Академик Семенов:
«Мы восстанавливаем идеальный баланс»

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
14 июля 2015

Все ли выпускники главного педагогического вуза страны идут работать в школу, что делать тем, кто к моменту поступления в вуз еще не определился со специальностью, что такое универсальный бакалавриат и зачем будущие учителя начальных классов учатся готовить спагетти? Об этом Учебе.ру рассказал ректор МПГУ, Академик РАН Алексей Семенов.

Начнем с главного вопроса: каких специалистов готовят в МПГУ?

Наш вуз — старейший и главнейший педагогический вуз страны. Естественно, от нас ожидают, что мы готовим, в основном, учителей. Однако это не совсем так. Большинство вузов страны сейчас расширило область своей деятельности: они готовят специалистов не только по тем направлениям, на которые были ориентированы изначально.

Нам это знакомо. Наш вуз после 1918 года был «вторым МГУ» — имел универсальный профиль. Затем профиль стал педагогическим. В последнее время в МПГУ развилось направление, связанное с социально-экономическим аспектом. Хотя даже при подготовке социологов и экономистов мы стараемся делать уклон в сторону образования: студенты изучают экономику образования, социологию образования.

Но мне кажется,что сейчас важнее другое. Сейчас каждому человеку приходится учиться в течение всей жизни. Есть такое понятие — «матетика» — искусство учиться. Помимо способности учить есть не менее важное умение — учиться самому. Мы сейчас придаем большое значение этому умению, хотя, конечно, умение учить другого для нас также очень важно. Во многом наш вуз совпадает с классическим университетом: он охватывает полный спектр направлений обучения, за исключением инженерных и медицинских. При этом внутри педагогических направлений студент может легко переходить с одного профиля на другой. С другими это не так просто сделать: если ты поступил на физический факультет, то перейти на экономический будет сложно. Мы помогаем студентам: карьерное консультирование — обязательное сопровождение на первых семестрах. Если, например, студент, который учится на учителя физики, передумал быть педагогом, при желании он может перевестись на физический факультет. Вдобавок он может заниматься на курсах дополнительного образования. Есть программы, которые позволяют учиться на двух факультетах одновременно.

Педагогические вузы часто обвиняют в том, что не все их выпускники идут работать по специальности. Что вы можете на это ответить?

Надо сказать, такое обвинение можно предъявить и любому другому вузу. Классические вузы по определению готовят исследователя — человека, который будет открывать новые научные истины. Очевидно, что нам не нужно ежегодно получать сотни, например, историков. Для них просто нет рабочих мест. Поэтому большинство выпускников не становятся учеными.

Действительно, не все выпускники нашего вуза идут работать в школы. Однако есть один важный момент: не все достойны того, чтобы там работать. Будущее инженера-троечника очевидно: он будет работать на маленьких должностях, ему не будут доверять сложную работу. Если же мы говорим об учителе, который был троечником в педагогическом вузе, нас охватят серьезные опасения: человек, который не умел учиться сам, скорее всего, плохо научился, как учить других. Отчислять его нет повода: он действительно учится, пусть и на тройки. Даже если мы выдали ему диплом о высшем образовании, посылать его работать в школу все равно не хотелось бы. С другой стороны, не все школы готовы их принять, и это хорошо: есть «рыночный регулятор».

Для тех, кто еще не определился с направлением будущей деятельности, универсальный бакалавриат — это отличная возможность: у них будет еще два года, чтобы понять, куда им идти дальше.

Помогаете ли вы выпускникам с трудоустройством?

Мы реализуем то, что в СССР называлось распределением. Однако, в отличие от практики тех лет, мы распределяем не всех. Мы помогаем выпускникам собрать портфолио, в которое включена их работа на практике (фото, видео их работы с детьми).

Сейчас во многих школах есть учителя, которым по 60 и даже 70 лет, им уже сложно работать. Однако по инерции они остаются в школе. Если мы предъявим школе заведомо лучшего выпускника, то такой учитель сможет приходить в школу 2-3 раза в неделю, заниматься с отстающими. Если пожилой учитель заболеет на пару недель, учебный процесс тоже не пострадает. Он по-прежнему сможет помогать школе и получать от нее помощь, а его место в полную нагрузку займет наш выпускник — достойный учитель. Это и есть наша договоренность, которая является современным и гуманным вариантом распределения. С одной стороны, мы ведем переговоры с десятками и сотнями школ Москвы, а с другой — предъявляем им таких выпускников, которые устраивают эти школы.

Что такое универсальный бакалавриат?

Идея универсального бакалавриата возникла еще в античности и получала название «artis liberalis» (в английском варианте — liberal arts — свободные искусства). В этом случае слово «arts» означает не только искусства, но и науки и технологии. Постепенно сложилось понятие о том, что универсальный бакалавриат — это не обучение специалиста — юриста, экономиста, врача — а просто общее высшее образование свободного человека. Во многих странах он очень распространен — особенно в США. В СПбГУ также есть факультет свободных искусств и наук, которым руководит Алексей Кудрин.

Первые полтора года обучения могут включать только базовые предметы. Затем студенты получают специализацию — например, «учитель русского языка», «учитель физики», «дефектолог». У всех есть педагогическая практика, которая развивается в направлении, соответствующем специальности. Она может начинаться в детском саду, затем студенты получают опыт преподавания в начальной школе и занимаются предметным преподаванием в старшей. Мы даем возможность получения полноценного высшего образования для каждого выпускника. В рамках универсального бакалавриата может выделяться основная тема — «преподавание физики», например, и дополнительная специализация — например, в сфере искусства.

Концепция универсального бакалавриата у нас обязательно включает прохождение практики — и для учителей начальной школы, и для учителей физики. Обязательным пунктом для старшекурсников является педагогическая практика со студентами младших курсов.

Универсальный бакалавриат подходит и для не очень сильных студентов, и для одаренных, и для тех, кто определился с будущей деятельностью и тех, кто еще не определился.

Наши выпускники получают в среднем от 24 тысяч до 54 тысяч рублей, что на наш взгляд, очень неплохо.

Где работают выпускники?

Они работают везде. Минобрнауки вычисляет эффективность вузов, подсчитывая трудоустроившихся выпускников. За последние годы у нас был почти наивысший показатель. Однако пока у нас еще не самый высокий показатель зарплаты преподавателей. Согласно рейтингу Минобрнауки, наши выпускники работают в 46 регионах РФ, и их средняя зарплата — 40 тысяч рублей. А если посмотреть разброс по специальностям, то цифры составляют от 24 тысяч до 54 тысяч рублей, что на наш взгляд, очень неплохо для вчерашнего выпускника.

Как вы считаете, чем хороша балльно-рейтинговая система?

Мы сейчас находимся на этапе перехода к балльно-рейтинговой системе. Она не позволяет студенту весь семестр ничего не делать, а за день до экзамена начать готовиться и сдать его, как это многие сейчас делают. Благодаря этой системе студент вынужден учиться, начиная с первого сентября. Обучение проходит как в школе: он знает, что к определенному дню должен выполнить определенные задания. На сайте он может узнать свой прогресс в обучении и количество баллов. В балльно-рейтинговой системе есть много критериев, и все эти критерии известны заранее.

Где студенты проходят стажировки?

Стажировки у нас называются педагогической практикой. Большинство проходит их в государственных образовательных организациях города Москвы, небольшое количество — в негосударственных. Многие идут на практику в школы, которые сами окончили: они всех там знают, их знают, поэтому им приятно там работать. Для студента магистратуры одним из вариантов прохождения практики может быть работа со студентами младших курсов. Если студент учится на логопеда или дефектолога, он проходит практику в соответствующих специальных учреждениях (возможно, негосударственных).

Студентам на практике приходится нелегко. Бывает, что они приходят оттуда в отчаянии, не понимая, что вообще происходит. Причем это случается не тогда, когда их уже ставят к доске в роли учителей, а просто при общении с детьми. Поэтому мы стараемся, чтобы практика началась как можно раньше: во-первых, студент привыкает к работе с детьми, во-вторых, у него есть время, чтобы понять, походит ему такая деятельность или нет.

Практика в детском саду стоит в плане даже у первого курса. Студент иногда говорит нам: «Мы еще не изучили курсы педагогики и психологии, поэтому ничего там не поймем». В каком-то смысле это история про курицу и яйцо. Мы говорим: «Если вы не придете туда и не будете общаться с этими детьми, у вас не появится стимула разобраться в психологии и физиологии дошкольника, которую будете потом изучать». Если они просто изучат его в теории, то будут воспринимать просто как очередной ненужный курс, на экзамене по которому можно и списывать. Практику можно снять на видео и затем в университете показать профессору, который поможет студенту разобрать его ошибки.

Надо признать, что за время обучения в школе большинство детей теряют способность учиться. Наша задача — восстановить этот навык.

Кому лучше всего подходит система универсального бакалавриата?

Есть студенты, и даже школьники, которые твердо знают, кем они хотят работать в дальнейшем. Но есть студенты, которые до конца не определились — универсальный бакалавриат как раз для них, он оптимален по соотношению нагрузки и результата.

По системе универсального бакалавриата могут учиться студенты с разным уровнем подготовки: главное для нас — это прогресс в обучении. Однако тех, кто не хочет учиться и не прогрессирует, мы выгоняем. Девиз нашего вуза — «Учим учиться, учим учить и учимся сами!». В этом смысле для тех, кто еще не определился с направлением будущей деятельности, универсальный бакалавриат — это отличная возможность: у них будет еще два года, чтобы понять, куда им идти дальше. Они получат достаточно общее образование, им не будут давать узконаправленные знания, при этом они получат учительскую квалификацию в определенной области.

Какие специальности наиболее популярны среди абитуриентов?

Наибольшей популярностью пользуются специальности, связанные с иностранным языком: лингвистические, преподавание иностранного языка (прежде всего, английского). Кроме того, у нас есть система двух профилей: например, студент может параллельно обучаться на учителя начальной школы и учителя английского языка. Определенный спрос есть на направление «журналистика», социально-экономический блок, включая «туризм», психологическое направление (есть разные варианты подготовки психологов).

Что за прошедший год вас приятно удивило?

Наши студенты сами захотели устроить новогодний бал и предложили мне исполнить вальс с моей женой. Обычно, когда у меня есть возможность не танцевать, я не танцую. Однако в этом случае я вспомнил девиз нашего вуза и подумал, что отказаться от этой затеи было бы малодушием с моей стороны. Мы с женой действительно взяли несколько уроков, и смогли станцевать.

Безусловно, приятным событием для меня было то, что еще в первый месяц года мы смогли убрать очереди из общежитий: теперь там живут все наши иногородние студенты. Что касается студентов из Московской области, мы поселили всех, кому приходилось тратить на дорогу от двух часов.

У нас в университете есть струнный оркестр, играющий камерную музыку. В основном, в него входят наши выпускники, играют профессионально. Они могут выступать, например, рядом со столовой, и поднимают настроение студентам, проходящим мимо.

Еще одно приятное событие — наши студенты Института детства, где обучаются будущие учителя начальных классов и дефектологи, в течение месяца в начале года учились разным вещам — например, готовить спагетти. В рамках этой программы Дмитрий Быков им читал лекции на тему «Еда в мировой литературе». Кроме того, в программе погружения была неделя чувств и каждый день был посвящен вкусу, зрению, слуху, обонянию или осязанию. Мы делаем это, в том числе для того, чтобы осознать, как чувствуют себя люди с ограниченными возможностями.

С неделей чувств все более или менее понятно, но зачем вы учили первокурсников готовить спагетти?

Конечно, это не было простым развлечением: сначала студенты пробовали сами научиться сделать ту или иную вещь, освоить для начала очень простое умение за относительно короткое время: жонглировать, музицировать в составе ученического оркестра (даже если ты раньше никогда не учился в музыкальной школе) или приготовить прямо на занятии какое-то блюдо. А потом мы помогали им осознавать, как, вообще говоря, происходит процесс научения, в том числе и математике, и физике, чему угодно. Ведь, надо признать, за время обучения в школе большинство детей теряют способность учиться. Наша задача — восстановить этот навык, потому что если человек не умеет учиться сам, как он потом научит этому других? Это то, о чем мы говорили в начале: матетика (умение учиться) и дидактика (умение учить) — должны составлять сбалансированную конструкцию. Мы восстанавливаем этот идеальный баланс: наш выпускник обладает самым главным навыком в современном мире — умению осваивать новые области деятельности и, что было бы совсем замечательно, умеет научить этому других.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
14 июля 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты