Обучение палкой

Сегодня доминирует точка зрения, что обучаться надо только тому, что вам нравится. Если вы чего-то не любите, то якобы не сможете это освоить. Однако учиться из-под палки иногда все-таки необходимо.
Дмитрий Лисицин
Дмитрий Лисицин, шеф-редактор Учёбы.ру
16 октября 2013

Вас когда-нибудь пихала в бок женщина двухметровой металлической палкой? Меня да. Удовольствия такая форма внимания не приносила никакого, зато это оказалось неожиданно полезным.

Я с детства не люблю воду и вплоть до поступления в вуз мне удалось успешно саботировать все попытки научить меня плавать. Внутренне я оправдывал собственное нежелание учиться тем, что, раз я не люблю водоемы и не плаваю на корабликах, то учиться плавать мне ни к чему. Не нужно вкладывать силы в то, что тебе не нужно.

Научили меня уже в МГУ, естественно, против моей воли. В начале второго семестра нам объявили, что всем студентам нужно сдать норматив по плаванию. «Норматив» — это проплыть два раза двадцатипятиметровый бассейн. Всех, кто не сможет это сделать, обещали отправить на принудительное обучение. Сдачу я пропустил, и оказался в секции плавания. Кстати, потом выяснилось, что так специально поступили некоторые мои сокурсники, которые блестяще умели плавать и просто хотели получить законную возможность дополнительно ходить два раза в неделю в бассейн.

Как оказалось, таких никудышных пловцов, как я, на курсе было немало, — полтора десятка человек. Тренер с говорящей фамилией Коновалова почему-то выделила в этой группе меня и моего товарища Алексея и начала с нами усиленно заниматься — возможно, она не считала нас безнадежными.

Плавать учили кролем. Основная трудность в освоении этого стиля заключается в синхронизации движений. Нужно было ритмично прижимать затылок то к левому, то к правому плечу, одновременно грести другой рукой и делать махи прямыми ногами. Я постоянно забывал либо прижать затылок, так что голова оказывалась в воде, либо сделать гребок, в результате чего движение останавливалось. Если получалось сделать и то, и другое, я сгибал ноги, и их начинало сводить.

Каждая из трех этих ошибок заканчивалась одинаково — я начинал тонуть и в панике хватался за бортик бассейна. Именно в этот момент рядом оказывалась тренер Коновалова. Вместо того, чтобы приободрить незадачливого ученика ласковым словом, она брала двухметровый металлический шест и методично отбрасывала меня от бортика всякий раз, когда я пытался к нему прильнуть. Нельзя сказать, что такая форма не вызывала у меня внутреннего протеста, но сделать я ничего не мог — перетягивание палки с тренером-женщиной мне казалось высшим проявлением идиотизма (особенно в ситуации, когда непонятно, кто кого перетянет). Поэтому я понуро отплывал от бортика и снова начинал пытаться синхронизировать ноги, руки и затылок.

Чем меньше ошибок, тем меньше контактов с палкой.

После этого тренер перевела меня на центральную дорожку. Палкой до нее было уже не достать, но там не было бортика, поэтому мотивацию к плаванию я находил уже самостоятельно.

В конце семестра тренер объявила мне и Алексею, что для получения зачета нам с ним нужно будет прыгнуть «рыбкой» с вышки. «Не прыгнешь с вышки — попадешь на пересдачу, а потом и на пересдачу с комиссией. — иронизировал мой товарищ. — Придет руководство факультета, рассядется на трибунах, и начальник учебной части скажет: «Прыгай, Лисицин, а то отчислю». Волнующий момент так и не поступил — в день сдачи зачета Коновалова заболела и мы просто подписали свои зачетные книжки у другого тренера, которая ничего не знала о требовании прыгнуть с вышки. Так закончилось мое обучение.

Несколько лет назад в старинном Калязине я поскользнулся и упал в заболоченный городской пруд. Он оказался неожиданно глубоким и с очень крутыми берегами. Меня быстро отнесло на несколько метров от берега, и я начал тонуть. В рассказах о счастливых спасениях нередко присутствуют голос свыше, свет, или даже божественный лик. Бога я не видел — в моем сознании возник образ металлического шеста. Я прислонил затылок к левому плечу, замахал ногами и сделал гребок. Через несколько секунд, мокрый и грязный, я стоял на берегу и выплевывал ряску.

Далеко не всегда наши желания должны определять программу обучения, то, что кажется бессмысленным и глупым, может быть важным и жизненно необходимым.

Дмитрий Лисицин
Дмитрий Лисицин, шеф-редактор Учёбы.ру
16 октября 2013

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты