слишком цифровой. Хотя, хочу заметить, что с точки зрения финансовых и карьерных возможностей, медиапланирование является перспективным направлением. Это профессия больших чисел и больших бюджетов. И туда уходят те, кто предпочитает возиться с данными, оперировать с цифрами. А креатив сложнее. Ведь обосновать заказчику, что предлагаемое тобой креативное решение поможет ему решить задачи по продвижению товара и поднятию продаж, трудно. Тут только сплясать можно — цифры не помогут. А мы, занимаясь креативным маркетингом и рекламой, должны доказывать эффективность предлагаемого продукта. Ты тратишь много нервных сил, зарабатывая каждый рублик. Но несмотря ни на что, я выбрала креатив и решила развиваться именно как управляющий всем этим процессом — то, что сейчас называется «менеджер по работе с клиентами».
 
После вуза пришлось многому учиться?
 
Как оказалось, мое образование было абсолютно правильным. У нас были годовые курсы общей психологии, социологии, социальной психологии — то, чего недодают на факультетах маркетинга. Сейчас стараются образование сделать более прикладным, чтобы выпускники могли сразу начинать работать. Работать они все равно не могут, а профессиональные знания сажать некуда, потому что нет гумусного слоя, фундамента. Люди хватают операционные верхи, но не понимают, как «телеграмма, пришедшая из-за океана, сухая из воды выходит». То есть они работают без понимания механизма, как устроено то, чем они занимаются. Хорошее фундаментальное образование позволило очень быстро вписаться. Мне интересно многое: разные сферы знаний и типы задач. Я хочу заниматься и аналитическими, и творческими вопросами.

 

Я не готова посвятить условному жуку-скарабею
 всю свою жизнь.

И я считаю, что моя карьера развивается успешно, потому что такой тип людей востребован эпохой, информационно перегруженным XXI веком. Помните у Пушкина? «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя». Мне всегда нравилось это «мимоходом». Это про способность решать много задач одновременно, как бы жонглируя, но при этом уметь фокусироваться и расставлять приоритеты. Ты приходишь в агентство по зову сердца, потому что тебе нравится работать именно в таком сумасшедшем режиме. Здесь я у меня есть возможность заглянуть во все категории: в инвестиционный банкинг, в сотовую связь, в производство сыра, пива, мяса. Я бываю на заводах, знакомлюсь с людьми. Я знаю огромное количество историй о развитии разных сегментов, что делает меня ценным специалистом. Я могу в разговоре с сыроделом рассказать ему, обо что споткнулись в свое время производители сосисок. Эти параллели очень полезны клиенту, потому что он живет в своем замкнутом «сырном» мире, а я могу принести ему какую-то «конфетную» или «рыбную» правду.

 
Есть точка зрения, что у маркетологов очень веселая и творческая работа? Это так?
 
Маркетинг и реклама привлекательны тем, что здесь есть творчество. А представители «поколения Миллениум» уже не хотят быть аудиторами — они хотят быть людьми творческих профессий. А здесь можно найти и общение с интересными людьми, и карьерные перспективы, и креатив. Однако, когда ты работаешь на стороне клиента, ты очень ограничен сегментом своих брендов. Например, ты бренд-менеджер бренда Х. И все твои профессиональные устремления и амбиции сконцентрированы вокруг одного продукта. Ты приобщаешься к бренду и растворяешься в нем.

 

Ты — носитель корпоративных ценностей и апологет продукта, который производит твой работодатель.
Это сродни патриотизму.

А в агентстве все немного иначе. Рекламный народ немного циничен: мы ведь сами эти мифы создаем. Я вижу, как иногда клиенты нам завидуют. В нашей работе больше разнообразия и свободы. Хотя, возможно, я идеализирую свое рабочее место. Я же тоже «в бренде». В бренде BBDO. Digital marketing — новый этап развития маркетинговых технологий в цифровой среде, то есть организация продвижения брендов, товаров и услуг не только в Интернете, но также с использованием приложений в телефонах, электронных дисплеев в общественных местах. /div>

 
Как добиться успеха в маркетинге?
 
Если ты на клиентской стороне, иди изначально туда, где продают то, что ты любишь. Любишь Windows — иди в Microsoft и забудь про айфон. Тогда ты получишь удовольствие от взаимодействия с брендом. А если ты хочешь потрогать руками разные вещи, иди на агентскую сторону. Но нужно понимать, что это сервисный бизнес, то есть работа в режиме «чего изволите?». Это надо уметь делать, это должно идти от души.
 
Что нужно для того, чтобы сделать быструю карьеру?
 
В работе с клиентами, помимо того, что ты умеешь делать, имеет значение, какое ты производишь впечатление — ведь клиент должен тебе довериться и в конечном итоге заплатить деньги за неосязаемый продукт. Второй аспект — коммуникационные навыки, которые составляют ядро профессии. Без них никуда. К сожалению, говорить молодое поколение разучилось. Письменный язык виртуальной среды становится разговорным, а нормальная, красивая убедительная, эмоциональная, грамотная русская речь встречается все реже. И это какой-то кошмар. В нашей сфере не выживут люди, которым некомфортно говорить на публике, которые не владеют мастерством полемики, не могут проанализировать факты, сделать из них вывод и донести до оппонента свою точку зрения. Поэтому если молодой специалист имеет достаточно знаний, умеет налаживать контакты и при этом выглядит солидно и говорит убедительно, то он может оказаться на достаточно высокой позиции, не достигнув 30 лет.
 
Где посоветуете получать маркетинговое образование?
 
Лидеры все те же: РЭУ, ГУУ, ВШЭ, экономический и социологический факультеты МГУ, МГИМО. Новые факультеты при различных институтах, к сожалению, часто не обладают преподавательским составом нужного уровня. Наш основной костяк: экономисты, социологи и лингвисты. Я считаю, что нам безумно не хватает представителей технических специальностей, то есть людей инженерного склада ума. Мы ведь не совсем гуманитарное направление, а вышло так, что всю власть в професии захватили «лирики». Мы работаем с исследовательскими данными, и нам нужны хорошие аналитические мозги.

Cоветы для начинающего маркетолога от Ольги Коноваловой

  1. Коммуникационные навыки — это основное. Учитесь общаться, быть интересными и терпеливыми собеседниками, иногда и светскими персонажами. Умейте донести свою мысль до других, увлечь их, но научитесь и слушать. Истины банальные, но очень точные.
  2. Узнавайте и соблюдайте правила. Маркетинг — это наука, пусть и не такая точная, как математика. Многочисленные книги с разными трактовками, понятиями и формулировками не должны создавать ложного впечатления, что здесь нет законов, которые нужно знать, соблюдать и лишь изредка нарушать, да и то для пользы дела.
  3. Умейте ждать. Если прошел год, а в карьере не произошло ощутимого роста, это не значит, что у вас стагнация. Это время скрытого роста, когда надо напитываться знаниями — слушать, улавливать. Знания эти нужно уметь брать, не говорить «да я все это уже знаю!» Такая позиция очень ограничивает рост. Но и не проводите все время в ожидании, когда вас заметят и отметят. Работайте и получайте от этого не только деньги и удовольствие, но и развитие.
BBDO Group —старейшее рекламное агентство России. Название — первые буквы фамилий основателей международной сети BBDO Worldwide (Баттен, Бартон, Дерштайн и Осборн), в которую входит и BBDO Moscow. В 1989 году это были всего 5 человек, обеспечивающих рекламную поддержку первому еще советскому заводу, выпускающему Пепси-Колу. Сейчас это холдинг из 16 подразделений, в которых работает более 300 сотрудников.
Катерина Смирнова
19 ноября 2013

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты