«Если ты делаешь что-то, эта вещь должна стать для тебя родной»

Художник кино и телевидения, преподаватель Московской школы кино Аддис Гаджиев — о современной киноиндустрии и работе со студентами.
Анастасия Нарушевич
19 августа 2015
Вы родились в Баку. Расскажите, как прошло ваше детство, где вы учились?

Я обязан хорошей школе своим образованием. Мне очень повезло, я поступил в единственную в Баку мощную школу. Преподавательский состав был сильный, нас очень мучили, но результаты были на лицо, потому что мы участвовали во всех олимпиадах и все олимпиады выигрывали. Школе я обязан систематичным подходом к любой задаче.

Художественное училище, в которое я потом попал, конечно, было слабенькое с точки зрения образования: если в школе я был медалист, то тут был медалист в квадрате. Но вокруг меня были дети художников, все уже тогда очень хорошо разбирались в художественных течениях. Кто такой Миро я знал ещё в 14 лет.

Как вы поступили во ВГИК?

Я поступил в то время, когда в армию забирали с первого курса. Мне очень повезло, я поступил в мастерскую Владимира Ивановича Кислых, он прекрасный художник, мы уже сейчас дружны с ним, но тогда он хотел меня отчислить за профнепригодность. Когда я во ВГИК поступил, то думал: «Что я здесь делаю?» Сейчас я тоже не потерплю, если студент придёт и скажет: «Ты знаешь, ты меня не учи, я и так всё знаю». Он хотел влепить мне два, но потом все уговорили его поставить мне три, сказав, что весной меня всё равно заберут в армию. Он махнул на меня рукой, и я благополучно отучился до армии.

Отслужил я прекрасным образом два года, вернулся во ВГИК, попал уже к Александру Тимофеевичу Борисову, и у него началась новая кинематографическая история. Он тончайший педагог. Очень важно попасть к правильному мастеру, попасть к человеку, который не сломает студента, а, наоборот, аккуратненько вырастит специфические особенности. А если не повезёт, то он может состричь все веточки и вырастить в лучшем случае себе подобного. А второй такой же человек никому не нужен.

Когда вы начали работать в кино?

История с кино началась на втором курсе. Я попал туда случайно, тогда я не воспринимал это серьёзным делом. Какие-то профессиональные навыки приобретались, но это было скорее приятным времяпрепровождением. Первым взрослым кино, которое повергло меня в шок и заставило работать 24 часа в сутки, стала картина «Простодушный», которую мы снимали на Мосфильме. Там я получил очень большой опыт, познакомился с Валерием Гинзбургом, с Евгением Гинзбургом — режиссёром этой картины. После этого был долгий период, почти пять лет, когда я не работал в кино, именно по причине того, что всё рухнуло в одну секунду. Это был 1991 год, все студии пришли в запустение, Мосфильм был превращён в склад, и вновь я потом вернулся уже в 1995 году.

Московская школа кино существует с 2012 года. Когда вы узнали о ней и как начали преподавать?

В ноябре 2012 года мне позвонили из Школы, я приехал, пообщался и должен сказать, что сразу я с радостью захотел сотрудничать с ними. Потому что здесь все преподаватели «работающие». Так, в школе могут работать те, кто непосредственно находится «на фронте», поэтому все студенты получают и изучают новинки киноиндустрии. Это чудовищно тяжело!

Во ВГИКЕ как: пришёл человек — и сидит на кафедре, уже тридцать лет преподаёт. а тут ты всё время думаешь, как же сюда успеть, туда успеть.

Не тяжело ли студентам учиться в таком ритме?

Это нелегко даётся, но те, кто выживут, будут очень сильными специалистами. Потому что объём практических занятий такой, какого нет практически нигде. Проведу параллель: во ВГИКе художники имеют после 6 лет образования диплом, выраженный в виде шести или семи живописных картинок, где будет написано «разработка экранизации такой-то». Всё. И этот человек с бумажками и картинками приходит устраиваться на работу. Что происходит у нас? Студент за четыре семестра, то есть за 2 года, имеет курсовую работу, короткометражный фильм, который он защищает. У него будет то же самое — эскизы, синопсис, раскадровки, но ещё он будет иметь выполненную практическую работу. Помимо этого он создаёт рекламный ролик, который засчитывается как курсовая работа, — полноценный, снятый и отэфиренный. Ещё он снимает тизер — телевизионный или полнометражный на выбор, и фото. У меня в планах сделать одним из выпускных проектом театральную постановку.

Насколько я знаю, в рамках проекта некоторые студенты снимали рекламу для реальных заказчиков?

Наши студенты в группах сделали 16 разных рекламных роликов, половина была принята очень хорошо, и сейчас они эфирятся. Там были студенты первого курса — режиссёры, студенты второго курса — операторы и художники. Локомотивом в этом проекте был режиссёрский факультет, но это правильно, поскольку он есть носитель. Режиссёр защищал свою концепцию и после этого создавал полноценную съёмочную группу, а каждый студент мог потом указать этот ролик в своём портфолио. Выживают сильнейшие! Я бы, наверное, так не сумел: прийти сюда, ещё работать и учиться. Может, время другое? Вот, например, Женя Егорова вышла не с 4 проектами, а с 12.

Вы привлекали своих иностранных коллег к школе?

Пока нет, сама школа молодая, факультет только второй год существует. Первые выпускники будут только в этом году. Поэтому есть такой фактор, как доработка программы, и в течение года она меняется. Конечно, многое строится на личных контактах, так как я привлекаю коллег на мастер-классы. Система обучения у нас предполагает не лекции в течение года, а модуль — самое главное. У многих специалистов высокого класса есть потребность поделиться опытом, и обычная система предполагает, что он потратит на это всю жизнь. Очень важное преимущество — это введение модулей. Я столкнулся с тем, что многие из тех, кого мы хотели привлечь, не умеют мыслить модулем, системы нет. Например, историю искусств мы не можем здесь прочесть на протяжении двух лет, времени нет, мы обязаны дать за 10 занятий основной курс. И это даже не просто выжимка, а способность провести анализ и на основе этого анализа развить в студенте систему подхода к эстетике или стилю.

Каким вы видите идеального выпускника?

Мне бы хотелось, чтобы это был универсальный специалист, в первую очередь, который может с одинаковым успехом работать в кино, в рекламе или на съёмке музыкальных видео. Все эти специальности требуют некоторой перенастройки, поэтому мы пытаемся развить в них способность работать в разных жанрах или стилях. Мы даем систему обращения с основными объектами, и навыки работы в команде должны быть у каждого студента. Возможно, это особенность нашей школы, потому что в других заведениях людей учат работать индивидуально. Наше время вообще командное, и чем дальше мы движемся, тем более командным оно становится. Нужно учиться излагать свои мысли правильно, умение коммуницировать очень важно в работе.

Ты должен не спать, не есть, не пить, но потом сказать «да, это моё».

Что бы вы могли посоветовать тем, кто хочет заниматься кино в будущем? С чего начинать? Как развивать себя?

У нас есть факультет Filmmaking, который даёт возможность попробовать себя в разных ипостасях: побыть режиссером, актёром, художником сценаристом, оператором и так далее. Это позволяет людям точнее понять, кем именно они хотят стать, как устроен кинопроцесс. То есть человек еще «на берегу» имеет возможность понять, какая профессия ему ближе. Важно попасть в правильную систему или атмосферу... Возможно, вы найдете и другие способы чуть глубже окунуться в процесс создания кино: смотрите фильмы, читайте книги, расширяйте кругозор. Если бы в своё время рядом со мной не оказалось соседей художников в кино, я бы не оказался в киноиндустрии.

У нас даже разговор получился не про работу и специальность, а про жизненный подход. Жизнь выше, чем специальность. Если ты учишь человека какой-то специальности с полной отдачей, то он потом может и на жизнь это проецировать. Главное, научить студента одной важной идее — если ты делаешь что-то, то эта вещь должна стать для тебя родной. Ты должен не спать, не есть, не пить, но потом сказать «да, это моё». А если этого не происходит, то незачем и делать тогда. Нужно верить, и тогда всегда будет непривычный вкус того, что делаешь.

Анастасия Нарушевич
19 августа 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты