Нужен ли Гёте инженеру?

Не будет преувеличением сказать, что проект, подобный этому, в Новосибирске ждали. Где бы сегодня ни проходили лекции «Открытой Кафедры» — в аудиториях Технопарка, книжных магазинах или библиотеках, они всегда собирают слушателей.
Елена Ковалева
02 ноября 2015

Оказалось, что многим для повышения качества собственной интеллектуальной жизни просто необходимо знать, как работает урбанистическое воображение, и как символисты относились к Чехову (цитирую названия некоторых октябрьских тем).
Многим. А есть ли среди них технари? И вообще: испытывают ли сегодняшние инженеры нехватку гуманитарных знаний и если да, то стремятся ли ее восполнить? Об этом мы говорим с Натальей Ласкиной, литературоведом, кандидатом филологических наук, организатором «Открытой кафедры». Неполных два месяца назад она вместе с коллегами вывела «Открытую кафедру» за рамки НГПУ и сделала высококлассные гуманитарные знания доступными для всех желающих.

Наталья Олеговна, один из комментаторов к Вашему недавнему интервью в СМИ оставил вопрос-отрицание: зачем сегодняшнему молодому человеку развиваться в областях, не затрагивающих его материальные интересы. Что Вы на это скажете?

Во-первых, в современном мире совершенно нереально развиваться только в одной области и становиться «специалистом по забиванию гвоздя определенного типа». Потому что через 5 лет эти гвозди выйдут из употребления, и ты останешься на улице. Так что даже с точки зрения материального интереса правильнее стремиться захватить как можно больше сфер. Надо развиваться вширь, быть совсем-совсем узким специалистом сегодня очень опасно.

А во-вторых (что еще важнее), жизнь человека никогда не состояла и не состоит только из выживания. Хотя у нашего народа есть этот рефлекс: первым делом выжить, накормить детей, а потом всё остальное. Мне кажется, что это последствия многочисленных катаклизмов, произошедших в России за последние сто лет.

искусственное деление на «гуманитариев» и «технарей», устаревшее для многих новых профессий, очень мешает и тем, и другим

«Открытая кафедра» — это новый образовательный проект, в рамках которого в Новосибирске проводятся просветительские и учебные акции для взрослых и школьников. Лекторы и ведущие семинаров — преподаватели новосибирских вузов, специалисты в области истории и теории мировой литературы и культуры. Курсы «Открытой кафедры» учат слушателей лучше ориентироваться в классической и современной художественной культуре и способах ее описания, разбираться в актуальной литературной жизни, понимать и интерпретировать тексты любой сложности.
Учебные программы «Открытой кафедры» реализуются на разных площадках и адаптированы к разным аудиториям. Это проект мобильного, но серьезного дополнительного образования, менее жесткого и специализированного, чем университет, но более систематического и диалогичного, чем разовые открытые лекции.

На самом деле вздохнуть можно, и большая часть современных россиян занята не только выживанием. Если человек пишет комментарии, значит, у него есть и время, чтобы прочитать статью, и гаджеты, и выход в интернет. Так что с выживанием дела обстоят более-менее неплохо. И тут часто оказывается, что люди не знают, что делать дальше. Вот элементарно: что делать в свободное время? В отпуске, на каникулах? Куда деваться, если тебя учили всю жизнь только работать, работать и работать, чтобы выжить? И заработать деньги. А что потом с этими деньгами делать, ты уже не понимаешь.

И многие начинают осознавать, что лучший способ как-то заполнить это время — заняться саморазвитием. На любом уровне: в кино сходить, поучиться, освоить параллельную профессию. А все сферы, связанные с коммуникациями, — это, по идее, естественная среда для дополнительного саморазвития. И всё, что связано с книгами и культурой — это понятный первый шаг на пути к тому, чтобы начать заниматься чем-то кроме выживания. Потому что пойти учить ботанику — это тоже очень интересно, но менее очевидно.

Кого больше на лекциях — технарей или гуманитариев? Есть ли разница в целях посещения лекций у тех и других?

«Открытая кафедра» начала работать в публичном режиме совсем недавно, достоверной статистики, конечно, еще нет. Сейчас приходит больше гуманитариев: многие из них уже знают лекторов или как своих преподавателей, или по открытым лекциям. Не из гуманитарной среды приходят, судя по первым впечатлениям, более взрослые люди.
Разница есть между теми, кто профессионально занят в сфере культуры, слова, гуманитарного образования и теми, кого гуманитарные темы интересуют только как область саморазвития. Но мы все очень мало знаем об интересах и целях людей, занятых самообразованием, — в том числе о структуре чтения и о «культурной грамотности». Социология пока дает очень скудную информацию, а опираться только на личные впечатления опасно. Однако понятно, что искусственное деление на «гуманитариев» и «технарей», устаревшее для многих новых профессий, очень мешает и тем, и другим определять свои личные задачи.

А способны ли гуманитарные знания помочь технарю в его профессиональном развитии? В бизнесе?

Конечно. Каждый из нас, независимо от выбранной профессии, постоянно имеет дело с гуманитарной работой, потому что гуманитарное — это, в первую очередь, коммуникации, социальность. Да, инженеру вовсе не обязательно иметь образование филфака, но ему нужно уметь общаться с людьми и выражать свои идеи письменно, в понятных и связных текстах. Нужно уметь быть понятным, ведь реальная работа технарей наполовину состоит из того, чтобы объяснять другим, как и что они должны делать. Наконец, им нужно уметь выстраивать взаимоотношения с бизнесом. А бизнес нетерпелив и требует, чтобы суть проекта объяснялась кратко, доходчиво, красиво. Вот все эти требования — «кратко, связно, понятно, красиво» — это и есть гуманитарные навыки, необходимые в работе.

Кроме того, будущим инженерам очень полезно и нужно развивать своё воображение. Потому что, изучая только технические дисциплины, человеку сложно изобретать и представлять новое. А воображение очень трудно развить вне художественного текста, и, по счастью, у нашей цивилизации есть такой способ.

И, наконец, историческое мышление. Инженер изобретает не в пустоту — он изобретает для людей, поэтому ему важно понимать, что нужно современному человеку, что у него есть, что уже было, а чего еще нет. И это закрепляет лучше всего именно художественная литература. В ней мы черпаем знания о том, как жили люди в прошлом, как они мыслили, какие истории рассказывали, какие песни пели. Эти знания чрезвычайно важны. Иначе мы будем без конца изобретать всё тот же велосипед.

Допустим, студент технического вуза, либо любой молодой специалист решил, что для профессионального роста ему необходимы гуманитарные навыки. Каким образом он может их нарастить?

Можно делать это самостоятельно. Есть люди очень талантливые, у которых получается чистое самообразование. Но надо понимать, что это огромный труд. Примерно такой же, как самостоятельное освоение иностранного языка.

Тогда что надо делать? Много читать. Причём, сложного. Нельзя читать то, что тебе нравится. Потому что то, что нравится — это зачастую легкое чтение, с ним навыки не приобретаются. Самые сложные тексты — художественные. Они более информативны, их можно по-разному читать и перечитывать, они адресованы сразу нескольким аудиториям, наконец, в них есть контекст, который полезно знать. Поэтому эффективнее всего для самостоятельного обучения читать большие сложные романы или сложную поэзию.

Но это же надо знать, какие тексты читать. Как это сделать, если человек учится в техническом вузе и ни одного филолога в жизни не видел? Он найдет 20 разных списков в интернете, совершенно разных, несовпадающих. Он может даже найти филфаковский список, увидеть там 100 текстов античной литературы и начать читать. Но я не видела людей, которым это удавалось. Потому что если тебе не угрожает экзамен, и не надо себя мобилизовать, нужны железная мотивация, дисциплина и какие-то фантастические способности, чтобы всё это освоить.

Нельзя читать то, что тебе нравится. Потому что то, что нравится — это зачастую легкое чтение, с ним навыки не приобретаются.

Второй способ — дополнительное образование, спецкурсы. Когда тебе помогает квалифицированный специалист. В крайнем случае, специалист может помочь начать, поставить сам процесс — как выбрать книжку; как её прочитать; как потом рассказать о том, что ты прочитал; как на основе прочитанного написать какой-нибудь небольшой свой текст, чтобы его поняли, и как понять, что тебя поняли.

Мне могут возразить, что тому, как писать тексты, учат в школе. Но дело-то как раз в том, что не учат. Максимум, чему учат в школе — писать сочинение-рассуждение на совершенно отвлеченную тему в рамках подготовки к ЕГЭ. Конечно, есть школы и учителя, которым удается делать больше, но их, к большому сожалению, очень мало.

С какой литературы лучше всего начинать гуманитарное самобразование?

Обычно люди читают современную литературу. Классическую не читают, говорят, что читали её в школе, и это, конечно, очень самонадеянно. Мне кажется, лучше всего для человека, желающего научиться читать, попытаться почитать все варианты текстов — как можно больше.

Это очень важно. Потому что если меня спросить, что я умею из того, что не умеет большинство людей, я отвечу: «Читать огромное количество текстов разных эпох». У меня есть навык читать то, что мне не нравится, то, что мне непонятно, и выяснять, что мне непонятно. Есть навык читать быстро и читать медленно, дробить тексты, распределять своё чтение. Наконец, я легко ориентируюсь в истории, хотя не изучала ее специально. Когда я читаю художественный текст, то хорошо представляю, чем отличалось мировосприятие человека 19 века от современного, француза от русского и так далее. Это тоже полезные вещи, потому что из культуры ничто не уходит, все следы разных времени и разных пластов — они с нами. Миф с нами, средневековое мышление ещё как с нами, и мышление человека 19 века, мышление романтика — оно тоже никуда не делось. И если научиться читать исторически, то можно легко выделять эти вещи и понимать, что действительно современно и ново. Людям, которые работают с инновациями, с изобретениями, мне кажется, это важно.

 «Без гуманитарных знаний современному инженеру трудно состояться. Именно поэтому в первый год жизни целевой инженерной межвузовской магистратуры в расписании наших студентов были в том числе и спецкурсы гуманитарной направленности. В дальнейших планах магистратуры  – подготовка спецкурсов для студентов  в сотрудничестве с "Отрытой кафедрой"». Сергей Анцифиров, руководитель Целевой инженерной межвузовской магистратуры

Елена Ковалева
02 ноября 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты